Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:40, шпаргалка

Краткое описание

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт
Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социо ответы.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

От организованной мобильности  надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50—70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

 

 

 

 

 

 

10. Социальные квазигруппы

Квазигруппы имеют следующие отличительные  черты: 1) спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковременность совместных действий. Аудитории. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором - индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).В повседневной жизни человек часто сталкивается с аудиториями. Слушаем ли мы оратора в лекционном зале или тамаду за столом, читаем ли газету, или слушаем радио - во всех случаях мы являемся членами аудитории самого разного типа. Проблема воздействия на аудиторию, возможностей ее разделения, а также усвоения ею нужной информации является важной в политике, менеджменте, работе средств массовой информации.

Толпа. Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного тина может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

1. Внушаемость. Люди, находящиеся  в толпе, как правило, более  внушаемы, чем находящиеся вне  ее. Они с большей вероятностью  принимают мнения, чувства и действия  большинства.

2. Анонимность. Индивид чувствует  себя незначительным и неузнанным  в толпе. Толпа часто действует  как целое, и ее индивидуальные  члены не выделяются и не  воспринимают себя как отдельных  индивидов.

3. Спонтанность. Люди, составляющие  толпу, имеют тенденцию к более  спонтанной манере поведения,  чем в обычных условиях. Как  правило, они не задумываются  над своими действиями и их  поведение в толпе зависит  исключительно от эмоций.

4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие  толпу, анонимны, они начинают  чувствовать себя вне социального  контроля, понимая, что до них  трудно "добраться". Например, при  осуществлении актов вандализма  неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в  вагонах метро и другие подобные  действия) каждый из участвующих  в них снимает с себя за  это ответственность, действуя  со всеми вместе как одно  целое.

Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Экспрессивная толпа - это социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.

Действующая толпа. Под термином "действующая" подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения.

Одной из важных форм действующей  толпы является сборище эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов.

Другая важная форма действующей  толпы - восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв.

Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение  человека в действующей толпе  всегда интересовали ученых-социологов. Некоторые теоретики определили поведение толпы (особенно действующей) как продукт групповой "инфекции", в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию  и даже самоконтроль. Впервые системную  версию этой теории предложил в 1895 г. французский ученый Густав Лебон (178). Согласно его версии, "коллективное устремление", появляющееся в толпе, приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Лебон полагал, что члены толпы находятся под влиянием некоторого общего воздействия и импульса, присущих только толпе. Таинственные импульс и сила составляют "коллективные устремления" толпы. Однако они действуют на личность по-разному. Существуют лица с высокой обособленной культурой, которые почти никогда не "заражаются" "коллективным устремлением". Наиболее же подвержены "инфекции" люди из низших слоев общества с нечетко выраженной индивидуальной культурой. Эти слои всегда растворяются в толпе, заражаясь ее устремлениями.

Теперь уже известно, что идея "коллективного устремления" ошибочна. Поведение толпы - это сумма поведения  ее отдельных членов, и не может  быть независимо существующего и  неизвестно откуда появляющегося "общественного  устремления".

Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского "социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами" (119, с. 78). Однако в этом определении не указывается основная отличительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.

Контактные круги - это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Границы таких общностей крайне неопределенны и размыты, их состав во многом определяется пространственными контактами. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются. Возникновение таких кругов характерно для вновь созданных студенческих групп, когда их члены начинают искать общие темы и интересы, образуют небольшие кружки, быстро возникающие и также быстро распадающиеся.

Профессиональные круги, или круги коллег, - это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, от участников профессиональных кругов требуется выполнение определенных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.

Дружеские круги - это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

Статусные социальные круги - социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые статусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.

Все социальные круги могут иметь  лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение  членов социального круга (они получили название "лидеров мнения").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Социальные статусы  личности

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них просто индивид.

Важно усвоить следующее:

  • Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.
  • Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди.
  • В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.
  • Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка).

Различают также социальный и личный статусы.

  • Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
  • Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком, значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса  выступают приписываемый и достигаемый  статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой.

К нему относятся пол, национальность, раса.

В строгом смысле приписываемым  является любой статус, полученный не по своей воле, над которым  индивид не имеет контроля. В отличие  от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери — достигаемые, поскольку  их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно.

В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также  профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и  кровно-родственные относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество  эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т. д.

Как правило, это временные состояния. Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно — через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Бедные презирают богатых, а  богатые с пренебрежением относятся  к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Политические, религиозные, демографические, кровно-родственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

12. Структура и основные  теории социального действия

Сущность социального  действия. Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней  мере две особенности: no-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей. Эти другие могут быть знакомыми, сослуживцами, отдельными лицами или неопределенным множеством. Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Самоубийство не будет социальным, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы. Характерен в этом отношении пример, приводимый М. Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"