Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:40, шпаргалка

Краткое описание

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт
Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социо ответы.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

Индивид - отдельно взятый человек.

Индивидуальность - особое сочетание  в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому  индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно  говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся  школ и направлений рассматривают  его через призму предмета своей  науки.

Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой  в нашем сознании бессознательных  инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.

Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:

представления о том, как его  воспринимают другие люди;

представления о том, как они  его оценивают;

как человек отвечает на воспринятую  им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я”личность выступает как результат  социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность  оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Антропологическая школа (М. Лундман), не разделяющая понятия “человек” и “личность”.

Марксистская социология в понятии  “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.

Социологический подход, которым руководствуются  многие современные социологи, заключается  в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования  и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать  занимающие в обществе различные  позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических  положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека.

Как целостная социальная система  личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в  себя природные, общие по происхождению  качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические  особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью  личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный  опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое  объективно по отношению к каждому  человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального  сознания;

специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют  внутренним детерминантам ее социального  поведения. К таким детерминантам  относятся прежде всего потребности  и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена  особенностями воспроизводства  и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые  осознаются, ощущаются человеком  в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности  личности.

Потребности и интересы личности лежат  в основе ее ценностного отношения  к окружающему миру, в основе системы  ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и  установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные  рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре  личности занимают ее социальные статус и роль.

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности  и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем  месте и будет хорошо выполнять  определенную отведенную ему роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Основные социологический  парадигмы

Парадигма социальных фактов, связанная  с именем Э.Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме  социальная реальность рассматривается  как самостоятельная и независящая  от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов –  социальных структур и институтов, которые и выступают предметом  изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А.Рэдклифф-Брауна и Б.Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон) и теория конфликта (Р.Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания, или социологии действия, основы которой заложены М.Вебером и В.Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального  действия – индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит  понимание, и социолог должен докопаться до него, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А.Шюца, этнометодология Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Т.Лукмана и Г.Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Парадигма социального поведения, представленная социальным бихевиоризмом  Б.Скиннера и теориями социального  обмена Дж.Хоманса и П.Блау. Эта парадигма получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, то есть детерминировано простыми биологическими реакциями, и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического  детерминизма связана с именами  К.Маркса и его последователей. Здесь  социальная реальность понимается как  совокупность отношений, возникающих  между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, поскольку единственным фактором развития общества считаются  социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой  согласно внутренней логике естественноисторичечкого процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции З.Фрейда, согласно которой  внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме  социальная реальность понимается как  продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняется  происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение  и массовый успех идеологий, направленность политики государств.

Существует и другая классификация  социологических парадигм, о которой  упоминает российский социолог В.П.Култыгин. Здесь парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три: натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. Типичными  представителями такой парадигмы  являются, например О.Конт, Г. Спенсер. В рамках этой парадигмы исследуется  только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы. между предметом и методами естественных и социальных наук. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» М.Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской  деятельности социолога с социально-критической  и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические  концепции имеют критический  и преобразующий потенциал и  связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей  социологии являются К.Маркс, К.Поппер, А.Этциони, Ч.Райт Миллз.

 

 

8. Социальная мобильность

Совокупность социальных перемещений  людей в обществе, т. е. изменений  своего статуса, называется социальной мобильностью. Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится  к долговременным, а второй —  к кратковременным процессам. В  первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором — перемещение из сферы физического  труда в сферу умственного.

Вертикальная  мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей.

Горизонтальная  мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

Разновидностью горизонтальной мобильности  служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Если к перемене места добавляется  перемена статуса, то географическая мобильность  превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

  • индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и
  • групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность и  групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым  и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует  достигаемый, а групповой — приписываемый  статус.

иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или  целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством а) с согласия самих людей, б) без  их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести  так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"