Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

      Специалистами проводятся такие формы профилактической работы как: восстановление необходимых документов несовершеннолетним (получение гражданства, паспорта, свидетельства о рождении и т.д.).  Осуществляется выезд на дом для оказания экстренной помощи несовершеннолетнему, проводится психолого-педагогическая помощь, прием граждан, выявляются потребности в социальных услугах у семей и подростков. В ходе патронажа специалисты оказывают различные виды помощи. Анализ работы с семьями показывают, что в первую очередь им необходима материально-бытовая помощь, услуги психолога по семейным проблемам, социально-педагогические услуги.

      Через отдел социальной защиты, отдел занятости и центральную районную больницу  отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних,  пытается оказывать поддержку неблагополучным семьям в получении материальной помощи, в устройстве на работу, получении медицинских услуг. К числу последних относятся и консультации врача по вопросам контрацепции.

      Профилактическая и работа с неблагополучной семьей – важная составляющая социального возрождения ребенка, нормализации процесса его дальнейшего индивидуального и социального развития.

      Организация профилактической работы с семьей специализированного учреждения базируется:

    • на раннем выявлении семейного неблагополучия семьи и детей, а также фактов детской безнадзорности. Своевременное выявление неблагополучия семей помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав;
    • положительном отношении социального работника к семье и ребенку;
    • учёте социальных, психологических, функциональных характеристик каждой семьи при выборе средств профилактической и коррекционной работы.
    • стимулировании, активизации собственных внутренних ресурсов семьи для изменения образа жизни, перестройки взаимоотношений с детьми (проведение, например, лечения, помогающего родителям ослабить алкогольную зависимость);
    • использовании комплексного подхода к профилактической и коррекционной работе, что означает необходимость объединения усилий социальных служб, государственных учреждений для содействия семей в разрешении поблеем, отягчающих жизнь ребенка.

      Для работы с неблагополучными семьями в настоящее время используются различные технологии, методики, формы за здоровый образ жизни, включающая тематические беседы, консультирование у специалистов в учреждении, встречи в семейном клубе, в котором наглядно и практически, в процессе живого общения члены проблемных семей получают рекомендации по организации здорового образа жизни; содействие в трудоустройстве подростков на летний период; организация отдыха и досуга детей (оздоровительный летний лагерь); оказание социально-правовой помощи (бесплатные юридические консультации, выступления в суде с исковыми требованиями по защите прав и законных интересов детей; восстановление недостающих документов; подготовка документов в органы исполнительной власти по установлению юридического статуса детей; профилактика правонарушений; предупреждение жестокого обращения, насилия; правовое просвещение взрослых и подростков; закрепление жилья).

     Характер взаимодействия с семьей должен быть дифференцированный и определяться содержанием проблемы. Не следует навязывать  всем одинаковые формы взаимодействия. Надо ориентироваться на потребности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы.

 

2.2. Изучение проблем  неблагополучных  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Изучение  проблем  неблагополучных семей  проходило на базе БУ Омской области “ Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Колосовского района”. Проблемами данного типа семей занимается отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

     На  учете в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних находятся 45 неблагополучных семей, в которых воспитываются дети разного возраста от 3 до 18 лет.  Мы отобрали для экспериментального исследования 5 семей: семья К., М., Н., И., Б. 

     Технология  работы с неблагополучной семьей включает четыре уровня:

– диагностический; 
– профилактический;  
– реабилитационный
;

- контрольный

      Первый  этап нашего экспериментального исследования диагностический, который включает в себя: сбор информации о семье, анализ полученных данных, подбор методик, нацеленных на выявление семейного неблагополучия, постановка диагноза. 

      Ознакомимся теперь с семьями, с которыми проводилось  экспериментальное исследование. Схема составлена на основании изучения школьных документов на ребенка, бесед с детьми и родителями, наблюдения за семьями, наблюдения и осмотра жилья. 
 

Семья Состав  семьи Социальная  характеристика семьи
 
К. 
 
 
 
 
 
Мать-Людмила Александровна-35лет;

Отец – Евгений Николаевич-40лет;

Дочь – Надя-12лет;

Сын – Саша -5 лет.

 
Отец- образование  средне-техническое, работает вахтовым методом;

Мать – образование  средне-специальное, работала медсестрой терапевтического  отделения в  стационаре Центральной районной больницы ( далее-ЦРБ) и течении 8 лет употребляет алкоголь. За прогулы на работе женщину уволили, это послужило развитию у нее депрессивного состояния и ее дальнейшей алкоголизации. Дочь вместе с младшим братом обратилась за помощью в детское отделение ЦРБ, у детей был страх оставаться наедине с пьяной матерью. Детей поместили на социальное обслуживание в детское отделение больницы, семью поставили на учет в КДН и далее в социально-реабилитационный центр. Специалисты центра вышли в семью. Для ознакомления и выявления причин и факторов семейного неблагополучия. После проведения анализа информации, выявления ресурсов, возможностей семьи, была разработана индивидуальная программа реабилитации семьи ( далее ИПР)

Б. Мать  – Светлана Анатольевна -40 лет;

Дочь – Кристина-12 лет;

Бабушка – Елена Григорьевна- 76 лет

По заявлению  классного руководителя школы семья  была поставлена на учет в социально-реабилитационный центр, так как девочка находилась в трудной жизненной ситуации. Кристина проживала с престарелой  бабушкой 76 лет, в комнате общежития. Мама не занималась воспитанием дочери, не содержала материально, ее местонахождение было не известно. Отец Кристины умер в Республике Киргизия. Где раньше проживала вся семья. У девочки не было оформлено гражданство, утеряно свидетельство о рождении, не оформлен страховой полис, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, что создавало проблемы по оказанию медицинской помощи, оздоровлению, в котором она нуждалась. Посетив семью,  выявлены причины и степень семейного неблагополучия. После проведения анализа информации, выявления ресурсов, возможностей семьи, была разработана ИПР.
Н. Мать  – Ирина Петровна -31 год;

Отец – Петр Михайлович -35;

Сын –Михаил-9 лет;

Дочь  – Зоя 12 лет.

Родители, имея основную работу, злоупотребляли спиртным, дети пропускали школу без причины, не было желания учиться, у них наблюдалась школьная дезадаптация. Родители недостаточно уделяли внимание обучению детей и воспитанию.

Не выполняли  обязанности по содержанию детей ,они  были плохо одеты, не ухожены. Семья  не держала подсобное хозяйство, дрова на зиму не были заготовлены. Семья по ходатайству администрации Колосовской средней школы  Н. была поставлена на учет в  социально-реабилитационный центр. Для ознакомления и выявления причин и факторов семейного неблагополучия было осуществлено посещение семьи. После проведения анализа информации, выявления ресурсов, возможностей, была разработана индивидуальная программа  реабилитации семьи (далее ИПР).

М. Мать  –Светлана Витальевна-30лет;

Отец  – Сергей Николаевич – 33 года;

Дочь-Эльвира -13лет;

Сын – Николай – 9 лет;

Сын-Виталий – 7 лет.

Многодетная семья  состояла на учете  в КДН 3 месяца, по причине злоупотребления  алкоголем. Отец был уволен с должности товароведа  по этой же причине. Мать нигде не работала, занималась хозяйством .Что бы прокормить семью они продавали самогон и чрезмерное его употребление привело к алкоголизации обоих . Дети были предоставлены сами себе. Они ухаживали за оставшимся небольшим хозяйством, сами готовили еду. У них обострились хронические заболевания.  После проведения анализа информации, выявления ресурсов, возможностей, была разработана  индивидуальная программа  реабилитации семьи (далее ИПР).
И. Мать- Галина Хабибуловна -42 года;

Отец- Михаил Семенович-48 лет- совместно не проживают живут (в разводе);

Сын – Алексей -12 лет;

Сын – Александр -10 лет.

Галина Хабибуловна  по характеру неуравновешенная, малообразованная женщина .С мужем находиться в разводе, а так же в постоянном поиске партнера. Нигде не работает и не хочет работать, объясняет тем, что болеет. Семья проживает на детские пособия. Сама пришла в социально-реабилитацонный центр  в отчаянии, что негде жить, т.к. предыдущее жилье пострадало от пожара. Семья ранее проживала в селе Талбакуль Колосовского района. После проведения анализа информации, выявления ресурсов, возможностей, была разработана  индивидуальная программа  реабилитации семьи (далее ИПР).

 

Для выявления  проблем социализации детей в  неблагополучных семьях, а также  профилактики безнадзорности и беспризорности детей были  проведены следующие методики:

- Опросник « Анализ семейной тревожности» (Р.В. Овчарова)

- тест  «Пытаетесь ли Вы понять своего  ребенка?» (Р.В. Овчарова)

- методика  «Рисунок социальной сети»

-Матрица  определения обобщенного показателя  социального  благополучия семьи.( М. В Шакурова)

     Неправомерный подход родителей к воспитанию, отсутствие заинтересованного внимания (эмпатии) к ребенку деформируют его представление о самом себе, формируют его неадекватную самооценку, жестокость в семье порождает недоверие к взрослым, чувство опасности, трудности в общении, мы решили использовать методику на определение уровня семейной тревожности, так как ребенок является индикатором семейного благополучия.

     Для исследования “Анализ семейной тревоги” мы отобрали пять детей 11-13 лет из экспериментальных семей (таблица 1).

     Предлагаемый  опросник содержит утверждения о  детском самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие  же номера есть в “Бланке опросника” Читать по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если вы в общем не согласны – зачеркните этот номер. Если трудно выбрать, то поставьте на номере знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не более трех. Помните: вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет “правильных ” и “неправильных”утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.

Бланк опросника АСТ 

     
    Номера  вопросов
     
    Шкала
     
    ДЗ
    1 4 7 10 13 16 19 В 5
    2 5 8 11 14 17 20 Т 5
    3 6 9 12 15 18 21 Н 6
      С 14

 
 
 

   Таблица 1

Результаты  опросника уровня семейной тревоги на констатирующем этапе 

№ п/п Ф.И.О. Тревога Нервно-психическое напряжение В- чувство вины Семейная тревога
1. Б. Кристина 5 7 1 13
2. К.Надя 6 7 3 16
3. М.Эльвира 6 7 2 15
4. Н.Зоя 7 4 1 12
5. И.Алексей 7 5 6 18

 

У Б .Кристины диагностируется тревога, нервно-  психическое напряжение.

У К.Нади отмечается тревога, нервно – психическое напряжение, семейная тревога .

У М.Эльвиры  наблюдается  тревога, нервно- психическое напряжение, семейная тревога.

Н. Зоя  склонна к Тревоге.

У  И. Алексея отмечается тревога, нервно-психическое  напряжение, чувство вины, семейная тревога. 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1

Обобщенный  результат уровня семейной тревоги на констатирующем этапе 

 

    Исследование  показало, что у детей повышенный уровень семейной тревожности (рисунок 1), у всех завышен показатель по шкале “Т” - тревога, у 3 человек завышен уровень по шкале “Н” - нервно-психического напряжения, у 1 человека завышен уровень по шкале “чувство вины в семье”.

      Большинство детей указывают на семью как основную, ведущую причину их тревоги, беспокойства за младших братьев и сестер, наблюдается ситуация неблагополучия в семье.

    В результате проведения диагностики  можно сделать вывод: дети подвержены тревоге, социокультурная среда  семьи не сформирована,  поэтому  склонны к безнадзорности и беспризорности.

    Тест "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? "

    (Р.В.  Овчарова).

Цель: Определить тип семейного воспитания.

      Родителям предлагается пять вопросов, на каждый из которых необходимо дать один из трех вариантов ответа. Благодаря  этому можно определить, какой  тип семейного воспитания преобладает  в семье.

В результате этого теста мы выявили, что в семьях М и Н преобладает тип либерально - попустительского воспитания, когда родители не пытаются понять своего ребенка, найти с ним общий язык.

     В семьях К, Б и И преобладает  авторитарный тип воспитания,  родители так же не стараются понять ребенка, основным методом воспитания является порицание и наказание.

  Родители не уделяют  достаточного внимания воспитанию детей, а это в свою очередь способствует безнадзорности и беспризорности детей.

     Цель  проведения диагностики по методике «Рисунок социальной сети» - выяснить значимость для подростка (взрослого) членов семьи, характеристику отношений с этими людьми, определить его социальное самочувствие.

     В ходе занятия подростку необходимо было нарисовать геометрические фигуры, обозначающие людей с которыми они общаются, и расположить их на таком расстоянии от себя, насколько важны для них отношения с этим человеком, время исследования 15 минут. Тестируемому можно задавать наводящие вопросы, а на последнем этапе попросить соединить линиями тех людей, которые общаются между собой. Для этого им были предложены  восемь цветных карандашей. Исследуемый дает характеристику члена сети и себя, при этом анализируются следующие показатели:

1. плотность  социальной сети.

2. размер  социальной сети.

3. процент  родственников.

4. количество  эмоционально значимых, поддерживающих  связей.

5. количество  конфликтных связей.

6. количество  социальных контекстов, в которые  вовлечен тестируемый.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних