Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследование особенностей профессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – беседа, наблюдение, тестирование (опросник Дж. Холланда)
- методы математической обработки данных.

Содержание

Введение 4
1 Теоретический аспект исследования профессионального самоопределения
у подростков из неблагополучных семей 6
Сущность и содержание понятия 6
«профессиональное самоопределение личности»
1.2 Виды профессионально ориентированных периодизаций 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте 16
Содержание деятельности социального педагога по
организации профессионального самоопределения школьников 21
Анализ деятельности социального педагога в
образовательном учреждении со старшими школьниками
по профессиональному самоопределению 21
Программа по организации профессионального
самоопределения для детей из неблагополучных семей
«Взгляд в будущее» 29
Заключение 35
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

 

Данная периодизация позволяет  на каждом возрастном этапе определить основные виды допрофессиональной и профессиональной деятельности.

А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней.

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией

2. Профессионализм состоит  из трех этапов: адаптации к  профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме. мастерства.

3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности.

4. Непрофессионализм - выполнение  труда по професеионально искаженным· нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.

За рубежом широкое  признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:

1) рост - развитие интересов,  способностей (0-14 лет);

2) исследование - апробация  своих сил (14-25 лет);

3) утверждение - профессиональное  образование и упрочение своих  позиций в обществе (25-44 года); 4) поддерживание, .создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);

5) спад - уменьшение профессиональной  активности (65 лет и более).

Стадии профессионального  становления:

Профессиональное становление  охватывает длительный период жизни  человека (35-40 лет). В течение этого  времени меняются жизненные и  профессиональные планы, происходит смена  социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость  разделения данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения  стадий в непрерывном процессе профессионального  становления. Поскольку на выбор  профессионального труда, становление  специалиста влияют социально-экономические  факторы, то правомерно в качестве основания  членения профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.

Следующим основанием дифференциации профессионального становления  выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что  деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично исковая  и творческая. Психологическая организация  личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне  всякого сомнения, отличается от психологической  организации личности профессионала. Следует иметь ввиду, что психологические  механизмы реализации и конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным типам деятельности, т. е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой личности.

Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления  личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей  деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление  личности.

1. Началом данного процесса  является зарождение профессионально  ориентированных интересов и  склонностей у детей под влиянием  родственников, учителей, сюжетно-ролевых  игр и учебных предметов (0-12 лет). Это стадия аморфной оптации.

2. Затем следует формирование  профессиональных намерений, которое  завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором  профессии. Этот период в становлении  личности получил название оптации.  Юноши и девушки находятся  на завершающем этапе детства  и перед началом самостоятельной  жизни. Ведущей деятельностью  становится учебно-профессиональная, складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные приоритеты. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире, отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

3. Следующая стадия становления  начинается с поступления в  профессиональное учебное заведение  (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется  новыми социальными ролями в  коллективе, большей социальной  независимостью, политическим и  гражданским совершеннолетием. Ведущая  деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение  конкретной профессии. Длительность  стадии профессиональной подготовки  зависит от типа учебного заведения,  а в случае поступления на  работу сразу после окончания  школы ее продолжительность может  быть значительно сокращена (до  одного- двух месяцев).

4. После окончания учебного  заведения наступает стадия профессиональной  адаптации. Социальная ситуация  коренным образом меняется: новая  система отношений в разновозрастном  производственном коллективе, иная  социальная роль, новые социально-экономические  условия и профессиональные отношения.  Ведущей деятельностью становится  профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений  в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта  и самостоятельное выполнение профессионального  труда.

5. По мере освоения  профессии личность все больше  погружается в профессиональную  среду. Реализация деятельности  осуществляется относительно устойчивыми  и оптимальными для работника  способами. Стабилизация профессиональной  деятельности приводит к формированию  новой системы отношений личности  к окружающей действительности  и к самой себе. Эти изменения  ведут к образованию новой  социальной ситуации, а самапрофессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение  квалификации, индивидуализация технологий  выполнения деятельности, выработка  собственной профессиональной позиции,  высокое качество и производительность  труда приводят к переходу  личности на второй уровень  профессионализации, на котором  происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется  и зависит от психологических  особенностей личности. Но в целом  каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении  и самореализации, переходит на  следующую стадию - профессионального  мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая  творческая и социальная активность  личности, продуктивный уровень  выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства  изменяет социальную ситуацию, кардинально  меняет характер выполнения профессиональной  деятельности, резко повышает уровень  профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется  в поиске новых, более эффективных  способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений  с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся  методы управления, неудовлетворенности  собой, стремлении выйти за  пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) - свидетельство того, что личность состоялась.

Таким образом, в целостном  процессе профессионального становления  личности выделяется семь стадий (таблица 2).

Переход от одной стадии профессионального становления  к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все  эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные  трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.

Таблица 2 - Стадии профессионального становления личности

№ п/п

Название стадии

Основные психологические  новообразования стадии

1

2

3

1

Аморфная оптация (0-12 лет)

Профессионально ориентированные  интересы и склонности

2

Оптация (12-16 лет)

Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования  и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение

3

Профессиональная подготовка (16-23 года)

Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду

4

Профессиональная адаптация - (18-25 лет)

Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально  важные качества

5

Первичная профессионализация

Профессиональная позиция, интегративные профессионально  значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд

6

Вторичная профессионализация

Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевая компетенция, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная  профессиональная деятельность

7

Профессиональное мастерство

Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные  психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития.


 

В данной главе мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий [10], т.е. последовательность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.

В связи с этим возникает  необходимость создания новых технологии профессионального развития и становления  личности, ориентированных на постоянно  изменяющийся рынок труда, развивающих  профессиональную мобильность и  повышающих конкурентоспособность  специалистов.

1.3 Особенности  профессионального самоопределения  в старшем школьном возрасте

Условно можно выделить следующие  взаимосвязанные этапы профессионального  самоопределения:

1) дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений;

2) начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой);

3) первая ступень основной  школы (5-7-е классы) - осознание  своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии;

4) вторая ступень основной  школы (8-9-е классы) - начало формирования  профессионального самосознания;

5) полное среднее учебное  заведение - профессиональная ориентация  на основе углубленного изучения  отдельных учебных предметов;

6) профессиональное учебное  заведение - овладение профессией.

Подростковый возраст  завершается в 14-15 лет. Это время  приходится на девятый класс. Перед  подростками стоит вопрос, что  делать дальше: продолжить обучение в  школе, поступить в профессиональное учебное заведение или устроиться на работу? По существу, старшему подростку необходимо профессионально самоопределиться. Вместе с родителями и учителями он должен разобраться в своих интересах, склонностях и способностях, учесть финансовые возможности семьи, востребованность в регионе разнообразных видов профессий и способы их получения. Естественно, что речь может идти лишь о первоначальном, приблизительном, а подчас вынужденном профессиональном самоопределении. Следует также отметить, что самостоятельный, компетентный и ответственный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей подростку не по силам. Большинство подростков все же хотело бы продолжить учебу в школе, но слабая успеваемость, отклоняющееся поведение и экономическая несостоятельность семьи вынуждают их продолжать свою жизнь вне общеобразовательной школы. Будущая профессионально ориентированная жизнь вызывает тревожность и эмоциональную напряженность.

Особенности профессионального  самоопределения старшеклассников:

1) Для ранней юности  характерна устремленность в  будущее. Если в 15 лет жизнь  кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей .

Информация о работе Формирование профессионального самосознания у детей из неблагополучных семей