Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа
Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию национальных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики.
На всех этапах научно-технического прогресса происходят качественные изменения в самом содержании процесса труда, которые проявляются и в дифференциации, и в объединении отдельных функций. В связи и с изменением содержания труда, интенсифицируется и процесс изменения в профессиональном составе рабочих.
Вступление…………………………………………………………………..…….3
Раздел 1.Социально-трудовые отношения. Их сущность, понятие и структура……………………………..……………………………………………4
1.1. Понятие социально-трудовых отношений……………………...………...4
1.2. Сущность и структура социально-трудовых отношений………………..6
Раздел 2. Зарубежный опыт регулирования социально - трудовых
отношений……………………………………………………………………...….8
2.1. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в странах
Европы и Евросоюза…………………………………………..…………...……11
2.2. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в Японии……...17
2.3. Опыт регулирования социально - трудовых отношений в США……......20
2.4. Зарубежный опыт правового регулирования трудовых отношений…….24
2.4.1. Правовое регулирование трудовых договоров……….…………………24
2.4.2. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников……………………………………………………………………….29
2.4.3Правовое регулирование прохождения испытательного срока…………31
2.4.4. Регулирование дисциплины труда……………………………….………32
2.4.5. Правовое регулирование порядка выдачи заработной платы……….…33
2.4.6. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха……..…34
Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений в Украине…..…..37
3.1. Модели социально – трудовых отношений в международной практике и их значение для Украины………………………………………………….……37
3.2. Регулирование социально – трудовых отношений в Украине…………………………………………..…………………………….…41
3.3. Проблемы и перспективы модернизации социально-трудовых отношений в Украине……………………………………………………...………………….44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список используемой литературы……………………………………………...52
Кроме указанных трех моделей
регулирования отношений в
Американская модель социальной политики - это наиболее либерализованный вариант, основанный на принципе отделения социальной защиты от свободного рынка и ограничении защиты только тех, кто не имеет других доходов, кроме социальных выплат. При этом обеспечивается достаточно высокий уровень и качество жизни основной части населения.
Шведская модель (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания) - наиболее социализированная модели есть экономика наибольшей степени работает на удовлетворение потребностей членов общества. Она отличается чрезвычайно высокой доле ВВП, которая распределяется через бюджет на достижение этой цели (более 50%), аккумулированием в руках государства значительных финансовых ресурсов, доминированием идеи равенства и солидарности в осуществлении социальной политики, активной предупредительной политикой, профилактическими мерами в сфере занятости, жесткой политикой доходов, высоким уровнем социальной защиты населения, обеспечивается в основном за государственные средства. Здесь социальная политика тесно связана с государственным регулированием экономики, имеет четко выраженную социальную направленность, то есть социальная политика выступает как цель экономической деятельности государства.
Немецкая модель (ФРГ, Франция, Австрия) характеризуется высокими объемами ВВП, которая перераспределяется через государственный бюджет (30-50%) на создание развитой системы социальной защиты. Здесь привлекаются средства как государства , так и предприятий.
Японская модель социальной политики предполагает проведение политики выравнивания доходов, особую политику использования рабочей силы благодаря системе пожизненного найма, доминирование психологии коллективизма, солидарности в доходах, достижения консенсуса между различными субъектами в решении социально - экономических проблем, решение вопросов повышения жизненного уровня населения как национальных приоритетов. Здесь практикуется пожизненный наем работников, помогает вырабатывать специфические критерии эффективности социально - трудовых отношений на предприятиях. Когда наступает спад деловой активности или внедряется автоматизация производства, сокращает долю ручного труда, японские предприятия всегда сохраняют работников с пожизненным наймом, уменьшая премиальные выплаты, высвобождая временных работников. Это также позволило японским фирмам инвестировать значительную часть средств в повышение профессионализма своих работников. Кроме того, Япония на своих предприятиях внутри страны и за рубежом все больше делает наклон в сторону командной работы с целью повышения сплоченности коллектива и привлечения работников к выполнению расширенной, а не ограниченного количества задач.
Каждая из приведенных моделей имеет свои недостатки и преимущества, которые необходимо учитывать при построении национальной модели развития социально - трудовых отношений, которая должна быть гибкой, и могла приспосабливаться к изменениям международной и национальной экономик и политической ситуации, то есть представлять собой симбиоз либеральных направлений и социальной ориентации. Либеральное направление дает возможность в условиях отсутствия достаточных финансовых средств у государства создать условия для самореализации и самообеспечения экономических субъектов. Социальная ориентация предполагает формирование рациональной системы социальной защиты населения в условиях постиндустриального развития общества.
Формирование модели социально - трудовых отношений Украины должно сопровождаться реформированием целей предприятий в направлении их социализации, поскольку содержание их в большинстве случаев сейчас ограничивается увеличением прибыльности. Социальные цели субъектов хозяйственной деятельности должны быть связаны с формированием квалифицированного, инновационно - ориентированного кадрового потенциала, созданием надлежащих условий труда, внедрением эффективных систем мотивации труда и др.
Обрабатывая модель национальной системы социально - трудовых отношений, нужно учитывать следующие обстоятельства. Любая система отношений должна содержать элементы прошлого, настоящего и будущего, поэтому система социально - трудовых отношений должна иметь как универсальные черты, отражающие закономерности общемирового развития, так и особые, отражающие социокультурные исторические, цивилизационные и другие особенности. Ведь такие черты, украинского менталитета, как солидарность, лояльное отношение к государственным институтам, коллективизм, приверженность социальной справедливости, стремление к соучастию в решении коллективных задач, служат надежной предпосылкой становления собственной украинской модели социально - трудовых отношений, учтет и лучший мировой опыт в сфере труда.
3.2. Регулирование социально - трудовых отношений в Украине
Законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждении, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.
Особенность труда членов кооперативов и их объединений, коллективных, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии по занятости, охране труда, труда женщин, молодежи, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
1. Статья 3 в первоначальной
редакции была посвящена
До перехода Украины к рыночным отношениям имела место узкая сфера деятельности трудового законодательства. Ее сущность заключалась в том, что КЗоТ регулировал трудовые отношения лишь только наемных работников, то есть рабочих и служащих.
2. В настоящее время
трудовое законодательство
На отношения, возникающие между акционерным обществом и единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекция), действие законодательства о труде Украины распространяется в части, не противоречащей положениям Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года. (Ведомости Верховной Рады Украины.-1991.- № 19).
3. В переходный к рыночным
отношениям период в Украине
усилилась тенденция возврата
к широкой сфере действия
Законом Украины от 20 марта 1991 года в статью 3 КЗоТ внесены изменения, согласно которым КЗоТ распространил свое действие на всех работников всех форм собственности.
4. Законом Украины от 5
июля 1995 года редакция статьи 3 КЗоТ
опять была изменена в сторону
распространения действия
5. Согласно части 2 статьи 3 КЗоТ предусмотрена возможность установления «особенностей труда», то есть особенностей правового регулирования трудовых отношении «членов кооперативов и их объединений, крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективных сельскохозяйственных предприятий, работников предприятий с иностранными инвестициями». Таким образом, КЗоТ регулирует эти трудовые отношения, они также регулируются принятыми актами законодательства.
6. Здесь установлена своеобразная зона (как принято сейчас говорить, - «правовое поле»), где невозможно установить особенности в регулировании труда работников указанных предприятий: во-первых, в вопросах охраны труда и занятости; во-вторых, в отношении гарантии, предусмотренных законодательством о труде женщинам, молодежи, инвалидам. Законодательные гарантии прав в этих вопросах и в отношении этих категорий работников не могут быть снижены и, соответственно, заменены локальным регулированием. С другой стороны, при соблюдении установленных законодательством гарантий собственник предприятия за счет собственных средств по локальным нормативным актам может обеспечить дополнительные социально-бытовые условия.
7. Статья 3 регулирует трудовые отношения членов крестьянских (фермерских) хозяйств с этими хозяйствами Однако уставами крестьянских (фермерских) хозяйств могут устанавливаться особенности правового регулирования трудовых отношений крестьянских (фермерских) хозяйств с их членами, однако это не снижает установленных законодательством о труде гарантий относительно занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
8. А с наемными работниками трудовые отношения регулируются КЗоТ с учетом особенностей, установленных пунктом 3 статьи 23 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», таких особенностей четыре:
1) с нанятыми работниками
крестьянского (фермерского)
2) трудовой договор (соглашение)
с таким хозяйством
3) регистрация трудового
договора (соглашения) осуществляется
в сельском совете, если крестьянское
(фермерское) хозяйство является
основным местом работы
4) подтверждение записей в трудовой книжке местным органом исполнительной власти.
3.3. Проблемы и перспективы модернизации социально - трудовых отношений в Украине
Имеющиеся в экономике Украины кризисные явления, противоречивость осуществляемых реформ напрямую затрагивают интересы большинства людей, отражаются на качестве их жизни, степени и направлениях трудовой и социальной активности. Негативные социально-экономические явления в значительной мере являются последствиями недостаточного теоретического и организационно-методического обоснования процессов формирования и развития социально-трудовых отношений.
Социально-трудовые отношения мы рассматриваем с двух точек зрения:
- Как комплекс взаимоотношений
между наемными работниками и
работодателями в условиях
- Как совокупность
Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе проходит под влиянием факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием.
К основным факторам следует отнести следующие: особенности социальной политики государства; глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства; жизненный цикл развития предприятия (организации).
На наш взгляд, основой
для накопления системных противоречий,
ограничений и рисков в сфере
социально-трудовых отношений в
Украине стали следующие
Низкая эффективность
и чрезмерная затратность социальной
сферы. Это связано с
Преимущественно фискальный характер финансирования социальной сферы. Неразвитость механизмов диверсификации предоставления социальных услуг и стихийность во введении платного сегмента этой сферы обусловили чрезмерную финансовую нагрузку на государственный и местные бюджеты при распылении и низком контроле за целевым использованием получаемых бюджетных средств.
Возможность для субъектов
хозяйствования получения конкурентных
преимуществ за счет пренебрежения
социальной ответственностью. Практика
социально ответственного ведения
бизнеса медленно приобретает распространение
среди отечественных