Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".
9. Тема брачно-семейных отношений в философских системах Фихте. Как и Кант, Фихте рассматривает брак с точки зрения естественного права. Исходный тезис учения Фихте: ''мужчина – пол деятельный, женщина – страдательный". Поэтому философ поддерживает Канта, говоря о том, что "женщина не является юридическим лицом, государство гарантирует мужчине право собственности на все имущество жены. Различия полов в духовной сфере проявляются не менее, чем в физической, поскольку мужчины в отличие от женщин все свои знания получают исключительно посредством разума". Однако Фихте признавал, что женщина, несомненно, должна иметь одинаковые права с мужчинами не только в семье, но и в обществе. Философ отводит женщине решающую роль в духовной жизни семьи. Например, он считает, что ее природное влечение выражается в любви, которая служит объединением природы и разума. В любви проявляется нравственная натура женщины. Женщина – носительница и распространительница любви среди людей. Мужчина не способен к любви, нравственность его натуры состоит в великодушии. По Фихте брачный союз мужчины и женщины – это союз сердца и воли, то есть чувства должны присутствовать однозначно. Другое дело, когда они исчезают, но это не должно привести к разрушению связи, нет, наоборот, здесь должна проявиться вся природная выдержка и воля для того, чтобы отношения сохранить. Фихте делил людей на два типа: активные мужчины и пассивные женщины. Основание этого различия Фихте видел в разном поведении полов при удовлетворении природного влечения друг к другу. Мужчина может ставить перед собой цель удовлетворить половую потребность, женщина этого делать не может, так как это противоречит ее естественной природе. Для мужчины наличие полового влечения и стремление его удовлетворять является естественным. Именно поэтому он должен быть активным при выборе женщины. Женщина лишена такого права. Избрание ее мужчиной происходит по принципу: он первый и единственный. Стыдливость – вот что естественно для женщины. Ее природное предназначение – жить ради семьи, ради мужа и детей. В них она должна раствориться, ими она должна гордиться. Женщина не может стремиться к славе, потому что потеряет свою стыдливость и перестанет быть самой собой. Согласно Фихте проявление нравственной натуры женщины в том, что она носительница любви среди людей. Для мужчины же нравственность состоит в великодушии. По мнению Фихте, женщина не является юридически самостоятельным лицом, поэтому государство гарантирует мужчине право собственности на все имущество жены. При этом Фихте говорит о том, что женщина должна иметь в государстве одинаковые права с мужчиной. Однако вопрос заключается в том, захочет ли она ими пользоваться. И то, что женщина отказывается от своих прав – её собственное, обусловленное нравственностью желание. Для Фихте, как и для Канта, характерна двойная половая мораль. То, что позволено мужчине, не может быть разрешено женщине. К мужчинам одни требования, к женщине – другие. Фихте признавал право мужчины на супружескую измену и ее прощение. Женщина же, изменившая мужу, должна им наказываться и изгоняться. Осуждая проституцию, Фихте винил в этом явлении только женщин. В отличие от Канта Фихте не рассматривал брак только как юридический договор. Он считал, что такое определение ограничено и недостаточно. В его понимании брак – не просто юридический союз, а это естественный и нравственный союз. Ведь если совместная жизнь супругов будет основана только на принудительной силе, какой выступает закон, это - будет весьма дурно, ведь в таких отношениях не будет ничего высокого. Будучи идеалистом, Фихте утверждал, что нет брака без любви и нет любви вне брака. В качестве нравственного основания брака он признавал любовь, считая, что брачные отношения должны сочетать в себе природные и нравственные характеристики мужчины и женщины. Фихте отмечал различия чувств мужчины и женщины к своим детям, утверждая, что между матерью и ребенком существует органическая физическая связь, которая сохраняется и после рождения. Между мужчиной и ребенком такой связи нет, поэтому любовь отца к ребенку опосредована его чувством к женщине – матери этого ребенка. При этом он полагал, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя, смысл которого сводился в освоении и развитии морали. Родители определяют способы воспитания детей, а государство должно контролировать родительское воспитание, проявляя при этом заботу о соблюдении прав ребенка.
10. Социальный аспект семьи в гегелевской философии. Относительно брака и семьи в творчестве Гегеля можно выделить следующие постулаты. Он старался преодолеть теорию естественного права, на которых основывались разработки его предшественников Канта и Фихте. Он подверг критике ряд теоретических и методологических принципов этой теории, согласно положениям которой индивид предшествует государству. Исходным же тезисом Гегеля является утверждение о том, что целое (государство) как высший нравственный идеал существует раньше частей (индивидуальных интересов). Соотношение индивида и государства, частей и целого было темой рассуждений Гегеля и при оценке учений о браке и семье. В «Феноменологии духа» Гегель определяет семью как, естественную нравственную общественность. Гегель считал, что семья ниже народа и семейные связи не поднимаются до такой высоты как народ. Семья представляет собой только непосредственное нравственное бытие, а народ есть сама нравственность. Существующее противоречие между семьей и обществом неизбежно. Потому что общество обеспечивает свою устойчивость лишь за счет семьи, когда самосознание индивидов растворяется во всеобщем сознании. Гегель не согласился с кантовским определением брака, потому что, по его мнению, брак не может быть сведен лишь к понятию договора. Ведь брак понятие более широкое, чем просто правовое отношение. Заключение договора возможно личностями. Но вступающие в брак мужчина и женщина личностями быть не могут, так как они становятся частью целого – брака, растворяются в этом целом и перестают быть самостоятельными. Эти утверждения вытекают из тех же посылок о первичности целого над частями. В семье, по мнению Гегеля, личность отказывается от своих особенностей и входит внутрь некоего целого. Гегель считал, что предпочтительнее и более нравственно, если брак детей устраивают их родители. Он считал, что брак выступает как нравственный акт только тогда, когда он совершается публично с торжественным объявлением о его совершении всем присутствующим. Гегель придерживался мнения, что знакомство, близость, привычка к общим действиям не должны существовать до брака. Все это мужчина и женщина должны приобретать в браке. Гегель разглядел связь между формой семьи и социальным устройством, показал, что существующая форма семьи отличается от тех, которые были ранее. Он доказал, что замена одной формы семьи другой является закономерной, что переход от рабовладельческой семьи к феодальной, а затем к буржуазной – это нормальный процесс. Буржуазную же форму семьи Гегель воспринимал как такую, которая будет существовать вечно. Нравственными ценностями в брачно-семейной сфере он считал: 1) безраздельное господство воли отца, которому все должны беспрекословно подчиняться, и который имеет неограниченное право распоряжаться семейным имуществом; 2) ограниченность мира женщины только семьей; 3) зависимость детей при выборе брачного партнера от воли родителей. У Гегеля, также как и у Канта и Фихте, мужчина представляет собой сильное, деятельное начало. Он пишет о природной предопределенности полов, отождествляя это различие с интеллектуальными и нравственными различиями. Следствием этого является и различное положение, занимаемое полами в обществе и семье. Предназначение женщины – жизнь в семье, а назначение мужчины – государственная деятельность, занятия наукой и т.п.
11. Проблемы семьи в философии Ф. Энгельса. Энгельс выделяет 3 формы семьи кот следовали за групповым браком: 1. кровно родственная семья (когда брачные группы разделены по поколениям). 2.паналуальная ( происхождение исключительно из брачных отношений братьев и сестер) 3. парная семья( соединение отдельных пар имело место и в условиях группового брака. Это соединение пар упрочилось т.к. все больше и больше становилось братьев и сестер брак между кот невозможен) Энгельс говорил что вместе с единобрачием появ 2 неизменных общественных типов: 1. постоянный любовник жены. 2. муж рогоносец. Ф. Энгельс о групповом браке, формах семьи и переходе к моногамии. Г. Спенсер и Ф. Энгельс пишут об изначальном существовании совершенно неупорядоченных отношений между полами, когда каждый мужчина принадлежал каждой женщине. По Ф. Энгельсу, после этого периода развивается групповой брак (на его основе образуется кровнородственная или пуналуальная семья), затем парная семья и потом моногамная. Изначально обычай ограничивал половые связи. Кровнородственная семья предполагает разделение брачных групп по поколениям. Половые отношения исключаются только между предками и потомками. В пуналуальной семье запрет распространяется также на брак братьев и сестер друг с другом. Таким образом, институт родства играл важную роль в упорядочивании отношений между полами. Сужение возможного круга супругов до двух человек наблюдается в парной семье. От моногамии она отличается неустойчивостью. Ф. Энгельс, подчеркнул, что моногамная семья — не итог индивидуальной любви, а выражение экономических условий господства мужа и что рождение детей, наследующих его богатство, — истинная цель моногамии. Дикость – групповой брак, варварство – парный, цивилизация – моногамия. Это и есть одна основа, на которой строятся и теория Моргана, и теория Энгельса. Нельзя не отметить, что соратник Карла Маркса не умалял значения работы Бахофена «Материнское право», написанной, кстати, раньше, чем исследовательские труды Моргана. «Бахофен – гениальный мистик», - пишет Энгельс, отмечая слишком значительную религиозность его произведения. Итак, отметим положения, выделенные Энгельсом в работе «Материнское право»:
1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он (прим. – Бахофен) обозначает неудачным выражением «гетеризм»; 2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии – согласно материнскому праву, - как первоначально это было у всех народов древности; 3) вследствие этого женщины как матери, как единственные известные достоверные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почёта, доходившей, по мнению Бахофена, до полного господства женщин (гинекократии); 4) переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древнейшей религиозной заповеди (то есть фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину), нарушение, которое требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определённого времени должна была отдаваться посторонним.
13. Дефомилистическая эпоха. Дефомилистическая эпоха. Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде иследствием успеха обучения индивида общепринятым формам жиз¬ни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения.
14. Семья в доиндустриальную эпоху. В доиндустриальную эпоху «Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья»
15. Характеристика семьи периода индустриализации. Среди прочих признаков семьи того времени самые главные это: преобладание крестьянской и дворянской семей, чья жизнь была неразрывно связана с землёй; многодетность семьи и по социальной направленности и фактически; мощная власть межпоколенных связей. Для эпохи индустриализации характерно удлинение процесса социализации детей и изменение социальной роли ребёнка. Это приводит к ослаблению репродуктивной мотивации многодетности. Развитая медицина позволила сократить показатель смертности, вследствие чего исчезла необходимость рожать большое количество детей для стабилизации демографического положения.