- Идентификация и определение конфликта как следствия противоречивости мотивов и интересов членов семьи (объективирование, вербализация и осознание сути конфликта в процессе обсуждения проблемы всей семьей);
- Генерирование и регистрация всех возможных альтернатив разрешения проблемы независимо от того, насколько они устраивают участников конфликта. На этом этапе действует правило безоценочного принятия и запрета на критику любых, даже самых невероятных решений;
- Обсуждение и оценка каждого из предложенных на предшествующем этапе альтернатив. Правило: альтернатива не принимается, если хотя бы один из участников не согласен. Для оптимизации процесса принятия решения используется, в частности, техника Я-высказываний, позволяющая одним участникам конфликта более четко заявить свою позицию, избежав упреков, обвинений и осуждения со стороны остальных. Гордон указывает, что проблемы часто возникают не в результате пренебрежения интересами членов семьи или их отвержения, а просто из-за недостаточного понимания их потребностей и мотивов. Если в процессе группового обсуждения всего арсенала выдвинутых предложений ни одно из них не принимается, то обсуждение продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение, устраивающее всех;
- Выбор лучшего приемлемого для всех членов семьи решения проблемы;
- Выработка путей реализации решения; составление конкретного плана его исполнения, включая ответственность и обязанности каждого из участников, их действия, условия выполнения с точностью до деталей;
- Определение критериев оценки результата семейного договора, форм и способов контроля и оценки".52
Особое внимание
хотелось бы обратить на технику «Я-высказываний»
в процессе обсуждения. Обсуждая проблему,
партнеры призваны говорить о событиях,
описывая свои чувства и ощущения.
Таким образом, вместо того, чтобы
говорить «ты вечно меня не слушаешь»
или «тебе совсем на меня наплевать»,
следует поделиться своими чувствами:
«мне становиться больно, так как
мне кажется, что меня не слушают»
или «мне показалось, что тебе неинтересны
мои переживания». Обсуждая конфликт
таким образом, супруги начнут лучше
понимать друг друга и сосредоточатся
не на том, как защитить себя от нападок,
а на том, как решить проблему. Все
нападки нужно направить на проблему,
а не на партнера. Ведь оба заинтересованы
в решении проблемы, а не ее продолжении.
«Семейный совет» является достаточно
эффективной формой работы с семейными
проблемами, даже если в основе конфликта
лежат глубинные причины, которые
при реализации модели «семейного совета»
не становятся предметом анализа и переосмысления».53
Необходимость
полноценного общения, как способ решения
проблемы, отмечается многими специалистами
в области семейных отношений. По
мнению Г.Т. Богданова, это единственный
путь решения семейных неурядиц. «Есть
только один способ решения семейных
проблем, конфликтных ситуаций, избавления
от обиды – это общение супругов,
умение разговаривать друг с другом
и слышать друг друга». За затяжным,
неразрешенным конфликтом, ссорой, как
правило, скрывается неумение общаться.
Американский
психолог Дж. Готтман, специально изучавший
процесс семейного общения, выявил
интересные закономерности общения
супругов в конфликтных семьях. Прежде
всего, для этих семей характерна
излишняя скованность общения. Члены
их как бы бояться сказать свое
слово, выразить свои переживания, чувства.
Конфликтные семьи оказались
более «молчаливыми», чем бесконфликтные,
в них супруги реже обмениваются
новой информацией, избегают «лишних»
разговоров, очевидно боясь, как бы ненароком
не вспыхнула ссора. В конфликтных семьях
супруги практически не говорят «мы»,
они предпочитают говорить только «я».
А это свидетельствует об изолированности
супругов, об эмоциональной разобщенности,
о том, что чувство «мы» в этой семье не
сформировалось. И, наконец, проблемные,
вечно ссорящиеся конфликтные семьи –
это семьи, в которых общение происходит
в виде монолога. Все это напоминает разговор
глухих: каждый говорит свое, самое важное,
наболевшее, но никто его не слышит – в
ответ звучит такой же монолог».54 Обучение навыкам
полноценного общения должно составить
основную задачу в преодолении конфликтов.
Стоит обратить
внимание на «условия успешного межличностного
общения супругов:
- Открытость, т.е. отсутствие чего-либо, что супруги по каким-либо принципиальным соображениям утаивают друг от друга;
- Подтверждение самооценок друг друга в ходе общения, т.е. межличностное общение в семье должно способствовать формированию более позитивного представления о себе у каждого из партнеров;
- Активный транзактный обмен, т.е. постоянное интенсивное обсуждение друг с другом того, что каждый думает и чувствует;
- Ситуативная адекватность, это значит, что супружеское общение должно иметь множество различных форм, но при этом то, как именно будут общаться супруги в данный момент должно определяться конкретной ситуацией.
Шуман С.Г. предлагает
следующие правила семейного
общения55:
- Уступайте друг другу
- Не навязывайте своих взглядов и суждений
- Уважайте друг друга
- Не унижайте, не оскорбляйте друг друга, стремитесь видеть в друге прежде всего хорошее
- Управляйте своим поведением, считайтесь с настроением друг друга
- Самокритично оценивайте свои действия и поступки
Анализируя
причины и разновидности конфликтов,
можно увидеть одну общую тенденцию.
Недостаток общения, направленность только
на свои потребности, недостаток нежности
и общая безграмотность в семейных
вопросах создает общую конфликтную
напряженность. В такой атмосфере
семья остро нуждается в серьезной
помощи. Для решения конфликтных
ситуаций супругам нужно учиться
ставить интересы другого на первое
место. Уважение, уверенность в любви
со стороны обоих, проявление спокойствия
и тактичности, поможет в поисках
приемлемого решения. Супруги должны
постоянно учиться полноценному
общению. В открытой атмосфере, когда
можно спокойно обсудить различные
стороны семейной жизни, залог единения
брачного союза. На наш взгляд, модель
«Семейного совета» является хорошей
формой решения конфликтов. Супругам можно
практиковать его и с целью улучшения
навыков общения. Со стороны социальных
служб так же могут быть предприняты серьезные
шаги для помощи семейным парам, о чем
мы поговорим в следующем разделе.
3 ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Нельзя недооценивать
важность различных социальных служб
предоставляющих психолого-педагогическую
помощь семьям. Семьи, которые самостоятельно
способны решать возникающие проблемы
все равно нуждаются в психологической
поддержке. Но есть такие пары, которые
сами не способны разрешить вставшие
перед ними преграды. Но даже при
оказании им квалифицированной помощи,
не всегда можно добиться положительного
результата. «Наиболее трудно поддавались
терапии утрата чувства любви, алкоголизм,
борьба за власть и главенство, личностные
проблемы, физическое насилие и агрессия,
нарушение общения». Помочь можно только
тем, кто готовы принять помощь. Укоренившийся
эгоизм и вредные привычки могут сделать
человека неспособным, что-либо изменить
в своей жизни. Социальная помощь семьям
будет более эффективной на ранних стадиях
создания семьи. Чем дальше затягиваются
супружеские проблемы, тем сложнее достичь
положительного результата.
Как отмечает
Богданов Г.Т. «Бытом многих семей правят
сейчас три докультуры: психологическая
неграмотность – незнание женской
и мужской психологии, азов эмоционального
общения в семье; половое невежество
– незнание законов человеческой
сексуальности, разладов мужской и
женской половой природы и
способов их смягчения; воспитательная
неграмотность –незнание коренных
отличий детской психологии от взрослой,
неумение воспитывать детей в
ключе их психологии и в духе нынешнего
образа жизни».56 Такая безграмотность
в семейной психологии становится причиной
многих конфликтов и даже разводов. Обучение
супружеских пар и консультирование при
возникновении серьезных затруднений
может стать хорошей профилактикой разводов.
Как отмечает Харчев А.Г. «умение предотвращать
и преодолевать такого рода конфликты,
создавать прочные отношения, основанные
на доверии, должно воспитываться не с
начала семейной жизни, не методом «проб
и ошибок», а еще в родительской семье…
Следовательно, воспитание культуры добрачных
и супружеских отношений невозможно без
воспитания старшего поколения – родителей
молодых людей».57
Карабанова
О.А. указывает на факторы, влияющие
на прочность брачного союза:
- Продолжительность периода ухаживания до заключения брака (1-1,5 года)
- Инициирование брачного союза (мужчина)
- Время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки.
- Ситуация оформления брака (не вынужденная беременностью)
- Особенности сексуальных отношений партнеров до брака
- Отношение родителей к партнеру
- Особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров заключить брак.
- Переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных и фрустрирующих событий.
Отмечая большое
значение добрачного периода и подготовки
к созданию семьи а так же необходимости
психологического обучения семей и
помощи в решении конфликтов, можно
сделать предложения по работе социальных
служб. Необходимо уделить серьезное
внимание на два направления социальной
работы в этой сфере:
1. Добрачная
подготовка молодых людей и
пар, подавших заявление в ЗАГС
2. Службы
психологической поддержки в
специализированных учреждениях
и при ЗАГСах
На важность
добрачной подготовки указывают
многие специалисты. Например, Мацковский
М.С. (см. Приложение 3) хорошо показал
влияние добрачных и брачных
факторов на успешное функционирование
молодой семьи. Вопрос содержания такой
подготовки требует отдельного исследования,
но можно однозначно констатировать
ее необходимость. «Основой такой подготовки
должны стать анализ конкретных жизненных
проблем, освещение вопросов экономики
и планирования, обучение молодых
людей правильному эмоциональному
и сексуальному общению. Акцент, по
мнению опрошенных, необходимо сделать
на духовном развитии, воспитании взаимного
уважения, осознания моральной ответственности,
убеждения, что развод не является единственным
выходом в решении супружеских
проблем».58
Во время
такой подготовки можно рассмотреть
ситуации с которыми в будущем
они столкнуться в своей семейной
жизни. Это не застрахует от совершения
ошибок и трудностей, но даст инструмент
преодоления супружеских проблем.
«Добрачное воспитание можно считать
успешным, если будущие супруги осознают
важность таких качеств личности,
как ответственное отношение
к труду, к своим обязанностям,
способность уступать в конфликтных
ситуациях, целеустремленность и мужество,
самоограничение, восприимчивость
к нуждам людей, отношение к родителям,
уравновешенность, самообладание, стремление
не подводить другого, способность
к самопожертвованию». На этой стадии
можно предотвратить незрелые и неудачные
браки. Специалист, проводящий консультацию,
может объяснить молодым последствия
тех или иных качеств в будущей семейной
жизни. «Если уже в добрачный период проявляются
такие черты, как необязательность, нежелание
идти навстречу другому, некорректность,
расчетливость, капризность, чрезмерная
вспыльчивость, эмоциональное равнодушие,
- это должно насторожить даже самого пылкого
влюбленного». Одной из задач добрачной
подготовки будет профилактика конфликтов
и предупреждение создания заведомо конфликтных
семей.
Супружеские
пары, имеющие определенный стаж так
же нуждаются в поддержке. Как
растение, которое нуждается в
постоянном уходе, так и супружеские
отношения нуждаются в укреплении
и обогащении. Особое внимание следует
уделить тем парам, которые стоят
на грани распада или уже подали
заявление на развод. Даже такая
мера, как определенный срок, который
дается разводящимся на обдумывание, приносит
положительный результат. Некоторые
пары забирают заявление. Этот результат
будет выше, если в этот период предоставить
им социально-психологическую помощь.
Нельзя считать, что «спасение утопающих,
дело рук самих утопающих». В итоговом
документе, проходившей в Томске
межрегиональной конференции «Здоровая
семья: физические, психологические
и нравственные аспекты», были приняты
рекомендации по разработке и расширению
работы в области укрепления семьи.
Эти предложения касаются как
организации специальных служб
– «Семейных центров по оказанию
психологической и юридической
помощи населению», так и организации
обучения старших школьников и студентов
СУЗов и ВУЗов по вопросам семейного
воспитания. Попытки проведения
такой работы уже предпринимаются
в некоторых регионах РФ. Такая
работа ведется на уровне ЗАГСов. Просветительской
деятельностью охватывают молодые
семьи и молодежь.
Особо важные
вопросы, которые необходимо предлагать
семьям, это стратегии укрепления
отношений и профилактики разводов.
К.Витек предлагает такие стабилизаторы
супружества, как:
- Не строить иллюзий
- Не избегать трудностей
- Познавать психологию партнера
- Знать цену мелочам
- Быть терпимыми, уметь забывать обиды
- Уметь понимать и предупреждать желания и потребности партнера
- Не навязывать свои требования окружающим, оберегать достоинство партнера
- Понимать пользу временной разлуки
- Следить за собой
- Стремиться к единству в воспитании детей
- Иметь чувство меры (не искать недостатки и не критиковать)
- Осознавать причины и последствия неверности (не провоцировать и не допускать самому)
- Не впадать в отчаяние.59
В первую очередь
именно эти вопросы должны подниматься
на добрачном этапе, и во время
семейного консультирования.