Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 00:09, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Введение
1. Технология как социальный феномен 4
1.1. Социальные технологии: понятие и сущность 4
1.2. Классификации социальных технологий 5
2. Типы социальных технологий 7
2.1. Универсальные социальные технологии 7
2.2. Частные социальные технологии 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.
Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка - это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.
Социальная помощь - это деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощи становятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решить свои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.
Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:
· материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);
· социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);
· коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);
· профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и
· ориентация, трудоустройство) и др.
Социальная работа с мигрантами
Миграция, миграционный процесс - это перемещение, переселение людей, связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев.
Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться в процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие:
· социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для само-
· реализации, получения образования, вступление в брак и т.п.);
· политические (преследование по политическим мотивам, политический
· протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов);
· этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этнически признакам, стремление к этническому воссоединению);
· религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество);
· военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий);
· экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.).
Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат. Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещения людей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению.
По первому
основанию можно выделить такие категории мигрантов как
По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различными сопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Поэтому, социальная работа с мигрантами - это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.
Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов. Основными направлениями реализации миграционной политики являются:
· учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе;
· деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретным категориям мигрантов;
· реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях.
Социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям.
1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях.
2. Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.
3. Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением.
4. Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п.
5. Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты.
6. Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п.
Социальная работа с инвалидами
В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия "инвалид" - это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите. Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.
Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.
По возрастным характеристикам:
· дети-инвалиды;
· инвалиды-взрослые.
По происхождению инвалидности:
· инвалиды детства;
· войны;
· труда;
· по общему заболеванию;
и т.п.
По способности передвигаться:
· мобильные;
· маломобильные;
· неподвижные.
По степени трудоспособности:
· трудоспособные (инвалиды 3-й группы);
· ограниченно трудоспособные;
· временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы);
· нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).
В
соответствии с такой внутригрупповой
· социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);
· социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;
· участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;
· социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;
· государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза-висимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.
Социальная работа с пожилыми людьми
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пожилые люди подразделяются на категории:
· лица в возрасте от 60 до 74 лет - пожилые люди;
· лица в возрасте от 75 до 89 лет - старые люди;
· лица в возрасте от 90 лет и старше - долгожители.
Социальная работа с этой категорией населения должна строится исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования. К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:
1. Ограничение жизнедеятельности пожилых людей;
2. Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми;
3. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;
4. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.
Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:
· совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;
· совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;
· обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;
· создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);
· адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар;
· формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всех уровнях его организации.
Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.
Социальная работа с детьми
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:
1. Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).
2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).
3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).
Информация о работе Характеристика основных типов социальных технологий