Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".
40.Политическая социология как социология среднего уровня.
Политическая социология
в той или иной мере связана
с функционированием
41.Теория классов и классовых отношений в социологии.
В марксизме класс используется
как наиболее общее понятие, характеризующее
место индивидов и социальных
групп в общественной системе, пр.
всего в системе общественного
производства. Основным критерием выделения
класса считается собственность
на средства производства. Все классовые
системы характеризуются
42.Социальный статус и его виды.
Статус- это положение человека в социальной структуре общества (группы), место в системе общественного разделения труда, связанное с другими статусами социальными функциями, взаимными правами и обязанностями.
Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Социологи различают:
Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:
Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру — участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.
43.Этническая социология как социология среднего уровня.
Этническая социология- часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория - это теория среднего уровня. В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатываются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отношений. (Подробнее об этом рассказывается в специальных разделах книги.) В целом внутренняя интегрированность этносоциологического направления в социологии заметно усилилась.
Этносоциология (этническая соц
Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.
Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:
44.Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Рассмотрим некоторые аспекты этого взаимодействия.
Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.
История и социология. Между
данными науками существует множество
точек соприкосновения и
Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности - экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе - все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений.
Сама же трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа, что исследуется социологией. Так, например, в развитых странах мира уже давно и прочно связывают повышение производительности труда с ростом потребностей работника, усилением его заинтересованности в результатах деятельности, с формированием человеческих отношений и т.д. Речь, следовательно, идет о развитии работника не просто как исполнителя, носителя определенных производственных функций, а как субъекта целостной сознательной деятельности, включающей и целеполагание, и осуществление целей, и поиск оптимальных путей их достижения, а также постоянную корректировку самой себя.
Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. (Не случайно на их стыке возникла особая дисциплина - политическая социология.) Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы.
Таким образом, частные науки
(экономическая теория, политология,
юридические дисциплины и т.д.) рассматривают
отдельные сферы и стороны
жизни с точки зрения их внутренних,
специфических законов. В социологии
же они исследуются не сами по себе,
а как предпосылки, условия и
средства социальной деятельности, поведения
и отношений. Здесь, следовательно,
они включаются в новые связи
и отношения, приобретают характер
элементов общества как социальной
системы, сориентированной на воспроизводство
определенных типов личности как
субъектов деятельности. Поэтому
важно не только видеть специфику
каждой из наук, но и интегрировать
их, иметь более или менее
Социология - это широкое окно в реальный мир. Чем внимательнее мы вглядываемся в него, тем лучше понимает себя и окружающих, тем глубже осознаем, что нужно менять в обществе и каким образом это можно сделать посредством собственных усилий.
45.Общественное мнение: понятие, сущность. Причины формирования и проявления общественного мнения.
Общественное мнение - совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни. По этому поводу можно высказать следующие предположения: во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей; во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности; в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным; в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия; в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.
Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения: 1. Рождается 2. Достигает определенной степени развития 3. "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.