Формы идентичности, этапы их становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Этническая идентичность – самоопределение личности,своих биологических, психических и социальных составляющих с собственным Я. Элементами идентичности являются принятые человеком суждения относительно себя и своей жизни. Идентичность на личностном уровне есть определение себя и личностных качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

этнография.docx

— 25.27 Кб (Скачать файл)

1. Формы идентичности, этапы их становления.


Этническая идентичность – самоопределение личности,своих биологических, психических и социальных составляющих с собственным Я. Элементами идентичности являются принятые человеком суждения относительно себя и своей жизни. Идентичность на личностном уровне есть определение себя и личностных качеств.  
«В современном мире... культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий», — отмечает С. Хантингтон. Именно культурная идентичность лежит в основе государств-наций. У людей имеется представление об общем для всей группы прошлом, о единстве исторической судьбы. Пока эти общности желают сохранять свою культурную «особость», пока они ставят свою национальную идентичность выше классовых, конфессиональных или региональных отличий, существует и нация. Э. Ренан еще в XIX в. придумал очень удачную метафору, сравнив существование нации с ежедневным плебисцитом: действительно, пока мы солидарны с нашими согражданами, пока держимся в основном схожих верований, ценностей и мифов, мы остаемся членами одной нации. В политической лексике, а зачастую и в научной литературе понятия этнической и национальной идентичности употребляют как синонимические, и это нельзя считать большой ошибкой, так как понятия «этнос» и «этничность» являются базовыми для этнической классификации, а нация определяется чаще всего как государственная форма этнической общности людей (на Западе — как согражданственная общность). В целом сосуществование данных идентичностей отражает наличие двух наиболее значимых форм социальной группировки людей - этнической и государственной, между ними существуют сложные взаимосвязи, взаимопересечения, а иногда и взаимоисключения, и каждая из этих идентичностей — многомерное явление.

В научном мире выделяют несколько форм этнической идентичности:

Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.

Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Н-р, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы.

Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах.

Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них [5].

Этапы:

1.  Еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. В дошкольном возрасте.

2. Следующий важный этап - это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением

3.  Но лишь в ранней юности - 16-17 лет - этнические установки приобретают устойчивость , укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа . Для нас важно отметить и то, что в структуре идентичности Э. Эриксон выделяет позитивные и негативные элементы.

Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух составляющих. В зависимости от силы общественного кризиса возможно возникновение ситуации, когда у значительных групп людей негативные элементы выходят на передний план - за пределы позитивной идентичности. Негативная идентичность строится по схеме «я/мы не такие-то» и содержит неприятие или отрицание того или иного социального Зобъекта и/или тотальное противопоставление «нас» «им». Так, негативную окраску идентичность приобретает у тех индивидов и социальных групп, которые усматривают во вновь возникающих формах социальной и политической жизни не дополнительные возможности для личного существования и саморазвития, а «обман» государством населения, происки «врагов» (внешних и внутренних), а то и «заговор» против «народа», «нации», «трудящихся» и т.п. Они крайне негативно и агрессивно относятся к любым социальным и политическим общностям, воспринимаемым в качестве «чужих».

2.Факторы трансформации идентичности.

Под трансформацией идентичности понимается изменение идентичности в результате воздействия

на человека биологических, психологических, социальных и экономических факторов. Трансформация идентичности подразделяется на негативную и позитивную. К позитивной трансформации мы относим изменение идентичности человека, возникающее в результате его «движения» от спутанной идентичности к более спаянной, что происходит  через преодоление кризисов идентичности.Негативную трансформацию сопровождают нарушения,   характеризующиеся ослаблением Эго. Такое Эго оказывается чрезвычайно ранимым к внешним воздействиям, теряет свою интегральность и целостность. У человека со слабой идентичностью изменяется уровень толерантности (переносимости) к психической травме. Воздействие, травмирующее психику человека с нормальной идентичностью, оказывается непереносимым для людей со слабой идентичностью, у них легче провоцируется возникновение  психических нарушений. Фактором, способствующим возникновению трансформации идентичности, является распад семьи. Количество распадающихся семей ежегодно увеличивается и особенно в современных обществах ,так же а также, к ним относятся появившиеся изменения в эмоциональной сфере и поведении: агрессивность, импульсивность, гневливость, сниженная самооценка, нерешительность, пассивность. Формирование «спаянной» идентичности связано с устранением факторов, препятствующих развитию негативной трансформации и их заменой положительными стимулами. Негативная трансформация идентичности, приводит к развитию дезадаптивного поведения, функциональных расстройств, которые, при отсутствии своевременной коррекции, могут перейти в более глубокие, связанные с дезинтеграцией Эго,психические изменения.

3. Значение этничности в идентификации  человека. 


Роль процесса идентификации двойственна. Во-первых, он включен в процесс социализации человека, во-вторых - выполняет защитную (адаптивную) функцию. Разрыв идентичностей, даже их ослабление преобразует повседневное окружение человека в чужой, непонятный и зачастую враждебный мир. У человека создается впечатление, что он один перед лицом опасности, что может привести к его превращению в антисоциальное существо, руководствующееся в поведении формулой «Каждый за себя!». Это состояние З.Фрейд назвал «психологической нищетой масс», а известный французский социолог Э.Дюркгейм - аномией.

Говоря об этнических группах, «мы говорим об одних из наиболее устойчивых общностей в истории человечества, многие из которых прошли через несколько исторических эпох, через смену религиозных представлений, революции и социальные потрясения. Этнические идентификации оказались столь устойчивыми прежде всего потому, что эти идентификациипредставляют отождествление человека с реально существующей и исключительно устойчивой общностью»; кроме того, следует отметить, «что этносы являются устойчивыми межпоколенными социальными системами, что изменение отдельных элементов этих систем не обязательно влечет за собой утрату системных свойств всего этноса», — отмечает  В.А.Авксентьев. Однако сама этничность как форма групповой идентичности подвержена временным трансформациям (может меняться под воздействием внешних социальных условий степень ее интенсивности и актуализированности). В этом смысле она - «изменяющееся, ситуативное явление, имеющее свою историю и используемое в разных контекстах». Однако сама этничность как форма групповой идентичности подвержена временным трансформациям (может меняться под воздействием внешних социальных условий степень ее интенсивности и актуализированности). В этом смысле она - «изменяющееся, ситуативное явление, имеющее свою историю и используемое в разных контекстах».Следовательно, можно предположить, что существуют ее различные исторические вариации. 

Она ослабевает, когда значимость этнического неравенства снижается в случае актуализации идеологической, классовой, профессиональной или иной солидарности, и возрастает при обострении межэтнической борьбы за власть и иные политические ресурсы (влияние, привилегии, престиж) в ситуации социальных изменений, когда этническая идентичность, строящаяся на фундаменте общего происхождения, традиций и общеразделяемой культурной символики, становится единственной константой, противостоящей фрустрации и аномии (это, в частности, объясняет столь бурное протекание этнонациональных процессов во время и после распада СССР). Понятие «идентификация» впервые введено в научный оборот 3. Фрейдом в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ «Я». Само же слово «идентичность» восходит к латинскому термину idem, т. е. «тот же самый». Посредством этого термина обозначается тождественность, одинаковость, совпадение чего-либо с чем-нибудь. Не случайно исследователи отмечают, что 3. Фрейд вкладывал в него содержание, близкое по смыслу понятию «подражание». В одной из работ 3. Фрейда идентификация определяется как «ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя». Каждый индивид, по мнению 3. Фрейда, есть частица множества масс, связанных посредством сети идентификаций. И потому человек строит свой идеал «Я», руководствуясь множеством образцов и моделей поведения, которые он выбирает более или менее сознательно.

 

4.Факторы этнической истории.


Этнические факторы

(греч. ethnos – народ). Категории, специфические для различных этнических групп. По различию Э.ф. выделяются присущие народу признаки культуры, включающие особенности материального производства, человеческого воспроизводства и быта (демографическая структура, структура семьи, общественные структуры и др.), духовного воспроизводства (мировоззрение, методы социализации детей и подростков, верования, культурные традиции, социально-правовые и морально-этические нормы), коммуникации (особенности общения индивидов, наиболее характерные методы общения и др.). Своеобразие Э.ф. изучается этнопсихологией и этнопсихиатрией (транскультуральной психиатрией).Важнейшим фактором является - язык.

 

Источники :

Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография.Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.               

  Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН,1999. (п.1.3 стр. 6 – 8;стр. 12 - 14)

 


Информация о работе Формы идентичности, этапы их становления