33.Причины,
функции и субъекты социальных конфликтов.
Социальная неоднородность
общества, различие в уровне доходов,
власти, престиже и т. д. нередко приводят
к конфликтам. Конфликты являются
неотъемлемой частью общественной жизни.
Противоречия пронизывают все сферы
жизни: социально-экономическую, политическую,
духовную. Одновременное обострение
всех этих видов противоречий создает
кризис общества. Кризис общества - это
результат глубоких изменений в
содержа-нии и формах жизни различных
социальных групп, серьезное нарушение
механизма коннтроля в экономике,
политике, культуре. Проявлением кризиса
общества служит резкий подъем социальной
напряженности. Социальное напряжение
нередко перерастает в конфликт.
Конфликт - это столкновение противоположных
целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов
или субъектов взаимодействия. Конфликт
- это повсеместное явление. Каждое
общество, каждая социальная группа, социальная
общность в той или иной степени
подвержены конфликтам. Широкое распространение
этого явления и обостренное
внимание к нему общества и ученых
способствовали возникновению специальной
отрасли социологического знания -
конфликтологии. Большинство социологов
склоняются к мнению, что существование
общества без конфликтов невозможно.
Они поддерживают давнюю философскую
традицию, согласно которой конфликт
является неотъемлемой частью бытия, главным
движителем общественного развития.
А это значит, что конфликт это
не дисфункция, не аномалия, а норма
отношений между людьми, необходимый
элемент социальной жизни, который
дает выход социальной напряженности,
энергии деятельности, порождая социальные
изменения различного масштаба. Л. Козер
вычленяет основные функции конфликта,
которые благотворно сказываются
на состоянии общества и способствуют
его развитию: а) образование групп,
установление и поддержание нормативных
и физических границ групп; б) установление
и поддержание относительно стабильной
структуры внутригрупповых и
межгрупповых отношений; в) социализация
и адаптация как индивидов, так
и социальных групп; г) создание и
поддержание баланса сил и, в
частности, власти; д) получение информации
об окружающей среде (сигнализирует
о тех или иных проблемах и
недостатках); е) стимулирование нормотворчества
и социального контроля; ж) способствование
созданию новых социальных институтов.
Основными субъектами конфликта
являются крупные социальные группы.
Поскольку их потребности, интересы,
цели, притязания могут реализоваться
только через использование власти,
постольку в конфликтах непосредственное
участие принимают такие политические
организации, как государственный
аппарат, партии, парламентские фракции,
и т. д. Именно они являются выразителями
воли больших социальных групп и
основными носителями социальных интересов.
В конечном счете, социальный конфликт
обычно принимает форму не конфликта
больших социальных групп, а конфликты
политических, этнических и других
лидеров, которые действуют на основе
сформировавшихся в том или ином
обществе механизмов. Крупный конфликтолог
Р. Дарендорф к субъектам конфликта
относит три вида социальных групп.
1) Первичные группы - непосредственные
участники конфликта, которые находятся
в состоянии взаимодействия по поводу
достижении объективно или субъективно
несовместимых целей. 2) Вторичные
группы, которые стремятся быть незамешанными
непосредственно в конфликт, но носят
свой вклад в разжигание конфликта.
На стадии обострения конфликта они
могут стать первичной стороной.
3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении
конфликта.
34.Этноконфликт
как разновидность социального конфликта.
Причины их возникновения и способы урегулирования.
Этнонациональные
конфликты — это организованные политические
действия, массовые беспорядки, сепаратистские
выступления и гражданские войны, в которых
противостояние проходит по линии «этнические
общности». Чаще всего такого рода конфликты
происходят между меньшинством и доминирующей
этнической группой, контролирующей власть
и ресурсы в государстве.
Существует несколько
теорий объяснения причин этнонациональных
конфликтов, которые были сформулированы
на основе исследований в различных
регионах мира. Одним из доминирующих
является социологический подход, который
основывается на анализе этнических
параметров социальных групп (классы,
страты, социально-профессиональные группы
и т.д.) и выявляет феномен узурпации
тех или иных привилегированных
социальных ниш представителями
одной группировки в ущерб
другой и социальной дискриминации
по этническому или расовому признаку.
Межнац конфликты - это
крайнее обострение противоречий между
нациями, возникающих в ходе решения политических,
территориальных, экономических, языковых,
культурных проблем. Речь идет о конфликтах
между целыми этносами и их отдельными
представителями. Они могут возникать
и действовать на соц-психологическом
и идеологическом уровне национально
этнического сознания народов, а также
на уровне деятельности национально-государственных
институтов законодательной и исполнительной
власти. Конфликты имеют свои причины
нередко коренящиеся в исторически сложившихся
условиях жизни народов. Иногда они связаны
со справедливой борьбой за свои права.
Необходимо стремиться к разрешению конфликтов
демократическим путем. Способность многонационального
общества вовремя предвидеть и разрешать
цивилизованными способами конфликты
– важный показатель его гражданской
зрелости и демократизма. Этому способствует
правовое регулирование межнац отношений,
составляющее важнейшую сферу деятельности
правового государства.
35.Метод экспертной
оценки в социальном исследовании.
Метод экспертных оценок позволяет
выявить информацию, содержащуюся в
скрытом виде у специалистов, представителей
деловых кругов, продавцов, покупателей
и т.д. Экспертные суждения, выраженные
в количественной форме и по своему
характеру интерпретируемые как
оценочные называются экспертными
оценками (коллективными или индивидуальными).
Выявление индивидуальных экспертных
оценок называется экспертным опросом,
а совокупность процедур, необходимых
для получения коллективных экспертных
оценок, включая и экспертный опрос
- экспертизой. Рабочая группа формирует
проблему, определяет цель и задачи
экспертизы, разрабатывает процедуру,
формирует экспертную группу, проводит
опрос экспертов, обрабатывает полученные
оценки, анализирует их, делает выводы,
дает рекомендации. Опрос - главный
этап совместной работы организаторов
экспертизы и непосредственных экспертов.
В зависимости от характера проблемы,
ее целей организаторы экспертизы выбирают
методы опроса Опрос бывает: а) индивидуальный;
б) групповой; в) личный; г) заочный д)
устный; е) письменный. А) Среди методов
индивидуального опроса наиболее распространены
два вида экспертизы: интервьюирование
и анкетирование. Проведение экспертной
оценки методом интервью требует
от эксперта умения быстро давать качественные
ответы на поставленные вопросы. Можно
выделить следующие формы организации
интервью: свободная беседа, "вопрос-ответ",
"перекрестный допрос". Интервью
позволяет получить информацию, которую
трудно получить при анкетном опросе.
Недостатки: сильное влияние интервьюера
на ответы эксперта, мало времени на
глубокое обдумывание ответов, много
времени тратится на опрос всего
состава экспертов. В основе большинства
экспертных методов лежит анкета
с помощью которой осуществляется
сбор необходимой информации. Анкета
- набор вопросов, каждый из которых
логически связан с главной задачей
экспертизы. Содержание анкеты должно
быть предельно ясным для опрашиваемого.
Анкетный опрос предполагает жестко
фиксированный порядок, содержание
и форму вопросов, четкое указание
формы ответа. Кроме анкет-вопросников,
экспертам должна быть дана пояснительная
записка, содержащая информацию о целях
экспертизы, задачах опроса объектах
экспертизы, необходимые организационные
сведения и инструкцию по заполнению
анкет. Б) Методы коллективной экспертизы
предполагают получение обобщенного
мнения в ходе совместного обсуждения
поставленной проблемы группой экспертов,
находящихся в непосредственном
контакте. К этим методам можно
отнести 1. Совещание - метод открытого
обсуждения, или как его еще
называют "метод комиссий". 2. Метод
"мозговой атаки". 3. Метод "суда".
4. Метод "Дельфи". "Метод комиссий"
предполагает проведение общей дискуссии
с целью выработки единого
мнения по обсуждаемому кругу вопросов.
Сущность метода "мозговой атаки"
заключается в разделении решения
двух задач: генерирования новых
идей и оценки предложенных идей. Метод
"суда" основан на том, организация
работы коллектива экспертов осуществляется
в соответствии с правилами ведения
судебного процесса."Подсудимым"
является анализируемая проблема. Метод
"Дельфи" представляет собой ряд
последовательно проводимых процедур,
направленных на формирование группового
мнения. Для этого метода характерны:
1) анонимность опросов; 2) регулируемая
обратная связь, осуществляемая за счет
проведения скольких туров опроса;
3) групповой ответ, получаемый с
помощью статистических методов. В)
Под личным (очным) методом опроса
подразумевается процедура, в процессе
которой организатор осуществляет
непосредственный контакт с экспертом
при подготовке ответов на вопросы
анкеты. Г) Заочный опрос обычно осуществляется
путем пересылки анкеты эксперту
по почте. Основные преимущества заочного
опроса - его простота и дешевизна.
Однако некоторые вопросы эксперт
может неправильно истолковать,
и поэтому надежность полученных
данных может быть ниже, чем при
очном опросе. Конечная цель экспертизы
- начертание картины вероятного будущего:
определение возможностей, которыми
следует воспользоваться, и потенциальных
опасностей, которых следует избежать.
36.Культура,
ее основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
КУЛЬТУРА - это способ духовного освоения
действительности на основе выявления
ценностей, представляющий собой целостную
систему логически сопряженных, устойчивых
идей, оценок, ориентаций, норм, приемов,
воплощающихся в образцах деятельности,
объективируемых в вещественно-предметных
и знаково-символических формах, передаваемых
от поколения к поколению в процессе социализации.
Основные элементы культуры: • Язык •
Знания, убеждения Убеждение - определенное
духовное состояние, свойство, для которого
характерно генетическая нерасчлененность
интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального
и волевого компонентов. Это чувственное
переживание знания как личностно-значимого,
достоверного, наполненное током, энергией
воли. Убеждения могут быть связаны как
с природными объектами, так и с социальными.
Ценности выступают как:
а) желательное, предпочтительное
для данного социального объекта
состояние социальных связей, содержания
идей, художественной формы и т.д.;
б) критерий оценки реальных
явлений;
в) они определяют смысл
целенаправленной деятельности;
г) регулируют социальные взаимодействия;
д) внутренне побуждают
к деятельности.
Идеология Ценности могут
быть описаны, интерпретированы, аргументированы
в виде строгой, логически обоснованной
доктрины. В этом случае мы имеем
дело с идеологией. Субкультура - это
набор символов, убеждений, ценностей,
норм, образцов поведения отличающих
то или иное сообщество или какую
либо социальную группу. Каждое сообщество
создаёт свою субкультуру. Субкультура
не отрицает общечеловеческой культуры,
но в тоже время она имеет свои
специфические отличия. Эти отличия
связанные с особенностями жизнедеятельности
тех или иных сообществ. Можно
выделить национальные, конфессиональные,
профессиональные субкультуры организаций,
социальных групп и т.д. Для социологии
важно определить, смешиваются ли эти
субкультуры, сосуществуют и терпимо относятся
друг к другу или же имеют место культурные
конфликты. Часто культурные меньшинства
прилагают особые усилия, чтобы сохранить
свою самобытность, защитить свои ценности
и выжить в среде, где преобладают культуры
большинства населения, которые воздействуют
на все остальные культуры и даже подавляют
их.
37.Социальные
институты и организации. Виды и их функции.
Под социальным институтом ученые
понимают комплекс, охватывающий, с
одной стороны, совокупность нормативно-ценостно
обусловленных ролей и статусов,
предназначенных для удовлетворения
определенных социальных потребностей,
и с другой - социальное образование,
созданное для использования
ресурсов общества в форме интеракции
для удовлетворения этой потребности.
Таким образом, социальные институты
- это специфические образования,
обеспечивающие относительную устойчивость
связей и отношений в рамках социальной
организации общества, некоторые
исторически обусловленные формы
организации и регулирования
общественной жизни. Институты возникают
в ходе развития человеческого общества,
дифференциации видов деятельности,
разделения труда, формирования специфических
видов общественных отношений. К
числу общих признаков социального
института можно отнести: 1.выделение
определенного круга субъектов,
вступающих в процессе деятельности
в отношения, приобретающие устойчивый
характер; 2.определенную (более или
менее формализованную) организацию;
3.наличие специфических норм и
предписаний, регулирующих поведение
людей в рамках социального института;
4.наличие социально значимых функций
института, интегрирующих его в
социальную систему и обеспечивающих
его участие в процессе интеграции
последней. Эти признаки вытекают из
обобщения аналитических материалов
о различных социальных институтах
современного общества. Но в целом
они являются удобным инструментом
для анализа процессов институциолизации
социальных образований. К числу
важнейших функций, которые социальные
институты выполняют в обществе,
относятся: • регулирование деятельности
членов общества в рамках социальных
отношений; • создание возможностей
для удовлетворения потребностей членов
общества; • обеспечение социальной
интеграции, устойчивости общественной
жизни; • социализация индивидов. Можно
выделить следующие структурные
элементы социального института: •
цель и сферу деятельности института;
• функции, предусмотренные для
достижения цели; • нормативно-обусловленные
социальные роли и статусы, представленные
в структуре института; • средства
и учреждения достижения цели и реализации
функций. Каждый социальный институт входит
в исторически конкретную социальную
структуру, соответствует интересам
конкретной социальной группы, выполняет
ряд взаимосвязанных функций, таких,
например, как: 1) воспроизводство представителей
той или иной социальной группы;
2) социализацию конкретных индивидов
в форме передачи им социально
значимых норм и ценностей; 3) поддержание
стабильности и морального порядка
внутриинституционального характера,
а также имеет внешнее оправдание,
реализующееся в процессах социального
обмена. При этом важно подчеркнуть,
что отдельные организации и
конкретные социальные группы сами по
себе не составляют социального института,
в связи с чем описание, анализ
функций и прогноз тенденций
развития вполне определенного социального
института не сводится к рассмотрению
только его “видимых воплощений”
и требуют разумного сочетания
подхода системного и междисциплинарного
с подходом конкретно-историческим
и эмпирическим. Основных социальных
институтов в обществе пять. Они
удовлетворяют фундаментальные, непреходящие
потребности общества. Фундаментальные
потребности общества Основные социальные
институты Потребности в воспроизводстве
рода Институт семьи и брака Потребности
в безопасности и социальном порядке
Политические институты, Потребности
в добывании средств безопасности, Экономические
институты Потребности в передаче знаний,
социализации подрастающего поколения,
Институты образования Потребности в
решении духовных проблем, смысл жизни
Институт религии.
38.Виды и формы
протекания социальных конфликтов в современной
России.
Социальные конфликты
в современном российском обществе
органически связаны с его
переходным состоянием и противоречиями,
которые лежат в основе конфликтов.
Корни некоторых из них лежат
в прошлом, но свое основное обострение
они получили в процессе перехода
к рыночным отношениям. Конфликты
в современных условиях отличаются
остротой и частым применением насилия.
На основе углубления кризисного состояния
общества, приводящего к столкновениям
различных сил и общностей, обостряются
социальные противоречия и их результатом
становятся социальные конфликты. Конфликты
формируются в различных сферах
жизни общества и обычно именуются
как политические, социально-экономические,
духовные, национальные и т.п. Все
они относятся к категории
социального конфликта, под которым понимается
любой вид борьбы и противоборства между
общностями и социальными силами.
1. Социально-политические
конфликты.
Можно проследить три аспекта
проблем политической власти в конфликтах
российского общества:
1.конфликты в самой
власти, противоборство между различными
политическими силами за обладание
властью;
2.роль власти в конфликтах
в других сферах жизни общества,
которые как-то влияют на основы
существования самой власти;
3.роль государственной
власти во многих случаях как
посредника.
Основные конфликты
в сфере власти в современных
условиях выступают как:
1.конфликты между ветвями
власти (законодательной, исполнительной,
судебной) ;
2.конфликты внутри парламента;
3.конфликты между политическими
партиями и движениями;
4.конфликты между звеньями
управленческого аппарата и др.
Эти конфликты могут развиваться
и протекать то спокойно, сглажено,
то могут разгораться до формы
ожесточенных схваток. Потенциальным
источником ожесточенной борьбы за власть
являются новые социальные группы,
претендующие на более высокое положение
в политической жизни, на обладание
материальными благами и властью.
Сложилась реальность, когда для проведения
реформ требуется достаточная свобода
для исполнительной власти, но с другой
стороны - неконтролируемая исполнительная
власть может выбрать неправильный курс,
который невозможно будет исправить.
2. Социально-экономические
конфликты.
Серьезные предпосылки к
конфликтам содержат в себе социально-экономические
отношения между средними и мелкими
предпринимателями и властными
структурами. Причины: коррупция; неопределенность
функций многих государственных
служащих; неоднозначность толкования
законов, огромные налоги. Фактором, способствующим
обострению ситуации является многократное
различие доходов между самыми богатыми
и самыми бедными. Мы стоим на гране
социального взрыва. Такие профессии,
как учитель, медик становятся не
престижными в нашей стране из-за
нищенской заработной платы, а ведь
эти профессии самые затратные
по уровню образования. Молодежь, получив
образование, которое до сих пор
еще очень не плохое в нашей
стране, уезжает на Запад и поднимает
экономику этих стран, а не России.
Чтобы лавировать свой бизнес крупные
предприниматели идут во властные структуры,
депутаты.
3. Межнациональные,
межэтнические конфликты.
Эти конфликты по своей
структуре, по характеру и по ожесточенности
противостояния, по сложности их регулирования
и разрешения являются наиболее сложными
среди социальных конфликтов. К социальным
противоречиям, языковым и культурным
проблемам добавляется историческая
память, которая углубляет конфликт.
Распад СССР, казалось бы, разрешил противоречия
между нациями. Но по причине того,
что государства возникли в результате
келейного, верхушечного решения группы
политических лидеров, межэтнические
противоречия усилились, конфликты
вспыхнули с новой силой. (Карабах,
Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня
и др.) Россия многонациональная
страна, где проживает более 120 народов.
Во многих республиках в составе
Российской Федерации "коренное население"
составляет меньшинство. Только в 5 республиках
его численность превышает 50% (Чувашия,
Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия). Особенность
межэтнических конфликтов в России
обусловлена как различием соотношения
русского и нерусского населения, так
и главным образом тем, что
национальная психология русских и
разбуженное национальное самосознание
могут дестабилизировать социально-политическую
ситуацию и обострить межэтнические
противоречия. Впервые в истории
нравственное самочувствие русского народа,
его самосознание испытывают такую
ущемленность и страх за будущее,
когда каждый другой, даже небольшой
по численности народ может предстать
перед ним в образе врага. В
последние годы усилилось агрессивно-наступательного
настроение в русском национальном
сознании. Его питают беженцы-русские
из других бывших республик СССР. Также
создалось несколько национал-демократических
партий по типу фашистских, которые
пропагандируют, что Россия только
для русских и устраивают конфликты
с представителями других наций,
особенно бывших советских южных
республик и выходцами из стран
Африки.
39.Современная
социология Запада: основные направления.
Она определяется наличием нескольких
направлений (с точки зрения "классического"
анализа науки) и парадигм. Имея в
виду дифференциацию социологии по направлениям,
выделим три основных - неомарксистское,
неопозитивистское, понимающую социологию.
К первому отнесем Франкфуртскую
школу и радикально-критическую
социологию в США, ко второму - структурализм,
структурный функционализм, постпозитивизм,
неоэволюционизм, к третьему - этнометодологию,
символический интеракционизм, феноменологическую
социологию. Новым и важным является
подход к анализу современного состояния
социологии, основанный на сложившихся
парадигмах. Понятие парадигмы было
введено Т. Куном, в середине 70-х
годов и означает определенную совокупность
фундаментальных оснований научного
знания. Парадигма - это исходная концептуальная
схема, своего рода модель постановки
проблем и их решение. Иногда под
парадигмой понимают крупные теории
или группы теорий, а также всеми
признанные достижения в данной области
науки. Отсюда понятно, что, в связи
с наличием целого ряда фундаментальных
теорий, социология выступает как "мультипарадигматическая"
дисциплина, то есть как наука, имеющая
множество парадигм. Исследуя ее современное
состояние, российский социолог Г.В. Осипов
выделяет несколько парадигм, базариущихся
на теориях Маркса, Дюркгейма, Вебера,
Скиннера. Это парадигмы социальных
факторов, социальных дефиниций, социального
поведения. К первой Г.В. Осипов относил
структурный функционализм и
теорию социальных конфликтов, ко второй
- символический интеракционализм и
этнометодологию, к третьей - теорию
обмена и психологический редукционизм.
Несколько иные подходы к определению
парадигм мы встречаем в западной
социологической литературе. Так, Гидденс
в качестве таковых рассматривает
концепции Конта, Дюркгейма, Маркса,
Вебера, применительно же к современному
состоянию социологии - функционализм
и структурализм, символический
интеракционизм, марксизм, теорию конфликтов.
В одном из наиболее интересных новых
учебников по социологии, написанным
Морисом Тейлором, Лаурой Рин, Стивеном
Розенталем, Корси Догби, характеризуются
пять парадигм (по терминологии авторов,
теоретических перспектив) современной
социологии: функционализм, теория конфликта,
теория обмена, символический интеракционализм,
этнометодология. Вместе с тем имеет
смысл говорить, не о множестве
социологических парадигм, а о
двух - классической и современной
для 80-х годов XX в. Неомарскистская
парадигма представленная немецкими
социологами франкфуртской школы
(М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю.Хабермас).
Еще в 30-е годы на базе Института
социальных исследований во Франкфурте-на-Майне
и "Журнала социальных исследований"
сложилось направление социальной
западной социологии, давшее начало неомарксизму.
Это течение социально- философской
мысли, по-новому интерпретирующее марксизм.
Центральным понятием для его
представителей выступает понятие
отчуждение" как социально-экономическая
категория. Неомарксизм провозглашает
приход на смену "марксовому" капитализму
"позднего капитализма", изменяющего
трудовую основу общества. На рубеже 70
- 80-х годов представители этой
школы, прежде всего Ю. Хабермас, публикуют
работы в области социологической
методологии. Так, в двухтомном труде
"Теория коммуникативного действия"
(1981) немецкий ученый, "преодолевая"
марксизм, стремится обосновать разрыв
"труда" и "интеракции" в том
смысле, что на смену первому как
господствующему типу отношений
приходит универсальное взаимодействие
людей во всех сферах жизни. Рассмотрим
отдельные социологические парадигмы.
Теории конфликта и социального
обмена Теория конфликта разрабатывалась
немецким социологом Г. Зиммелем. В
центре анализа социальных процессов
- конфликт как явление, присущее природе
человеческого общества. В 50 - 60-е
теорию конфликта развивали Р.Дарендорф
(ФРГ) и Л.Козер (США) в качестве противовеса
структурному функционализму, делавшему
упор на стабильности и равновесии
социальной системы. В последние
два десятилетия теория конфликта
получила развитие в работах Д.Белла,
К.Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция),
Ю. Гальтунга (Норвегия) и др. Ее сторонники
подчеркивают объективную ценность
конфликта, не допускающего закостенения
социальной системы и стимулирующего
ее развитие. Причины социальных конфликтов
зачастую усматриваются в несовершенстве
психологических механизмов, действующих
в обществе, в межгрупповых отношениях.
Главное, по мнению социологов, - не допускать
расширения социальных конфликтов, перерастания
их в состояние повышенной социальной
напряжённости. Эту задачу должны решать
на только правительства, социальные институты,
но и социологи, изучающие межгрупповые
отношения и общественные процессы.
Ещё одна парадигма современной
западной социологии - теория социального
обмена, развиваемая наиболее интенсивно
американскими социологами Дж. Хомансом,
П.Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование
человека и общества, в соответствии
с этой теорией, базируется на обмене
социальными благами и формами
деятельности. Благодаря такому обмену
существуют власть, престиж, статус, порядок
и др. По существу, на первый план выходит
ценностно - нормативный уровень
взаимодействия. Но если у Дж.Хоманса
этот уровень (ценности, нормы, роли, статус,)
явно преобладает, то его последователи
(П.Блау и Р.Эмерсон) стремятся усилить
концепцию за счёт перехода к более
широким структурным связям на основе
структурно - функционального анализа
взаимодействия. Все исследователи
этой парадигмы отмечают заметное преувеличение
роли психологических аспектов концепции.
Тем не менее, ценность её - в стремлении
найти переход от микросоциологического
к макросоциологическому уровню
изучения общества. Основоположник символистического
интеракционизма - американский социолог
Дж. Мид. Его последователи - соотечественники
Г.Блумер, Т.Шибутани, Т.Партленд и др.
- представляют две школы символистического
интеракционизма - чикагскую и айовскую.
Социальный прогресс рассматривается
социологами как выработка и
изменение социальных значений, не
имеющие строгой причинной обусловленности,
зависящие больше от субъектов взаимодействия,
чем от объективных причин. Социальная
среда трактуется как результат
взаимодействия людей, которые используют
те или иные символы и значения
для изменения этой среды. Еще
одна из парадигм современной западной
социологии - этиометодология определенным
образом связана с символическим
интеракционизмом (поскольку и для
нее основное - изучение взаимодействия).
Ее основателем является американский
социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции
состоит в превращении методов
этнографии и социальной антропологии
в общую методологию социологических
исследований. Речь идет об использовании
методов изучения различных общин и примитивных
культур и переводе их на язык процедур
анализа современных социальных и культурных
явлений и процессов. Современный период
развития социологии характеризуется,
как и прежде, разрывом не только между
макро- и микросоциологией, но и между
теоретическими исследованиям и конкретным
материалом. Вместе с тем в самой теоретической
социологии действуют две тенденции. С
одной стороны, наблюдается усиление теоретического
плюрализма, проявляющееся в дальнейшей
дифференциации социологии, проявлении
в ней большого количества ярко выраженных
доминирующих направлений. С другой - становится
все более заметным стремление преодолеть
эту дифференциацию посредством проведения
единой теоретико- методологической линии.
В качестве парадигм современной западной
социологии рассматриваются: структурный
функционализм и неомарксизм теории конфликта
и социального обмена, символический интеракционализм
и этнометодология. В них особое внимание
уделяется межличностнымвзаимодействиям,
динамике развития личности, изменению
социальных значений, раскрывающих преобразование
широких социальных структур.