Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа
Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.
Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38
Данная периодизация позволяет на каждом возрастном этапе определить основные виды допрофессиональной и профессиональной деятельности.
А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.
1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией
2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме. мастерства.
3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.
4. Непрофессионализм - выполнение труда по професеионально искаженным· нормам на фоне деформации личности.
5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:
1) рост - развитие интересов, способностей (0-14 лет);
2) исследование - апробация своих сил (14-25 лет);
3) утверждение - профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание, .создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);
5) спад - уменьшение профессиональной активности (65 лет и более).
Стадии профессионального становления:
Профессиональное становление
охватывает длительный период жизни
человека (35-40 лет). В течение этого
времени меняются жизненные и
профессиональные планы, происходит смена
социальной ситуации, ведущей деятельности,
перестройка структуры
Следующим основанием дифференциации
профессионального становления
выступает ведущая
Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.
1. Началом данного процесса
является зарождение
2. Затем следует формирование
профессиональных намерений,
3. Следующая стадия становления
начинается с поступления в
профессиональное учебное
4. После окончания учебного
заведения наступает стадия
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
5. По мере освоения
профессии личность все больше
погружается в
6. Дальнейшее повышение
квалификации, индивидуализация технологий
выполнения деятельности, выработка
собственной профессиональной
На этой стадии профессиональная
активность постепенно стабилизируется,
уровень ее проявления индивидуализируется
и зависит от психологических
особенностей личности. Но в целом
каждому работнику присущ свой устойчивый
и оптимальный уровень
7. И лишь часть работников,
обладающих творческими
Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяется семь стадий (таблица 2).
Переход от одной стадии
профессионального становления
к другой означает смену социальной
ситуации развития, изменение содержания
ведущей деятельности, освоение либо
присвоение новой социальной роли,
профессионального поведения и,
конечно, перестройку личности. Все
эти изменения не могут не вызывать
психической напряженности
Таблица 2 - Стадии профессионального становления личности
№ п/п |
Название стадии |
Основные психологические новообразования стадии |
1 |
2 |
3 |
1 |
Аморфная оптация (0-12 лет) |
Профессионально ориентированные интересы и склонности |
2 |
Оптация (12-16 лет) |
Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение |
3 |
Профессиональная подготовка (16-23 года) |
Профессиональная |
4 |
Профессиональная адаптация - (18-25 лет) |
Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества |
5 |
Первичная профессионализация |
Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд |
6 |
Вторичная профессионализация |
Профессиональный менталитет,
идентификация с |
7 |
Профессиональное мастерство |
Творческая профессиональная
деятельность, подвижные интегративные
психологические |
В данной главе мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий [10], т.е. последовательность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.
В связи с этим возникает необходимость создания новых технологии профессионального развития и становления личности, ориентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профессиональную мобильность и повышающих конкурентоспособность специалистов.
1.3 Особенности
профессионального
Условно можно выделить следующие
взаимосвязанные этапы
1) дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений;
2) начальная школа (
3) первая ступень основной
школы (5-7-е классы) - осознание
своих интересов и
4) вторая ступень основной
школы (8-9-е классы) - начало формирования
профессионального
5) полное среднее учебное
заведение - профессиональная ориентация
на основе углубленного
6) профессиональное учебное заведение - овладение профессией.
Подростковый возраст завершается в 14-15 лет. Это время приходится на девятый класс. Перед подростками стоит вопрос, что делать дальше: продолжить обучение в школе, поступить в профессиональное учебное заведение или устроиться на работу? По существу, старшему подростку необходимо профессионально самоопределиться. Вместе с родителями и учителями он должен разобраться в своих интересах, склонностях и способностях, учесть финансовые возможности семьи, востребованность в регионе разнообразных видов профессий и способы их получения. Естественно, что речь может идти лишь о первоначальном, приблизительном, а подчас вынужденном профессиональном самоопределении. Следует также отметить, что самостоятельный, компетентный и ответственный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей подростку не по силам. Большинство подростков все же хотело бы продолжить учебу в школе, но слабая успеваемость, отклоняющееся поведение и экономическая несостоятельность семьи вынуждают их продолжать свою жизнь вне общеобразовательной школы. Будущая профессионально ориентированная жизнь вызывает тревожность и эмоциональную напряженность.
Особенности профессионального
самоопределения
1) Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей .
Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей