Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.

Содержание

Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

2) Процесс профессионального  самоопределения включает развитие  самосознания, формирование системы  ценностных ориентации, моделирование  своего будущего, построение эталонов  в виде идеального образа профессионала.  Личностное самоопределение человека  происходит на основе освоения  общественно выработанных представлений  об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

3) Осознание временной  перспективы и построение жизненных  планов требует от старшеклассников  уверенности в себе, своих силах  и возможностях. По американским  данным, подростки 12-13 лет значительно  чаще, чем младшие дети думают, что взрослые и сверстники  оценивают их отрицательно, их  самоуважение несколько снижается.  После 15 лет самоуважение снова  возрастает, не только компенсируя  потери подросткового возраста, но и превосходя уровень самоуважения  младших школьников.

В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки. Типично юношеские особенности  характерны для самооценки десятиклассников - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Старшеклассники именно в это  время отличаются оптимистичным  взглядом на себя, на свои возможности  и не слишком тревожные. Все это, безусловно, связано с формированием  «Я-концепции» и необходимостью в самоопределении [9, С. 164].

4) Еще один момент, связанный  с профессиональным самоопределением - изменение учебной мотивации.  Старшеклассники, ведущую деятельность  которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу  как необходимую базу, предпосылку  будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом,  те предметы, которые им будут  нужны в дальнейшем. Если они  решили продолжить образование,  их снова начинает волновать  успеваемость. Отсюда и недостаточное  внимание к «ненужным» учебным  дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто  пренебрежительного отношения к  отметкам, которое было принято  среди подростков. Как считает  А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [1 ,С.28-40].

Профессиональное самоопределение - событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую. Оно существенно влияет и на брачно-семейные перспективы, и на материальное благосостояние, и на психологическую гармонию, самооценку и взаимоотношения с самим  собой, и на место жительства, поездки  и переезды, и на многое другое - трудно назвать хоть один аспект образа жизни, на который не влиял бы выбор профессии.

Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к особой разновидности, поскольку варианты профессиональной карьеры в крупных городах  настолько разнообразны, что требуется  специальная работа сознания лишь для  того, чтобы сформировать набор альтернатив, которые будут приниматься во внимание, не говоря уже о самом  выборе. Старшеклассник очень часто  не знает, что он хочет, кем бы он хотел быть. Знание об огромном множестве  профессий не делает их автоматически  альтернативами для профессионального  самоопределения; реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда  приобретают для выпускника определенный смысл, т.е. вписываются им в контекст жизненного мира. С этой точки зрения процесс построения альтернатив  является, в сущности, процессом  построения их смысла для субъекта.

Из этого следует в  частности, что к моменту профессионального  самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор  по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.

В возрасте 14-15 лет (выпускники девятого класса) впервые начинает осознаваться вопрос профессионального  самоопределения. Основной вопрос: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне  надо». Подростки в этом возрасте нуждаются в психолого-педагогической и социально-педагогической поддержке, раскрытии перспективы дальнейшего личностного развития, помощь в определении своих жизненных планов. В работе по профессиональному самоопределению необходимо формирование актуального для подростков «информационного поля», развитие навыков и умений целеполагания и планирования, формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Учащийся десятых классов  входит в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность  в развитии социального интеллекта [18, C. 88]. Десятикласснику важно при  этом получить оценку окружающих, сравнить ее с самооценкой. Учащийся в этом возрасте нуждается в психологической  и социально педагогической помощи к вступлению во взрослую жизнь, развитии социального интеллекта (овладение  способами и приемами конструктивного  взаимодействия с окружающими), развитии рефлексии, эрудиции. Соответственно работа по профессиональному самоопределению  десятиклассников должна включать информирование, обучение методам познания себя (самопознание) и других людей, развитие навыков  групповой работы, формирование мотивов  самоактуализации.

Отличительной особенностью молодого человека 16-17 лет, перешедшего  в 11 класс, является то, что именно в  этот заключительный период обучения в школе перед ним стоит  сложная задача - самоопределения, принятия решения, от которого зависит его  будущее. Выпускникам чаще присуще  чувство тревоги, нависшей угрозы, в  основе которых лежит страх потерять (упустить) шанс самореализации. Поэтому  работа по профессиональному самоопределению  учащихся в этом возрасте должна включать блок развития уверенности в себе, помощь в напряженный период, связанный  со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее  специальное учебное заведение.

 

2 Содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения школьников

 

2.1 Анализ деятельности  социального педагога в образовательном  учреждении со старшими школьниками  по профессиональному самоопределению

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется социальным педагогом.

Деятельность социального  педагога по профессиональному самоопределению  учащихся ведется совместно с  психологом школы.

Основными формами работы социального педагога по профессиональному  самоопределению учащихся являются:

· Информационные консультации об экономической ситуации города, страны, о рынке труда, о мире профессий  и их востребованности, о правилах приема в учебные заведения и  т.д.

· Индивидуальное и групповое  профессиональное консультирование учащихся и их родителей, экскурсии на предприятия  и в образовательные учреждения, классные часы, встречи с работодателями, с представителями рабочих профессий.

Управление выбором профессии - одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более  узком плане применительно к  проблеме выбора профессии учащимися  социальному педагогу крайне важно  знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:

- система объективно действующих  закономерностей, условия жизни  субъекта, среда, воспитание, экономическое  окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения,  мотивы, характер, темперамент, задатки  и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором  профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором  профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно  сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и  биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Управление профессиональным самоопределением только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических  особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры  личности [8]. Следовательно, организация  профессионального самоопределения  будет успешна и плодотворна  в том случае, если социальный педагог  обладает подготовкой в области  психологии, либо работает совместно  с психологом, другими специалистами, а также взаимодействует с  центрами занятости.

Существуют различные  ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через  которую социальный педагог может  воздействовать на профессиональное самоопределение  учащегося.

Виды деятельности социального  педагога по данному направлению:

1. Работа с семьей

Формы работы

· Родительское собрание

Социальный педагог может  провести родительское собрание, чтобы  выяснить позиции родителей относительно профессионального выбора учащегося:

· проведение индивидуальных бесед

· лектории

· диагностика учащихся

· информирование

Возможно информирование родителей о возможных вариантах  профессионального самоопределения  их детей, опираясь на результаты заранее  проведенных диагностик направленных на исследование различных сфер, которые  могут влиять на выбор ребенка, а  также на статистические данные востребованных вакансий на рынке труда

- Консультации;

- Беседы.

Очень часто родители предоставляют  ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором  ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще не обладает достаточной  осведомленностью в данной области. Классическому выбору профессии  часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той  деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

3. Работа с микрогруппами

Формы работы :

· Изучение позиции микрогруппы

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние  их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального  будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

· Информирование

Социальный педагог должен информировать учащихся о возможных  последствиях, которые могут возникнуть при выборе профессии, опираясь на чужие  жизненные позиции, а также информировать  учащихся об остальных возможных  ошибках при выборе профессии.

3.Работа с педагогическим  коллективом

Формы работы :

· Взаимодействие с классным руководителем выпускных классов

· Взаимодействие с психологом (совместная диагностическая работа, консультирование)

· Взаимодействие с администрацией (сотрудничество со средними и высшими  учебными заведениями, отслеживание профессиональной самореализации выпускников)

4.Работа с личностью  старшеклассника

Работа с личностью  старшеклассника включает следующие  направления работы:

1) Диагностическая работа

а) Диагностика способностей.

Социальному педагогу необходимо заниматься диагностикой способностей. Способности, таланты учащегося  старших классов необходимо рассматривать  не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

В поведении и жизни  человека представления о ближайшем  и отдаленном будущем играют очень  важную роль, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит  от человека.

б) Диагностика уровня притязаний на общественное признание.

в) Диагностика склонностей.

Склонности проявляются  и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может  менять свои увлечения, а значит и  направления. Для старшеклассника  это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему. С помощью социального педагога ребенок может сформировать свое мнение о своих допрофессиональных увлечениях [7].

2) Информирование

Неискаженная информация - важный фактор выбора профессии. Социальный педагог должен владеть такой  информацией и предоставлять  ее старшеклассникам.

Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей