Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
27.«Понимающая» социология М. Вебера.
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер, тем не менее, разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира. Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.
Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.
Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.
Вебер ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип. Он утверждал, что мы говорим о предпринимателе, рабочем или короле как о типичном (среднестатистическом) представителе данного слоя. Однако в реальной жизни «предпринимателя» или «короля» вообще не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.
Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит: господство канцелярии) - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.
В теоретических работах Макса
Вебера не только достаточно четко
был определен предмет
28.Анализ документов как метод социологического исследования.
Анализ документов - важная область социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе.
Документы можно классифицировать по разным основаниям: письменные (вербальные и статистические), фонетические, иконографические - по способу фиксации информации. По статусу источника документы делятся на неофициальные и официальные, по критерию авторства - индивидуальные и коллективные, по опосредованности - первичные и вторичные, по спонтанности появления - на заданные и самопроизвольные.
С целью преодоления
Главным инструментом социологического анализа является статистика и использование ЭВМ, существует множество универсальных статистических пакетов программ для социолога.
Часто для решения конкретных управленческих задач, для анализа конкретной проблемной ситуации применяется оперативное социологическое исследование, которое сразу же должно дать способы решения данной проблемы.
29.Опрос как метод социологического исследования. Виды опроса. Возможности и ограничения опросного метода.
Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин. Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой, в-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека. В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных исследований. В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке, полученной с его помощью социологической информации.
30.Наблюдения как метод социологического исследования.
Наблюдение в социологии - метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации. Наблюдение - это один из основных способов сбора данных, в, который либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методов, либо применяется на заключительной стадии массовых исследований для уточнения и интерпретации основных выводов. Практика подтверждает принципиальную способность данного метода давать объективную информацию, и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов.
В целях получения объективной информации об изучаемом социологическом явлении или факте используются следующие способы контроля:
• наблюдение за наблюдением,
• контроль с помощью других социологических методов,
• обращение к повторному наблюдению,
• исключение из записей оценочных терминов и т. п.
Таким образом, социологическое наблюдение считается достоверным, если при его повторении в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты.
31.Фокус-групп как метод социологического исследования.
В более или менее современном виде фокус-группы известны с конца войны (Мертон, «Фокусированное интервью», изучал влияние пропаганды).
Фокус-группа – качественный метод сбора информации, нестандартизированная методика, максимум полуформализованное интервью.
Зачем нужны фокус-группы?
Фокус-группы НЕ нужно использовать:
Фокус-группа – сообщество людей, объединенных в группы по каким-либо критериям, в результате дискуссии которых продуцируются данные, имеющие качественный хараткер.
Методологические принципы фокус-групп. Их два:
Особенности фокус-групп.
Фокус группа – качественный метод исследования рынка в котором группа из 8-10 человек со сходными демографическими характеристиками, установками, моделями потребительского поведения ведет двухчасовую беседу под руководством специально обученного модератора.
Этапы организации фокус-группы.
Заранее надо определить:
32.Обработка, анализ и использование данных социологического исследования.
Заключительный этап эмпирического
СИ предполагает обработку, анализ и
интерпретацию данных, получение
эмпирически обоснованных обобщений,
выводов и рекомендаций. Этап обработки
данных включает в себя поочередно
следующие меняющиеся действия. 1. Редактирование
информации. Основное назначение этого
шага состоит в проверке, унификации
и формализации той информации, полученной
в ходе исследования. В начале информация
проходит стадию предварительной подготовки
к обработке. От характера заполненности
анкет зависит качество первичной
социологической информации, а, следовательно,
достоверность выводов и