Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_sotsiologia_semi.doc

— 752.00 Кб (Скачать файл)

 

9. Тема брачно-семейных отношений в философских системах Фихте. Как и Кант, Фихте рассматривает брак с точки зрения естественного права. Исходный тезис учения Фихте: ''мужчина – пол деятельный, женщина – страдательный". Поэтому философ поддерживает Канта, говоря о том, что "женщина не является юридическим лицом, государство гарантирует мужчине право собственности на все имущество жены. Различия полов в духовной сфере проявляются не менее, чем в физической, поскольку мужчины в отличие от женщин все свои знания получают исключительно посредством разума". Однако Фихте признавал, что женщина, несомненно, должна иметь одинаковые права с мужчинами не только в семье, но и в обществе. Философ отводит женщине решающую роль в духовной жизни семьи. Например, он считает, что ее природное влечение выражается в любви, которая служит объединением природы и разума. В любви проявляется нравственная натура женщины. Женщина – носительница и распространительница любви среди людей. Мужчина не способен к любви, нравственность его натуры состоит в великодушии. По Фихте брачный союз мужчины и женщины – это союз сердца и воли, то есть чувства должны присутствовать однозначно. Другое дело, когда они исчезают, но это не должно привести к разрушению связи, нет, наоборот, здесь должна проявиться вся природная выдержка и воля для того, чтобы отношения сохранить. Фихте делил людей на два типа: активные мужчины и пассивные женщины. Основание этого различия Фихте видел в разном поведении полов при удовлетворении природного влечения друг к другу. Мужчина может ставить перед собой цель удовлетворить половую потребность, женщина этого делать не может, так как это противоречит ее естественной природе. Для мужчины наличие полового влечения и стремление его удовлетворять является естественным. Именно поэтому он должен быть активным при выборе женщины. Женщина лишена такого права. Избрание ее мужчиной происходит по принципу: он первый и единственный. Стыдливость – вот что естественно для женщины. Ее природное предназначение – жить ради семьи, ради мужа и детей. В них она должна раствориться, ими она должна гордиться. Женщина не может стремиться к славе, потому что потеряет свою стыдливость и перестанет быть самой собой. Согласно Фихте проявление нравственной натуры женщины в том, что она носительница любви среди людей. Для мужчины же нравственность состоит в великодушии. По мнению Фихте, женщина не является юридически самостоятельным лицом, поэтому государство гарантирует мужчине право собственности на все имущество жены. При этом Фихте говорит о том, что женщина должна иметь в государстве одинаковые права с мужчиной. Однако вопрос заключается в том, захочет ли она ими пользоваться. И то, что женщина отказывается от своих прав – её собственное, обусловленное нравственностью желание. Для Фихте, как и для Канта, характерна двойная половая мораль. То, что позволено мужчине, не может быть разрешено женщине. К мужчинам одни требования, к женщине – другие. Фихте признавал право мужчины на супружескую измену и ее прощение. Женщина же, изменившая мужу, должна им наказываться и изгоняться. Осуждая проституцию, Фихте винил в этом явлении только женщин. В отличие от Канта Фихте не рассматривал брак только как юридический договор. Он считал, что такое определение ограничено и недостаточно. В его понимании брак – не просто юридический союз, а это естественный и нравственный союз. Ведь если совместная жизнь супругов будет основана только на принудительной силе, какой выступает закон, это - будет весьма дурно, ведь в таких отношениях не будет ничего высокого. Будучи идеалистом, Фихте утверждал, что нет брака без любви и нет любви вне брака. В качестве нравственного основания брака он признавал любовь, считая, что брачные отношения должны сочетать в себе природные и нравственные характеристики мужчины и женщины. Фихте отмечал различия чувств мужчины и женщины к своим детям, утверждая, что между матерью и ребенком существует органическая физическая связь, которая сохраняется и после рождения. Между мужчиной и ребенком такой связи нет, поэтому любовь отца к ребенку опосредована его чувством к женщине – матери этого ребенка. При этом он полагал, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя, смысл которого сводился в освоении и развитии морали. Родители определяют способы воспитания детей, а государство должно контролировать родительское воспитание, проявляя при этом заботу о соблюдении прав ребенка.

 

10. Социальный аспект семьи в гегелевской философии. Относительно брака и семьи в творчестве Гегеля можно выделить следующие постулаты. Он старался преодолеть теорию естественного права, на которых основывались разработки его предшественников Канта и Фихте. Он подверг критике ряд теоретических и методологических принципов этой теории, согласно положениям которой индивид предшествует государству. Исходным же тезисом Гегеля является утверждение о том, что целое (государство) как высший нравственный идеал существует раньше частей (индивидуальных интересов). Соотношение индивида и государства, частей и целого было темой рассуждений Гегеля и при оценке учений о браке и семье. В «Феноменологии духа» Гегель определяет семью как, естественную нравственную общественность. Гегель считал, что семья ниже народа и семейные связи не поднимаются до такой высоты как народ. Семья представляет собой только непосредственное нравственное бытие, а народ есть сама нравственность. Существующее противоречие между семьей и обществом неизбежно. Потому что общество обеспечивает свою устойчивость лишь за счет семьи, когда самосознание индивидов растворяется во всеобщем сознании. Гегель не согласился с кантовским определением брака, потому что, по его мнению, брак не может быть сведен лишь к понятию договора. Ведь брак понятие более широкое, чем просто правовое отношение. Заключение договора возможно личностями. Но вступающие в брак мужчина и женщина личностями быть не могут, так как они становятся частью целого – брака, растворяются в этом целом и перестают быть самостоятельными. Эти утверждения вытекают из тех же посылок о первичности целого над частями. В семье, по мнению Гегеля, личность отказывается от своих особенностей и входит внутрь некоего целого. Гегель считал, что предпочтительнее и более нравственно, если брак детей устраивают их родители. Он считал, что брак выступает как нравственный акт только тогда, когда он совершается публично с торжественным объявлением о его совершении всем присутствующим. Гегель придерживался мнения, что знакомство, близость, привычка к общим действиям не должны существовать до брака. Все это мужчина и женщина должны приобретать в браке. Гегель разглядел связь между формой семьи и социальным устройством, показал, что существующая форма семьи отличается от тех, которые были ранее. Он доказал, что замена одной формы семьи другой является закономерной, что переход от рабовладельческой семьи к феодальной, а затем к буржуазной – это нормальный процесс. Буржуазную же форму семьи Гегель воспринимал как такую, которая будет существовать вечно. Нравственными ценностями в брачно-семейной сфере он считал: 1) безраздельное господство воли отца, которому все должны беспрекословно подчиняться, и который имеет неограниченное право распоряжаться семейным имуществом; 2) ограниченность мира женщины только семьей; 3) зависимость детей при выборе брачного партнера от воли родителей. У Гегеля, также как и у Канта и Фихте, мужчина представляет собой сильное, деятельное начало. Он пишет о природной предопределенности полов, отождествляя это различие с интеллектуальными и нравственными различиями. Следствием этого является и различное положение, занимаемое полами в обществе и семье. Предназначение женщины – жизнь в семье, а назначение мужчины – государственная деятельность, занятия наукой и т.п.

 

11. Проблемы семьи в философии Ф. Энгельса. Энгельс выделяет 3 формы семьи кот следовали за групповым браком: 1. кровно родственная семья (когда брачные группы разделены по поколениям). 2.паналуальная ( происхождение исключительно из брачных отношений братьев и сестер) 3. парная семья( соединение отдельных пар имело место и в условиях группового брака. Это соединение пар упрочилось т.к. все больше и больше становилось братьев и сестер брак между кот невозможен) Энгельс говорил что вместе с единобрачием появ 2 неизменных общественных типов: 1. постоянный любовник жены. 2. муж рогоносец. Ф. Энгельс о групповом браке, формах семьи и переходе к моногамии. Г. Спенсер и Ф. Энгельс пишут об изначальном существовании совершенно неупорядоченных отношений между полами, когда каждый мужчина принадлежал каждой женщине. По Ф. Энгельсу, после этого периода развивается групповой брак (на его основе образуется кровнородственная или пуналуальная семья), затем парная семья и потом моногамная. Изначально обычай ограничивал половые связи. Кровнородственная семья предполагает разделение брачных групп по поколениям. Половые отношения исключаются только между предками и потомками. В пуналуальной семье запрет распространяется также на брак братьев и сестер друг с другом. Таким образом, институт родства играл важную роль в упорядочивании отношений между полами. Сужение возможного круга супругов до двух человек наблюдается в парной семье. От моногамии она отличается неустойчивостью. Ф. Энгельс, подчеркнул, что моногамная семья — не итог индивидуальной любви, а выражение экономических условий господства мужа и что рождение детей, наследующих его богатство, — истинная цель моногамии. Дикость – групповой брак, варварство – парный, цивилизация – моногамия. Это и есть одна основа, на которой строятся и теория Моргана, и теория Энгельса. Нельзя не отметить, что соратник Карла Маркса не умалял значения работы Бахофена «Материнское право», написанной, кстати, раньше, чем исследовательские труды Моргана. «Бахофен – гениальный мистик», - пишет Энгельс, отмечая слишком значительную религиозность его произведения. Итак, отметим положения, выделенные Энгельсом в работе «Материнское право»:

1)     у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он (прим. – Бахофен) обозначает неудачным выражением «гетеризм»; 2)     такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии – согласно материнскому праву, - как первоначально это было у всех народов древности; 3)     вследствие этого женщины как матери, как единственные известные достоверные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почёта, доходившей, по мнению Бахофена, до полного господства женщин (гинекократии); 4)     переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древнейшей религиозной заповеди (то есть фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину), нарушение, которое требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определённого времени должна была отдаваться посторонним.

12.Этапы исторического  формирования и развития семьи,  их особенности. Каждая семья осуществляет свой жизненный цикл. Она проходит определенные стадии развития, связанные с неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется, и это неизбежно трансформирует семейную ситуацию. В психологии хорошо известно, что каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни и к близким людям. Это определяет стиль общения и, соответственно, саму семью. Второе существенное обстоятельство — это изменение состава семьи. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это так же существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия ее членов друг с другом. Переход со стадии на стадию сопровождается риском для семьи стать дисфункциональной и, значит, начать использовать нарушения поведения ребенка для восстановления и поддержания гомеостаза. Первая стадия — жизнь взрослого, пока одинокого молодого человека любого пола, еще не создавшего своей семьи. В зависимости от того, насколько он психологически независим от своих родителей, молодой человек имеет больше или меньше шансов создать собственную функциональную семью. Психологическая независимость проявляется в наличии собственных внутренних правил, понятий добра и зла, вкусов, пристрастий — когда все это сформировалось во многом на основе собственного личного опыта, а не благодаря (и уж тем более не вопреки) взглядам и вкусам родителей. Тогда и выбор брачного партнера может быть независимым, свободным от необходимости реализовывать в браке потребности, связанные с неразрешенными конфликтами с родителями. Вторая стадия жизненного цикла семьи начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это происходит здесь. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни и согласовать их. У них формируется картина благоприятного будущего их семьи. Третья стадия жизненного цикла семьи — заключение брака. Происходит объединение под одной крышей, начинается ведение совместного хозяйства, возникает общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Это серьезно, потому что вольно или невольно для организации жизни необходимо решить, как распределяются функции в семье, кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения о том, на что тратить деньги, кто работает, а кто нет, когда заводить ребенка, что является сексуально привлекательным поведением и внешним видом и много подобных равно важных вещей. Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые открыто обсудить трудно, потому что предпочтения часто не ясны и не проговорены. Особенно верно это в отношении сексуального поведения. Первый ребенок — четвертая стадия.А вот как раз и появился первенец. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезен. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Необходим новый договор, так как возникла потребность в перераспределении ролей, времени, денег и т. п. Если младенец не внес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.Может быть и так: ребенок приносит чувство рутины и монотонности жизни, супругам кажется, что молодость и праздник кончились, начались бесконечные будни, муж чувствует себя заброшенным и подозревает, что жена изменяет ему с младенцем; жена точно знает, что она брошена с ребенком на руках, и понимает вдруг, что замужем за легкомысленным подростком и что тяготы семейной жизни вот-вот сломают ей хребет. Все это признаки неудачного прохождения четвертой стадии, которые не обязательно приводят к разводу, поскольку обычно закон гомеостаза обеспечивает семейную систему сложными и изощренными стабилизаторами. Пятая стадия — появление второго ребенка.Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше, чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы. Правда, существуют данные о зависимости семейной роли от порядка рождения ребенка. Шестая стадия — это школьные годы детей.В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как достичь успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Для некоторых семей выход ребенка в школу очень меняет образ жизни.Семейный гомеостаз может помешать семье измениться, изменить взаимодействия и взаимоотношения. Гомеостаз действует незаметно для людей. Когда семья только с тяжким вздохом помогает ребенку справиться с уроками, и при этом все ждут воскресений, каникул, лета и общей "расслабухи", то семья находится на другой стадии жизненного цикла — на дошкольной.Половое созревание и кризис середины жизни.Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос "Кто я и куда иду?". Ответ "Я ребенок своих родителей" не годится для построения личной идентичности. Быть ребенком своих родителей недостаточно для того, чтобы эффективно приспособиться к быстро меняющимся условиям среды. Надо быть еще и самим собой. Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может только за пределами семьи, среди сверстников и посторонних взрослых. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она для подростка обеспечивает надежный тыл, убежище, реанимацию. Подросток в погоне за новым жизненным опытом часто рискует здоровьем и безопасностью. Пробует пить, курить (хорошо, если только табак), знакомится поближе с девочками-мальчиками (хорошо, если здоровыми). Очень важно, чтобы в семье были такие отношения, которые позволят подростку быть откровенным с родителями, обратиться к ним за помощью. Если семья не дает такой возможности, то риск для подростка возрастает. Дисфункциональной семье трудно создать ребенку надежный тыл, потому что за время жизни в ней ребенок стал выполнять определенные функции. Вероятнее всего, стал медиатором между своими конфликтующими родителями — с помощью своего здоровья, нарушений поведения, академической неуспеваемости, — уже занял какую-то функциональную нишу. Если подросток отлучается из семьи, его функции выполнять некому. И тогда семейный гомеостаз под угрозой, родители начинают категорически возражать против того, чтобы ребенок отдалялся от семьи, потому что медиатор им нужен по-прежнему.Семья на этом этапе жизненного цикла должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к отделению от семьи, к самостоятельной жизни. Вот здесь именно та точка, где проверяется жизнеспособность и эффективность функционирования семейной системы.

13. Дефомилистическая эпоха. Дефомилистическая эпоха. Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде иследствием успеха обучения индивида общепринятым формам жиз¬ни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения.

14. Семья  в доиндустриальную эпоху. В доиндустриальную эпоху «Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья»

15. Характеристика семьи периода индустриализации. Среди прочих признаков семьи того времени самые главные это: преобладание крестьянской и дворянской семей, чья жизнь была неразрывно связана с землёй; многодетность семьи и по социальной направленности и фактически; мощная власть межпоколенных связей. Для эпохи индустриализации характерно удлинение процесса социализации детей и изменение социальной роли ребёнка. Это приводит к ослаблению репродуктивной мотивации многодетности. Развитая медицина позволила сократить показатель смертности, вследствие чего исчезла необходимость рожать большое количество детей для стабилизации демографического положения.

16.Социальные проблемы, влияющие на современное состояние  семьи. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи все чаще слышны выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев» [10]. Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения. Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители. Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:- пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей;- несогласие с традиционным распределением ролей в семье.- неблагоприятные жилищные и бытовые условия;Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы; - низкий уровень культуры семейно-брачных отношений;- повышение взаимной требовательности супругов друг к другу. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"