Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

       Первое  наиболее полное официальное определение  беспризорности можно найти в  Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это  несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».

     Впервые в законодательстве определения  понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ст.1 «Основные понятия» даны следующие определения:

     безнадзорный  - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

     беспризорный  - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

     Таким образом, в Законе определена грань  между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном  Законе присутствуют оба термина, упора  на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

     Как справедливо отмечается в юридической  литературе, говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью  правил педагогики. Не случайно её сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребёнком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребёнка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

       В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни». Как отмечал ещё в 20-е годы ХХ века П.И. Люблинский, говоря о беспризорности, она, «будучи подобной длительному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития». Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной стадией, находящейся на гране необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

       Наиболее  полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М.Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребёнка безнадзорным, по мнению автора, относятся:

       - полное прекращение всякой связи  с семьёй, родителями, родственниками;

       - проживание в местах, не предназначенных  для человеческого жилья;

       - добывание средств к жизни  способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

       - подчинение «неписаным» законам,  продиктованным признаваемым среди  беспризорников авторитетом.

       Основной  отличительной чертой беспризорного  ребенка от безнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько полное прекращение связей с семьёй, родителями, родственниками, опекунами. Относить к беспризорным только безнадзорных детей, не имеющих места жительства (места пребывания), как это предусмотрено в ст.1 Федерального закона 1999 г. №120-ФЗ, не совсем правильно. Как заметила А.М. Нечаева, «если нищий бродяга, не имеющий постоянного места жительства, «путешествует» со своими детьми, их, на наш взгляд, нельзя считать беспризорниками, несмотря на то, что качественный надзор за ними, как правило, отсутствует». Мы согласны с мнением, что таких детей правильнее всего было бы относить к категории безнадзорных.

       С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась  категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жильё. Таких детей, не имеющих связи с семьёй и опекунами, необходимо, на наш взгляд, относить к категории беспризорных, несмотря на наличие места пребывания, отвечающего санитарно-гигиеническим условиям содержания ребёнка, поскольку эти дети практически лишены социальной защиты со стороны семьи либо органов опеки.

       Следует отметить еще одну существенную с  правовой точки зрения отличительную  черту детской беспризорности от безнадзорности.

       Место жительства (пребывания) безнадзорного  ребёнка, как правило, нетрудно установить. При этом мерами социальной защиты такой категории несовершеннолетних могут быть лишение или ограничение  родительских прав родителей, лишение  опекуна, исполняющего свои обязанности по отношению к ребёнку не должным образом, опекунства, определение ребёнка в места социальной защиты (детский дом, приют, интернат), где безнадзорному будут обеспечены элементарные условия существования. [25,стр. 31]

       Переход же несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечёт за собой прекращения семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, т.к. судьба ребёнка не известна. Поэтому предъявить иск о лишении родительских прав, и тем более об их ограничении, которое сочетается с отобранием детей у родителей, не представляется возможным. Таким образом, беспризорник фактически лишается всех прав, предусмотренных отечественным законодательством по отношению к несовершеннолетним.

       Дети, лишённые надзора старших, как правило, отличаются в социальном плане ещё  и тем, что не имеют собственных  источников средств существования. Такое положение заставляет доставать их любыми доступными способами. Это не только поиски пищи на свалках и других подобных местах, но и кражи денег, продуктов. К распространённым средствам добывания пищи и денег относится также попрошайничество.

       Как отмечено в докладе Независимой  комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвящённом детской беспризорности, отличает беспризорных детей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают всякую связь с обществом. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначены для других граждан. Мало того, вычеркнутые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нём нормы. Как указано в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где поощряется, признаётся то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделённые подчас безграничной властью».

       Подростковая  безнадзорность и беспризорность - это сложная социально-педагогическая проблема, которая включает социально-педагогический анализ этого явления, причины, существенно влияющие на ее возникновение, необходимость профилактики и преодоление её последствий. [35,стр. 91]

       Безнадзорность и беспризорность детей до сих пор продолжает оставаться одной из наиболее тревожных характеристик современного российского общества.

      К числу основных причин беспризорности  и безнадзорности можно отнести следующие:

    - утрата детьми одного или обоих родителей;

    - социальная неустроенность родителей (полная или частичная безработица, полная или частичная нищета, порождающая необходимость поиска дополнительного заработка, длительные командировки или состояние здоровья);

    - неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, разводы, аморальный образ жизни родителей и т.п.) и детском ученическом коллективе (отсутствие взаимопонимания со сверстниками, с педагогами вследствие авторитарности последних, неудачи в учебе и т.д.);

    - педагогическая неграмотность, незнание или непонимание родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка;

    - преувеличенное у родителей представление о самостоятельности ребенка;

    - эгоистичность родителей, нежелание уделять достаточное внимание воспитанию своих детей.

    - разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе.

  Проблема  беспризорных и безнадзорности  детей с особой остротой возникала  в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями.

        Наша страна много  раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой  и гражданской войнами, после  голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.  

        Целью  работы с беспризорными несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную жизнь посредством организации их физического труда или посредством их распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь, который был намечен государством, имел под собой здравое основание.

        Беспризорные дети появились не вдруг, но общество спохватилось не сразу. Это понятно – ведь все  население России было измучено почти десятилетием неблагополучной жизни, если считать с начала Первой Мировой войны в 1914 году.  Пострадала каждая семья, своих бы детей спасти и выкормить, не то, что чужих.  Голод заставлял отдавать в детские дома родителей из, казалось бы, вчера еще нормальных семей. Например, поэт Марина Цветаева отдала одну из своих маленьких дочерей в приют, надеясь спасти ребенка от недоедания, но истощенная девочка умерла уже в приюте в 1921 году. [52,стр.29]

        Проблема беспризорности была проговорена вслух к 1924 году. До этого шло “нащупывание”  методов борьбы с беспризорностью. В результате за основу была взята провозглашенная и несколькими десятилетиями раньше как в России, так и странах Запада идея “трудовой помощи” – не только пригреть, обеспечить за счет государства и благотворительных структур всем необходимым для выживания, но дать профессиональные навыки, научить зарабатывать на хлеб самостоятельно. С этого момента система реабилитации беспризорных стала развиваться за счет увеличения сегмента трудовых колоний, трудовых коммун.

        В марте 1924 года в Москве прошла 1-я конференция по борьбе с беспризорностью. В одном из докладов была дана хронология этой борьбы: 1921 год – спасение детей от голодной смерти (формы: эвакуация детей, организация столовых и детских приемников); 1922 год – борьба с последствиями голода (формы – открытие стационарных учреждений, привлечение шефов – промышленных предприятий и вузов,  принятие учреждений от шефов в ведение органов народного образования); 1923 год – переход к плановой работе ( создание твердой сети учреждений, выработка четких форм с беспризорниками).

        В 1926 приняты Положение  о мероприятиях по борьбе с детской  беспризорностью в РСФСР и  Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

        Система ликвидации беспризорности включала выявление  и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921−1922 годах – 540 тысяч детей [3, с. 193.].Применялись такие формы работы с беспризорными детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.

        Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.

        Активное участие  в работе с детьми и подростками  «с улицы» принимали и комсомольцы.

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних