Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.
Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38
ТЕМА: Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей
Содержание
Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально
ориентированных периодизаций
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном
возрасте
организации профессионального самоопределения школьников 21
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
самоопределения для
детей из неблагополучных
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38
Приложение А Анкета 41
Приложение Б методика Е.А. Климова "Определение типа
будущей профессии" 42
РЕФЕРАТ
Объем курсовой работы составляет 42 страницы, 2 таблицы, 1 рисунок, 25 использованных источников, 2 приложения
Самоактуализация, профессиональное самоопределение, подростковый возраст, семейное неблагополучие, условия жизни субъекта, воспитание, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент
Подростки из неблагополучных семей находятся в ситуации влияния сложных двухсторонних (объективных и субъективных) условий для профессионального самоопределения. В связи с этим возникает потребность в качественно подходе к рассмотрению ситуации профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей, с учетом трудностей субъективного и объективного характера.
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское общество характеризуется экономической нестабильностью, духовно-нравственным кризисом, снижением значимости института семьи и брака и как следствие этому, является появление неблагополучных семей. Одна из наиболее острых проблем детей из таких семей - их собственное жизненное самоопределение, где наиболее важной составляющей является профессиональное самоопределение.
Тем не менее, в неблагополучных
семьях зачастую не могут быть созданы
субъективные адекватные условия для
успешного профессионального
С другой стороны, несогласованность между потребностями экономики в специалистах и объемом их выпуска в образовательных учреждениях не совпадают (Б.Д. Бреев, А.Э. Гагшч, Т.И. Горобцова, Я.В. Дидковская, И.П. Купцов, Н.Е. Сарапова), что в свою очередь формирует негативные объективные условия для профессионального самоопределения подростков, способствуя росту безработицы, трудоустройству не по специальности.
Таким образом, подростки
из неблагополучных семей
Объект исследования - профессиональное самоопределение в подростковом возрасте.
Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.
Для написания курсовой работы были использованы материалы отечественной и зарубежной литературы, периодические издания, а также интернет – ресурсы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность и
содержание понятия «
Проблема профессионального
самоопределения долгое время не
рассматривалась и не изучалась
(как самостоятельное
Сегодня возникла необходимость
решать эту проблему с ориентацией
на личность ученика, т.е. с помощью
профессионального
В современной литературе существует большое количество трактовок понятия «Самоопределение».
Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе.
Процесс самоопределения
длится у достаточно зрелого человека
всю жизнь: человек ищет ответы на
вопросы - кто я есть, зачем я
живу, чего могу добиться, чем я могу
помочь своим близким, своей стране,
в чем мое индивидуальное предназначение
и др. Эти потребности
Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения - личностное, профессиональное и др. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие [21].
Следует различать личностное и профессиональное самоопределение.
Изучая личностное самоопределение, делают акцент на нахождении личностью своей «внутренней сути». В работах Н.С. Пряжникова личностное самоопределение описывается как нахождение самобытного "образа я", постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Т.М. Буякас предлагает рассматривать личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте [7]. Данные авторы ставят на первое место в личностном самоопределении познание человеком самого себя, благодаря чему он определяет свое собственное отношение к жизни и свое место в ней.
Существуют характеристики
понятия «Профессиональное
Профессиональное
Профессиональное
Современное понимание профессионального
самоопределения охватывает проблемы
взаимосвязи профессионального
самоопределения с общим
От выбора профессии зависит благополучие человека. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д.
Е.А. Климов выделяет два
уровня профессионального
1. Гностический уровень
(перестройка сознания и
2. Практический уровень
(реальные изменения
Существующая характеристика позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Изучением проблемы профессионального самоопределения занимались: Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Маркова, Д. Леонтьев и др.
Понятие “ориентация” употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения.
В энциклопедии ориентация (фр.orientation буквально - направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом - умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном - направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.
Профессиональная ориентация - информационная и организационно практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда [22].
Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т. д. [23].
Профессиональная ориентация
- это обобщенное понятие одного
из компонентов общечеловеческой культуры,
проявляющегося в форме заботы общества
о профессиональном становлении
подрастающего поколения, поддержки
и развития природных дарований,
а также проведения комплекса
специальных мер содействия человеку
в профессиональном самоопределении
и выборе оптимального вида занятости
с учетом его потребностей и возможностей,
социально-экономической
Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций
Мы рассмотрели несколько
вариантов профессионально
Е. А Климов предлагает следующую
профессионально
Таблица 1 - Виды профессионально ориентированных периодизаций
Название стадии |
возраст |
Основные виды деятельности |
1 |
2 |
3 |
оптация |
12-17 лет |
Период выбора профессии
и учебно-профессионального |
профессиональная: подготовка |
15-23 года |
Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками; |
адаптация |
16-18 лет |
Вхождение в профессию и привыкание к ней |
фаза интервала |
18-23 года |
Приобретение |
мастерство |
23-35 лет |
Квалифицированное выполнение трудовой деятельности |
фаза авторитета |
35-55 лет |
Достижение профессионалом высокой квалификации |
наставничество |
55-60 лет |
Передача профессионалом своего опыта |
Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей