Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа
Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………
Обсуждение.
Затем специалист заканчивает читать диалог.
МАМА, (вслух) Слава Богу! Жива, здорова! (про себя) Какое счастье! С ней все в порядке! (вслух) Я думала с ума сойду! (про себя) О родителях даже не подумала! Вот они, эти компании и дискотеки! Я так и знала! Во что она превратится, если так пойдёт дальше! Тебе только-только исполнилось пятнадцать, а ты уже начала шляться по ночам! В страшном сне не могла представить, что моя дочь будет вести себя как проститутка!
Специалист по социальной работе. Это, разумеется, пример совершенно деструктивного взаимодействия между подростком и взрослыми. Характерный в первую очередь для семей, не сумевших по той или иной причине благополучно решить проблемы взаимоотношений, возникавшие на более ранних стадиях развития ребёнка. Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешённых конфликтов в их специфической подростковой окраске. На самом деле всё то, чего вы сумели достичь раньше, все те качества личности, которые приобрёл ваш ребёнок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к вам, и потребность в вашем участии и поддержке. Более того, не перестали работать и уже известные нам по прежнему опыту способы находить хорошие решения «плохих» проблем. Просто несколько изменились, так сказать, условия задачи.
Многие из вас уже имеют опыт решения конфликтных ситуаций, складывающихся с детьми. Попытайтесь сформулировать советы по их преодолению.
Специалист
по социальной работе.
Сегодня мы попытались ввести вас в круг
проблем, которые, возможно, пока не имеют
отношения к вам. Но предупреждён - значит
вооружён. Если вам случится когда-нибудь
столкнуться с той проблемой, о которой
мы сегодня рассуждали, вы, по крайней
мере, будете знать ее истоки и пути разрешения.
Приложение№5
РОДИТЕЛЬСКОЕ
СОБРАНИЕ с
элементами творческой
деятельности
«СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА»
Цели:
- сплочение родителей и детей;
-
активизация положительных
- организация семейного досуга.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались на необычное родительское собрание. Это собрание-общение, тема которого - «Счастлив тот, кто счастлив дома».
Почему мы так назвали наше собрание? Да потому что сегодня мы будем говорить о том, что семья - это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.
На нашем собрании мы и поговорим о любви, о дружбе, о первом нежном чувстве, которое непременно должно остаться чистым, о взаимоотношениях мальчиков и девочек.
А.В. Луначарский говорил: «Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть красками, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы».
На собрание мы пригласили только мам и дочерей. Сделали мы это умышленно, чтобы вы откровенно поделились проблемами, которые давно интересуют прекрасную половину. И очень важно, чтобы сегодня вы были предельно откровенны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. И главное - чтобы это собрание помогло вам хотя бы чуть-чуть заглянуть друг другу в сердце, понять друг друга. Мы надеемся, что здесь собрались те родители, которые хотят знать еще лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению.
На этом собрании вы немного поработаете, пофантазируете и отдохнете. Вы, наверное, уже поняли, что сегодня вам придется проявить сообразительность, находчивость, показать свой интеллект, умение общаться, дружно работать, а главное - проявить фантазию.
Ну что ж, начнем... И начнем с фантазии. Представьте себе, что сейчас.мы отправимся в путешествие по Радужному морю на прекрасных морских судах. (Специалист раздает макеты кораблей.) Каждая группа - это частичка малого семейного экипажа. Два корабля - это мамы, два - дочки.
Специалист по социальной работе раздает таблички с надписями: «Семейный экипаж №1» и т. д., в которых оставлено место для названия, девиза и приветствия.
А чтобы ни один экипаж не сбился с курса, на каждом судне есть карта.
Готовимся к отплытию. Вы знаете, что для того чтобы во время путешествия никакой корабль не утонул, не потерпел крушения, всем экипажам необходимо действовать очень дружно и слаженно. Поэтому давайте еще немного поговорим, обсудим, познакомимся.
Начнем с того, что вам необходимо придумать название и девиз своему кораблю, а также приветствие другим экипажам. Через две минуты каждый семейный экипаж дружно презентует название, девиз, пожелания другим судам. Запишете их в своих табличках. По возможности приблизьте их к теме нашего разговора.
Выступление команд.
Все готово к отплытию, я объявляю отход судна! Внимание! Мы подплываем к заливу «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ».
1. Залив «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»
Интеллект - латинское слово, значит «познание», «понимание», «рассудок», «ум». Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Любовь и семья». Здесь 4 страницы. Каждый экипаж заполняет только одну страницу, а потом зачитывает вслух. Время - 5 минут.
№ 1. Любовь - это... {заполняют девочки).
№ 2. Семья - это... (заполняют девочки).
№3. Аспекты любви (заполняют мамы).
№ 4. Любовь и нравственность (заполняют мамы).
Ответы могут быть научными, шуточными, оригинальными.
Чтение семейной энциклопедии.
Ну что ж, вы правы. К вашим словам мне остается лишь добавить следующее:
Любовь...
«Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого, светлого» (Дзержинский).
«Жизнь без любви не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить» (Горький).
«Любовь - это желание жить» (Горький).
«Истинная любовь не знает меры и границ. Любить глубоко - значит забыть о себе» (Руссо).
Семья...
Семья - один из шедевров природы.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. А вот как считает Н.А. Островский: «Жить только для семьи - это животный эгоизм, жить для одного человека - тупость, жить только для себя - позор».
Аспекты любви...
«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание» (Паустовский).
«Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове» (Белинский).
«Не рассудок управляет любовью» (Мольер).
«Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодотворною, для других - холодною, гнилою и бесплодною» (Белинский).
«Любить того, кто очевидно нас ненавидит, не в природе человека» (Филдинг).
«Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают» (Байрон).
Любовь и нравственность...
«Любовь!
Это самое возвышенное и
«Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм - это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи» (Сухомлинский).
«Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя» (Ганди).
«Любовь - это казна счастья, чем больше она дает, тем больше она имеет» (Мюллер).
«Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается - это ангел с
одним крылом» (А.Дюма-сын).
За этим разговором мы прибыли на остров «ВОСПИТАНИЕ».
2. Остров «ВОСПИТАНИЕ»
Сейчас я вам предложу ситуации, подобные которым в течение года возникали в нашем классе с вашими детьми. Я вам даю время на обсуждение - 10 минут, затем вы должны высказать свое мнение по каждой предложенной ситуации.
Ситуация № 1
Ира и Яна дружили, но дружили только в школе. Мама запрещала Яне приводить Иру домой, встречаться с ней. Мама считала, что Ира развита не по возрасту, часто бывает в компании со взрослыми мальчиками. Одним словом, может научить лишь плохому. Яне же нравилась Ира. Да, она модно одевалась, да, у нее были друзья среди мальчиков, - Яна тоже втайне мечтала об этом. Ира говорила и рассуждала как взрослая. А самое главное, она могла ответить на любой вопрос, ответить понятно, доступно, даже на те, которые маме стыдно задать.
Задание:
Ситуация № 2
Мама часто дома заводила разговор о любви, о девочках, о том, что они - будущие мамы, в общем, обо всем подобном. Но Яне казалось, что мама что-то скрывает, говорит то, что должны были бы всегда говорить взрослые - чтобы Яна помнила о девичьей гордости, чести... в общем, все это старо. А вот друзья рассуждали об этих же проблемах гораздо проще. И Яна, хотя маму она очень любила и привыкла ее во всем слушать, все больше и больше склонялась на сторону ребят, а маму стала слушала в «пол-уха».
Задание:
Ситуация № 3
Как завидовала Яна, что Инга уже умеет целоваться! Правда, она не очень верила ей, но ребята в классе относились к Инге с каким-то особым почтением. Почему? Яна не знала. Инга предложила помочь Яне. «Приходи ко мне, - сказала она, - я тебе пару раз покажу, а потом придет Сережка, это мой старший брат, он тебя научит, он и меня научил классно целоваться». Но Яне было стыдно целоваться даже с Ингой, не говоря уже о Сереже. Она отказалась. Попробовала спросить у мамы совета. Мама засмеялась и сказала: «Не волнуйся, дочка, в свое время все получится».
Задание:
Ситуация № 4
Яна очень хотела иметь друга. Но как подойти, предложить дружбу - она не знала. Решила поговорить с мамой, так как близких подруг, с кем можно было бы этим поделиться, у нее не было. Мама, услышав робкие вопросы дочери, рассердилась. «Рановато, дочка, мальчиками интересуешься, лучше бы побольше времени урокам уделяла», - сказала она. Вечером мама по секрету рассказала отцу о вопросах дочери. Отец был категоричен. «Ишь, невеста», - бросил он дочери. Родители запретили Яне после девяти вечера выходить на улицу.
Задание:
3. Риф «ОБЩЕНИЕ»
Сейчас нам
предстоит умело направить
Что слаще всего? -
Я спросил у ребят.
Всласть выспаться -
Сони, зевая, бубнят!
Сластены, зажмурясь, кричат: «Леденец!»
Кишмиш называют, халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального
Сердечное, доброе слово!