Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 05:35, дипломная работа

Краткое описание

Наше время отмечено ростом безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоёв населения. испытывающих по различным причинам трудности в адаптации к новым социально – экономическим условиям, что часто приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия. В том числе и по отношению к детям, расширению масштабов асоциального поведения и как следствие, к росту безнадзорности и беспризорности детей, социальному сиротству. Увеличивается число родителей, лишенных родительских прав; участились случаи изъятия из семьи детей в связи с угрозой их жизни и здоровью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава I. Теоретический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
1.1 Семья как социокультурная среда и фактор социализации ребенка …6
1.2Сущность и причины беспризорности и безнадзорности детей как социального явления......................................................................................16
1.3 Социальная работа с семьей по профилактики беспризорности и безнадзорности детей.....................................................................................29
Выводы по I главе…………………………………………………………….39
ГЛАВА II. Профилактическая работа с неблагополучными семьями по профилактики безнадзорности и беспризорности детей на базе БУ Омской области « Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Колосовского района»
2.1 Общая характеристика отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних…………………………………………………………..41
2.2. Изучение проблем неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних……………………………………………………………48
2.3 Программа «Шаг навстречу» по работе с неблагополучными семьями...63
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ:………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...69
СПИСОК ИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Позднякова.doc

— 777.50 Кб (Скачать файл)

Обсуждение.

Затем специалист заканчивает читать диалог.

    МАМА, (вслух) Слава Богу! Жива, здорова! (про себя) Какое счастье! С ней все в порядке! (вслух) Я думала с ума сойду! (про себя) О родителях даже не подумала! Вот они, эти компании и дискотеки! Я так и знала! Во что она превратится, если так пойдёт дальше! Тебе только-только исполнилось пятнадцать, а ты уже начала шляться по ночам! В страшном сне не могла представить, что моя дочь будет вести себя как проститутка!

    Специалист  по социальной работе. Это, разумеется, пример совершенно деструктивного взаимодействия между подростком и взрослыми. Характерный в первую очередь для семей, не сумевших по той или иной причине благополучно решить проблемы взаимоотношений, возникавшие на более ранних стадиях развития ребёнка. Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешённых конфликтов в их специфической подростковой окраске. На самом деле всё то, чего вы сумели достичь раньше, все те качества личности, которые приобрёл ваш ребёнок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к вам, и потребность в вашем участии и поддержке. Более того, не перестали работать и уже известные нам по прежнему опыту способы находить хорошие решения «плохих» проблем. Просто несколько изменились, так сказать, условия задачи.

    Многие  из вас уже имеют опыт решения  конфликтных ситуаций, складывающихся с детьми. Попытайтесь сформулировать советы по их преодолению.

Специалист  по социальной работе. Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не имеют отношения к вам. Но предупреждён - значит вооружён. Если вам случится когда-нибудь столкнуться с той проблемой, о которой мы сегодня рассуждали, вы, по крайней мере, будете знать ее истоки и пути разрешения. 
 
 

 
 
 
Приложение№5

 
 
 
РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ с элементами творческой деятельности

  «СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА»

    Цели:

    - сплочение родителей и детей; 

    - активизация положительных эмоций;

    - организация семейного досуга.

    Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались  на необычное родительское собрание. Это собрание-общение, тема которого - «Счастлив тот, кто счастлив дома».

    Почему  мы так назвали наше собрание? Да потому что сегодня мы будем говорить о том, что семья - это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

    На  нашем собрании мы и поговорим  о любви, о дружбе, о первом нежном чувстве, которое непременно должно остаться чистым, о взаимоотношениях мальчиков и девочек.

   А.В. Луначарский говорил: «Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть красками, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы».

   На  собрание мы пригласили  только мам  и дочерей. Сделали мы это умышленно, чтобы вы откровенно поделились проблемами, которые давно интересуют прекрасную половину. И очень важно, чтобы сегодня вы были предельно откровенны, выражали бы свою точку зрения на те или иные вопросы, внимательно слушали друг друга. И главное - чтобы это собрание помогло вам хотя бы чуть-чуть заглянуть друг другу в сердце, понять друг друга. Мы надеемся, что здесь собрались те родители, которые хотят знать еще лучше своих детей, хотят их понимать, прислушиваться к их мнению.

    На  этом собрании вы немного поработаете, пофантазируете и отдохнете. Вы, наверное, уже поняли, что сегодня вам придется проявить сообразительность, находчивость, показать свой интеллект, умение общаться, дружно работать, а главное - проявить фантазию.

    Ну  что ж, начнем... И начнем с фантазии. Представьте себе, что сейчас.мы отправимся в путешествие по Радужному морю на прекрасных морских судах. (Специалист раздает макеты кораблей.) Каждая группа - это частичка малого семейного экипажа. Два корабля - это мамы, два - дочки.

      Специалист  по социальной работе раздает таблички с надписями: «Семейный экипаж №1» и т. д., в которых оставлено место для названия, девиза и приветствия.

    А чтобы ни один экипаж не сбился с курса, на каждом судне есть карта.

    Готовимся к отплытию. Вы знаете, что для  того чтобы во время путешествия никакой корабль не утонул, не потерпел крушения, всем экипажам необходимо действовать очень дружно и слаженно. Поэтому давайте еще немного поговорим, обсудим, познакомимся.

    Начнем  с того, что вам необходимо придумать  название и девиз своему кораблю, а также приветствие другим экипажам. Через две минуты каждый семейный экипаж дружно презентует название, девиз, пожелания другим судам. Запишете их в своих табличках. По возможности приблизьте их к теме нашего разговора.

Выступление команд.

    Все готово к отплытию, я объявляю отход судна! Внимание! Мы подплываем к заливу «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ».

1. Залив «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ»

    Интеллект - латинское слово, значит «познание», «понимание», «рассудок», «ум». Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Любовь и семья». Здесь 4 страницы. Каждый экипаж заполняет только одну страницу, а потом зачитывает вслух. Время - 5 минут.

    № 1. Любовь - это... {заполняют девочки).

    № 2. Семья - это... (заполняют девочки).

    №3. Аспекты  любви (заполняют мамы).

    № 4. Любовь и  нравственность (заполняют мамы).

    Ответы могут  быть научными, шуточными, оригинальными.

          Чтение  семейной энциклопедии.

   Ну  что ж, вы правы. К вашим словам мне остается лишь добавить следующее:

            Любовь...

   «Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого, светлого» (Дзержинский).

    «Жизнь  без любви не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для  того и дана душа человеку, чтобы  любить» (Горький).

    «Любовь - это  желание жить» (Горький).

    «Истинная любовь не знает меры и границ. Любить глубоко - значит забыть о себе» (Руссо).

            Семья...

    Семья - один из шедевров природы.

    Семья - это общество в миниатюре, от целостности  которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. А вот как считает Н.А. Островский: «Жить только для семьи - это животный эгоизм, жить для одного человека - тупость, жить только для себя - позор».

            Аспекты любви...

    «У  любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание» (Паустовский).

    «Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове» (Белинский).

    «Не рассудок управляет любовью» (Мольер).

    «Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодотворною, для других - холодною, гнилою и бесплодною» (Белинский).

    «Любить того, кто очевидно нас ненавидит, не в природе человека» (Филдинг).

    «Раны от любви  если не всегда убивают, то никогда не заживают» (Байрон).

          Любовь  и нравственность...

    «Любовь! Это самое возвышенное и победоносное из всех страстей. Но ее всепокоряющая сила заключается в безграничном великодушии, в почти сверхчувствительном бескорыстии» (Гейш).

    «Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм - это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи» (Сухомлинский).

    «Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя» (Ганди).

    «Любовь - это казна счастья, чем больше она дает, тем больше она имеет» (Мюллер).

     «Любовь  без уважения далеко не идет  и высоко не поднимается - это  ангел с

одним крылом» (А.Дюма-сын).

    За этим разговором мы прибыли на остров «ВОСПИТАНИЕ».

2. Остров «ВОСПИТАНИЕ»

    Сейчас  я вам предложу ситуации, подобные которым в течение года возникали в нашем классе с вашими детьми. Я вам даю время на обсуждение - 10 минут, затем вы должны высказать свое мнение по каждой предложенной ситуации.

Ситуация  1

    Ира и Яна дружили, но дружили только в школе. Мама запрещала Яне приводить Иру домой, встречаться с ней. Мама считала, что Ира развита не по возрасту, часто бывает в компании со взрослыми мальчиками. Одним словом, может научить лишь плохому. Яне же нравилась Ира. Да, она модно одевалась, да, у нее были друзья среди мальчиков, - Яна тоже втайне мечтала об этом. Ира говорила и рассуждала как взрослая. А самое главное, она могла ответить на любой вопрос, ответить понятно, доступно, даже на те, которые маме стыдно задать.

    Задание:

  1. Оцените поступки девочек и мамы.
  2. Ваш выход из этой ситуации.

Ситуация  2

    Мама  часто дома заводила разговор о любви, о девочках, о том, что они - будущие  мамы, в общем, обо всем подобном. Но Яне казалось, что мама что-то скрывает, говорит то, что должны были бы всегда говорить взрослые - чтобы Яна помнила о девичьей гордости, чести... в общем, все это старо. А вот друзья рассуждали об этих же проблемах гораздо проще. И Яна, хотя маму она очень любила и привыкла ее во всем слушать, все больше и больше склонялась на сторону ребят, а маму стала слушала в «пол-уха».

    Задание:

  1. Как бы вы поступили на месте Яны, ее мамы?
  2. Как вы считаете, кто более старомоден в вопросах любви - мамы, дети?

Ситуация  № 3

    Как завидовала Яна, что Инга уже умеет  целоваться! Правда, она не очень верила ей, но ребята в классе относились к Инге с каким-то особым почтением. Почему? Яна не знала. Инга предложила помочь Яне. «Приходи ко мне, - сказала она, - я тебе пару раз покажу, а потом придет Сережка, это мой старший брат, он тебя научит, он и меня научил классно целоваться». Но Яне было стыдно целоваться даже с Ингой, не говоря уже о Сереже. Она отказалась. Попробовала спросить у мамы совета. Мама засмеялась и сказала: «Не волнуйся, дочка, в свое время все получится».

    Задание:

  1. Надо ли уметь целоваться в 14 лет?
  2. Как вы оценили поведение Яны, Инги, мамы.

                        Ситуация № 4

      Яна очень хотела иметь друга. Но как  подойти, предложить дружбу - она не знала. Решила поговорить с мамой, так  как близких подруг, с кем можно  было бы этим поделиться, у нее не было. Мама, услышав робкие вопросы дочери, рассердилась. «Рановато, дочка, мальчиками интересуешься, лучше бы побольше времени урокам уделяла», - сказала она. Вечером мама по секрету рассказала отцу о вопросах дочери. Отец был категоричен. «Ишь, невеста», - бросил он дочери. Родители запретили Яне после девяти вечера выходить на улицу.

Задание:

  1. Дайте оценку поведения всех членов семьи.
  2. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?

3. Риф «ОБЩЕНИЕ»

    Сейчас нам  предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Общение» Вы уже знаете, как много в воспитании значит жест, вовремя сказанное слово.

        Что слаще  всего? -

        Я спросил  у ребят.

        Всласть выспаться -

        Сони, зевая, бубнят!

        Сластены, зажмурясь, кричат: «Леденец!»

        Кишмиш  называют, халву, наконец.

        Но слаще халвы и всего остального

        Сердечное, доброе слово!

Информация о работе Формирование социокультурной среды как средства профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних