Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:40, шпаргалка
В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт
Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.
Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открытия. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения.
Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого".Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.
Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру (185, с. 140-141).
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3—4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного "Я" и степень социализации личности, это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей.
Чувство самоуважения также социально
обусловлено, Личность уважает себя
в зависимости от восприятия того,
как она оценивается другими,
особенно теми другими, мнение которых
для нее особенно важно. Если это
восприятие благоприятно, у человека
развивается чувство
Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его.
Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
16. Социальные группы. Лидерство в группе.
Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.
Первичная - это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга или большинство из ее представителей. Такая группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.
Вторичная группа более многочисленна и может иметь в своем составе одну или несколько первичных групп.
Примером первичной группы является семья, группа ваших друзей и т. д. К вторичным группам можно отнести коллектив курса студентов, политическую партию, к которой вы принадлежите, и др.
Большинство первичных групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных - формальными. Однако однозначность оценок может послужить причиной ошибок в социальной диагностике групп. Например, друзья с вашего учебного курса, являясь первичной группой, в то же время будут группой формализованной.
Разные исследователи выделяют различные характеристики групп. Но в этом многообразии есть и общие групповые черты, подчеркнутые Н. Смелзером
Во-первых, способ взаимодействия между ее членами: "члены группы не должны общаться с невходящими в группу в той же манере, что и со "своими", а том более это относится кпредставителям соперничающих групп".
Во-вторых, членство в группе определяет чувство принадлежности к ней. Часто это усиливается и какими-либо внешними символами, например, у "металлистов" - огромным количеством металла на одежде в виде цепей, значков, бляшек и т. д. Эта символика может служить наряду с духовными факторами группового единства дополнительным признаком идентификации с точки зрения посторонних - "чужих". Следовательно, наряду с общими, характерными для всех социальных групп показателями, существуют и специфические, отражающие характеристики определенного класса групп.
Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования.
В социологической литературе существует множество разнообразных классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе.
Проведенный Юбэиком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:
на основе этнической или расовой принадлежности;
на основе уровня культурного развития;
на основе типов структуры, существующей в группах;
на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;
на основе преобладающих типов контактов между членами группы;
на основе различных видов связей, существующих в группах;
на других принципах.
Разнообразие
Малые группы
Признак группы состоит прежде всего в том, что изменение одной части группы изменяет состояние всех других частей.
Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:
прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;
внутригрупповую распределённость функций и социальных ролей;
общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;
определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времена.
Типы:
1)По связям: - Эмоциональная группа
- Инструментальная группа
2)По характеру возд: -Первичная
-Вторичная
Референтная группа – реальная или условная соц общность с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, оценки которой он ориентируется в своем поведении
Характеристики:
Малая группа: 1.Сильно ориентированы на групповые цели и действия, 2.Групповое давление (контроль) постоянно, 3.Высокая интеграция группы
Большая группа: 1.Рациональные действия, 2.Конформизм политики проводимый активной частью группы, 3.Групповое давление очень редкое
Групповая динамика: Взаимодействие членов соц группы между собой; во время динамики возникает: лидерство, формируется общественное мнение, определяются методы и способы регуляии поведения каждого члена группы
Лидерство.
1.Постгероический лидер (прямолинейный)
2.Героический лидер (
Ответственный лидер – выбран системой
Эффективный лидер – реальный лидер
Психологический – в определенной ситуации
Стили лидерства:
-авторитарный
-демократический
-стиль невмешательства
17. Культура как социальное явление
Культуру можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими материальных и духовных ценностях, а также сам процесс творческой деятельности людей.
Спецификой социологического
подхода к культуре является анализ
взаимосвязи культуры с общественным
развитием: со стадиями развития цивилизации,
со сдвигами в формационном состоянии
общества, с этнической эволюцией, с
развитием отношений между
Культура - целостное явление, образуемое из бесконечного многообразия входящих в него культур различных социальных субъектов. При этом для социологии особенно важны способы взаимодействия, диалога или конфликта этих "подкультур" внутри "большой" культуры. Анализ данной проблемы позволяет выделить два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и в направлении к сближению. Наиболее детально эти тенденции прослежены при исследовании современной социологией национальных культур, что нашло отражение в оформлении альтернативных социологических направлений - линейного эволюционизма и культурно-исторической школы.
На том или ином этапе социокультурного развития может актуализироваться то одна, то другая подсистема внутри культуры. Но социологический анализ показывает, что все подсистемы необходимы и в этом смысле равноценны для развития культуры. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща.
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности - физическому и умственному.