Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  «Омский государственный педагогический университет»,

Филиал  ГОУ ВПО «ОмГПУ» в г. Таре

факультет педагогики и психологии

кафедра психологии и социальной педагогики. 
 
 
 
 
 

Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. 

выпускная квалификационная работа бакалавра

по направлению  «Социальная работа»

профиль «Социальная работа» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:

                студентка 3 курса 36 группы

                заочного отделения

                Позднякова  И.Н.

                _________________ 

                Научный руководитель:

                к.п.н., доцент

                Жилина  Л.А.

                ________________

 

  2011г.

г.Тара

2011 г.

План

Введение……………………………………………………………………..........3

Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

  1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6

1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16

 1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29

Выводы  по I главе…………………………………………………………….39

ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»

2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41

2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48

2.3 Программа  «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69

СПИСОК  ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71

ПРИЛОЖЕНИЕ  ………………………………………………………………..75 
 
 
 
 
 

Введение

       Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

   В последние десятилетия отмечена неблагоприятная динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, малолетняя проституция, рост преступности в детской среде. Появилась такая проблема, как бедность семей с детьми. Население оказалось в драматической ситуации, связанной с шоковой терапией в экономике, сразу поставившей большую часть семей на грань выживания. В силу разных причин люди, в первую очередь дети, лишились многих социальных благ.

   Безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Определяя масштабы проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети.

   Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

   Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

   Беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания [6, стр.129].

   В психолого-педагогической литературе дается несколько иное и более подробное толкование понятию детской беспризорности. Детская беспризорность – социальное явление, «заключающееся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей»[25, С. 31].

   Наличие бездомных детей нельзя считать сугубо современным явлением. Они были и раньше, но наибольшее распространение бездомность получает в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий (войн, революций, голода, наводнений, землетрясений).

   Статистики, которая позволила бы определить масштабы беспризорности в нашей стране, пока нет и получить их трудно.

   «Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания» [6, С. 130]. Существует тенденция к пониженному самоуважению, действия часто неадекватны ситуации. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности.

    Цель исследования: разработать комплексно-целевую программу социальной работы с неблагополучными семьей по профилактике безнадзорности и беспризорности детей.

    Задачи  исследования:

1. Изучить  и проанализировать социально-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблеме исследования, с целью выяснения причин детской беспризорности и безнадзорности и определение эффективности методов профилактической работы.

2. Раскрыть  сущность и причины безнадзорности  и беспризорности  в подростковом  возрасте.

3. Определить содержание профилактической  работы специалиста по социальной работе    с неблагополучной семьей.

4. Раскрыть  сущность понятия социокультурной  среды семьи и ее влияния  на социализацию ребенка.

ризорности  и безнадзорности детей.

Объект  исследования: безнадзорность и беспризорность как социальное явление.

Предмет исследования: социокультурная среда семьи, как средство профилактики беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

База исследования: Бюджетное учреждение Омской области “Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района”. 
 

 

    Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

   1.1. Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка.

       В жизни  каждого человека семья  занимает особое место.

       Семья рассматривается как социальный институт, как социальная ячейка общества. Она является исторически конкретной системой взаимоотношений между  супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

       Семья - это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

       Можно выделить  основные функции семьи:

       Функции семьи можно поделить на социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности).

     Репродуктивная  функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Специалисты выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. Демографическая ситуация в России в последнее время складывается не наилучшим образом: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Наиболее распространенной является семья, состоящая из 2-3 человек. А на супругов детородного возраста все больше распространяется установка на бездетность. Это связано в первую очередь с растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом и другими причинами. Демографы отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей - каждый пятый ребенок появляется вне брака.

     Экономическая и хозяйственно-бытовая  функция связана с воспроизводством средств к жизни, реализацией потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, так как она имеет природно-биологическую основу. В основе данной функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Благосостояние зависит как от доходов, так и от характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

     Воспитательная  функция обеспечивает первичную социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Именно эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальной развитие ребенка. Её роль состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

     Воспитать ребенка - значит закрепить у него: определенные социальные ориентации; необходимые ценностные ориентации; общественно-полезные навыки - от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

       Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания.

       Мать  являлась хранительницей домашнего  очага и эмоциональным ядром  семьи, передавала и прививала своим  детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. [47,8 - 10]

       Функция первичного социального  контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних