Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.
Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38
2) Процесс профессионального
самоопределения включает
3) Осознание временной
перспективы и построение
В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Старшеклассники именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, на свои возможности и не слишком тревожные. Все это, безусловно, связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью в самоопределении [9, С. 164].
4) Еще один момент, связанный
с профессиональным
Профессиональное
Выбор, совершаемый в процессе
профессионального
Из этого следует в
частности, что к моменту
В возрасте 14-15 лет (выпускники
девятого класса) впервые начинает
осознаваться вопрос профессионального
самоопределения. Основной вопрос: «Выбор
сделать надо, но не знаю, что мне
надо». Подростки в этом возрасте
нуждаются в психолого-
Учащийся десятых классов
входит в новый период возрастного
развития - юношеский возраст. У учащихся
этого возраста складывается потребность
в развитии социального интеллекта
[18, C. 88]. Десятикласснику важно при
этом получить оценку окружающих, сравнить
ее с самооценкой. Учащийся в этом
возрасте нуждается в психологической
и социально педагогической помощи
к вступлению во взрослую жизнь, развитии
социального интеллекта (овладение
способами и приемами конструктивного
взаимодействия с окружающими), развитии
рефлексии, эрудиции. Соответственно работа
по профессиональному
Отличительной особенностью
молодого человека 16-17 лет, перешедшего
в 11 класс, является то, что именно в
этот заключительный период обучения
в школе перед ним стоит
сложная задача - самоопределения, принятия
решения, от которого зависит его
будущее. Выпускникам чаще присуще
чувство тревоги, нависшей угрозы, в
основе которых лежит страх потерять
(упустить) шанс самореализации. Поэтому
работа по профессиональному
2 Содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения школьников
2.1 Анализ деятельности
социального педагога в
В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется социальным педагогом.
Деятельность социального
педагога по профессиональному
Основными формами работы социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся являются:
· Информационные консультации об экономической ситуации города, страны, о рынке труда, о мире профессий и их востребованности, о правилах приема в учебные заведения и т.д.
· Индивидуальное и групповое
профессиональное консультирование учащихся
и их родителей, экскурсии на предприятия
и в образовательные
Управление выбором профессии
- одна из составных частей проблемы
научного управления обществом. В более
узком плане применительно к
проблеме выбора профессии учащимися
социальному педагогу крайне важно
знать объективные и
- система объективно
К субъектным факторам относятся:
- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.
Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.
Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).
Управление профессиональным
самоопределением только тогда научно,
когда строится с учетом индивидуально-психологических
особенностей учащихся, базируется на
знании динамической функциональной структуры
личности [8]. Следовательно, организация
профессионального
Существуют различные ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через которую социальный педагог может воздействовать на профессиональное самоопределение учащегося.
Виды деятельности социального педагога по данному направлению:
1. Работа с семьей
Формы работы
· Родительское собрание
Социальный педагог может провести родительское собрание, чтобы выяснить позиции родителей относительно профессионального выбора учащегося:
· проведение индивидуальных бесед
· лектории
· диагностика учащихся
· информирование
Возможно информирование
родителей о возможных
- Консультации;
- Беседы.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области. Классическому выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
3. Работа с микрогруппами
Формы работы :
· Изучение позиции микрогруппы
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
· Информирование
Социальный педагог должен информировать учащихся о возможных последствиях, которые могут возникнуть при выборе профессии, опираясь на чужие жизненные позиции, а также информировать учащихся об остальных возможных ошибках при выборе профессии.
3.Работа с педагогическим коллективом
Формы работы :
· Взаимодействие с классным
руководителем выпускных
· Взаимодействие с психологом (совместная диагностическая работа, консультирование)
· Взаимодействие с администрацией (сотрудничество со средними и высшими учебными заведениями, отслеживание профессиональной самореализации выпускников)
4.Работа с личностью старшеклассника
Работа с личностью старшеклассника включает следующие направления работы:
1) Диагностическая работа
а) Диагностика способностей.
Социальному педагогу необходимо заниматься диагностикой способностей. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.
б) Диагностика уровня притязаний на общественное признание.
в) Диагностика склонностей.
Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему. С помощью социального педагога ребенок может сформировать свое мнение о своих допрофессиональных увлечениях [7].
2) Информирование
Неискаженная информация - важный фактор выбора профессии. Социальный педагог должен владеть такой информацией и предоставлять ее старшеклассникам.
Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей