Эмпирическая социология
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:05, реферат
Краткое описание
В настоящее время идет активный процесс развития социологии как самостоятельной научной дисциплины. Публикуются различные курсы и программы, издан ряд учебников общей и теоретической социологии. При знакомстве со многими из них возникает ощущение «теоретической свалки», напоминающей опыт небезызвестной «науки» — научного коммунизма.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2 1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (20—40-е годы) 7 1. Методический «взрыв». 8 2. Теоретические разработки. 12 3.Советская социология. 13 3.1. Возникновение советской социологии. 13 2. СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (50—60-е годы) 21 1. Теории индустриального общества. 24 2. Развитие системных идей в социологии. 25 3. Структурно-функциональное направление в социологии. 27 3. НОВЕЙШАЯ СОЦИОЛОГИЯ.. 30 2. Социология качественного стиля. 35 3. Критическая социология. 35 4. Социология постиндустриального развития. 37
Вложенные файлы: 1 файл
«теорию общества». Поэтому накопление
огромного эмпирического материала без
кодификации «повисает в воздухе» и грозит
потерей контроля над ним.
Обнаружилась неудовлетворенность исследованиями
сугубо прикладного
характера, замкнутыми на прагматических
ориентациях. Собирание фактов,
тривиальное их сопоставление, отыскание
простейших зависимостей между
переменными свидетельствовало о содержательной
бедности эмпирической
социологии. Стало очевидным, что в возможности
ее ограничены, а эмпиризм не
является целостным научным познанием.
Узость теоретических возможностей,
сосредоточение внимания на сюжетах
повседневной жизни, автономном функционировании
отдельных социальных явлений
(безработица, эмигранты, реклама и
т. п.) привело к тому, что представители
эмпирической социологии не могли связать
отношение части и целого. Ведь
социальные явления можно адекватно
интерпретировать лишь как проявления
общественной жизни в целом. Отсюда возникал
вопрос — способна ли социология
быть средством для решения больших практических
социальных проблем в рамках
совершенствования жизни общества?
Если наука — это теоретически осмысленное
и концептуально выраженное знание,
то очевидна необходимость поиска «научно
точной» методологии и методики
социологического познания. Для этого
надо было «выманить» социологов на
теоретическую почву и ликвидировать
образовавшийся разрыв между
эмпирическим и теоретическим уровнями
научного познания. При этом возникали
вопросы: как понимать и толковать социальный
мир? с помощью каких методов
раскрывать его смысл? какой должна быть
научная социология?
Исходя из признания доминации общества
в рамках трихотомии «общество - малая
группа - индивид», новая социология возвратилась
к изучению общих
социальных проблем. Поскольку закономерности
природы человека рассматривались
в ней как универсальные (неизменные),
то и макросоциальные закономерности
представлялись едиными для всех времен
и народов. Одновременно указывалось
на ограниченность психологических изысканий
в малых группах и попыток через
групповую психологию выйти на умозаключения
в социетальных системах. В
результате произошло разграничение
социологии и социальной психологии,
наметился поворот к возрождению теоретической
(академической) социологии. В
ней фундаментальными социальными проблемами
теперь занимаются в
университетской среде теоретики-аналитики
(преподаватели-исследователи). Для
них характерен приоритет целостного
видения предмета изучения и ориентации
на общесоциологическую теорию. Возращение
к «большой теории», в свою
очередь, вызвало экспансию социологии
(пансоциологизм—социологический
редукционизм), заключающуюся в стремлении
обрести доминирующий статус в
социальной науке и культуре, сблизить
социологию с культурологической
социальной философией, рассматривающей
социум как громадную сферу
социокультурных явлений.
Переход к новому этапу развития социологии
после второй мировой войны
обусловлен рядом факторов. Во-первых,
научно-технический прогресс привел к
внедрению в социологию кибернетики,
что способствовало техническому
переоснащению, математизации методов
измерения и анализа, обогащению
представлений о зависимостях «переменных»,
расширению понятийного аппарата.
Кибернетика как наука об управлении
сложными динамическими системами
стимулировала развитие таких научных
дисциплин, как теория систем,
информации, управления и др. Социальная
кибернетика ориентировалась на
вариантность решений в познании и описании
процессов, происходящих в
обществе, и использовала новые методы
математического моделирования, которые
делали доступной для непосредственного
исследования социетальную
проблематику. Кроме того, опора на системно-кибернетические
начала и
математический язык использовалась
как важнейший аргумент в очищении
социологии от идеологической инфицированности
— внеценностное объективное
изучение социальных явлений.
Во-вторых, в 1948 г. институт Гэллапа постигла
неудача по поводу прогноза
президентских выборов, когда была допущена
ошибка — 5% отклонения от
действительного результата. Это послужило
дополнительным аргументом уже
существовавшей антипатии к статистике
и репрезентативным опросам. Неприязнь
к статистической сфере базировалась
на негативном отношении к толпе —
большинству, в котором негативные моменты
увеличиваются, выборочному
методу с его анонимностью,
игнорирующей индивидуальность. Чувство
протеста по отношению к статистике выражалось
в заключении, что ложь бывает
трех видов: просто ложь, наглая ложь
и статистика, которая может доказать
все. Антипатия к выборочному опросу
основывалась на отношении к
нему как
«трюкам фокусника». Кроме того, сомнение
в эффективности опросов вызвал и
тот факт, что они дают недостаточные
(часто ошибочные) сведения о мотивах
поведения. Ведь социолог имеет дело
не с фактами, а с мнениями о них, т.
е. это субъективная информация
(«респондент врет как
очевидец»),
которая складывается из мнений респондентов.
В результате были поставлены под
сомнение эмпирические методы исследования,
а «очищение» от них вело к
абсолютизации в социологии системно-кибернетических
начал и математического
языка, закреплению разрыва между эмпирическим
и теоретическим уровнями
социологического познания. Произошел
поворот к построению прогностических
моделей социальных процессов с соответствующими
программами и перспективным
планированием, что расширило возможности
служебного и управленческого
характера социологии. При
этом программы (в отличие от «плановой
экономики» социализма) во всех точках
— от замысла до воплощения — постоянно
формируют и ориентируют поток усилий
их исполнителей на требования рынка,
реальных людей и их нужды и потребности.
Расширение диапазона социологических
исследований способствовало
включению новых сфер жизнедеятельности
общества в содержание социологии и быстрому
наращиванию объема
социологической информации, необходимой
для эффективного управления. Это
обусловливало конституирование авторитета
социолога в качестве эксперта
(консультанта, советника) в разработке
и принятии общественно значимых
решений1. Консультативный характер услуг
социолога означал приспособление
социологической информации применительно
к потребностям социальных
организаций и их руководителей, определяющих
социальную политику,
экономическую и политическую стратегию,
делая их решения более
информативными, определенными и адекватными
социальной действительности.
1. Теории индустриального
общества
Мир вступает в новую эпоху — эпоху тотальной
индустриализации... К ней
движется и Восток и Запад.
К. Керр
В последнем развитии общества можно
выделить два периода: индустриальный
и
постиндустриальный, - в которых «индустриализм»
выступал как интегративная
концепция. Индустриализация - это социальный
процесс, который характеризовал
превращение традиционных (аграрных)
обществ в современные (промышленные)
путем создания крупной машинной промышленности
и производственных
технологий. Данный технологический
«логос» постулирует, что машины создают
историю, обусловливая приоритет технического
контроля над социальными
проблемами. Задача индустриализации
— улучшить жизненный стандарт с помощью
самосбалансирующейся в условиях рынка
машины «экономического роста». Поэтому
универсальный индустриализм отличает
современность от прошлого, развитость
от
отсталости.
50—60-е годы — это эпоха
тотальной индустриализации, в которой
НТР выступила
движущей силой перехода цивилизации
в новое качественное состояние,
базирующееся на техноразуме. Индустриализм
рассматривается как система
социальной организации, где индустрия,
охватывая обширные области
производственной деятельности, представляет
собой господствующий способ
производства. По этому образцу осуществлялась
и технологизация общественной
жизни: создаются индустрии потребления,
культуры и досуга, информационно-
пропагандистские и др. Лозунг дня: «Индустриализм
является благом и он
должен осуществиться».
При этом осмысление контуров индустриального
видения мира являлось и ответом
на вопрос — ведет ли линия прогресса
к коммунизму?
Приоритет технологического детерминизма
(техномания) стал доминантой
технократического мышления и эволюционно-технологической
трактовки
социального прогресса. Движение «маятника»
в сторону естественнонаучных
представлений об обществе и человеке
достигает высшей точки. Индустриализм
превратился в своеобразный банк идей,
гибкую систему постулатов и положений
различных концепций развития цивилизации.
2. Развитие системных
идей в социологии
Переход к новой парадигме
является научной революцией...
Т. Кун
Структурный функционализм в социологии
формируется в рамках системных
представлений, в которых нашел конкретное
воплощение целостный
(антиэлементарный) подход к объектам
изучения, акцентирующий их
иерархическое строение (структуру) и
функциональные связи. Выдвижение данной
парадигмы научного исследования соответствовало
стремлениям теоретиков
свести воедино все системы индустриального
общества — технологическую,
институциональную и идеоциональную.
Необходимо отметить, что системное движение
стало формироваться на рубеже
XIX—XX вв. как одно из направлений
выхода из кризиса, охватившего научное
познание. В частности, это была рефлексия
на аналитико-синтетический способ
классической науки решать исследовательские
проблемы. Он выступал в качестве
абсолютного постулата научного знания
в рамках дихотомии «элементаризм-
целостность». Акцентирование целостности
объекта выдвинуло новую ориентацию,
исследования — новые принципы подхода
к объекту изучения, составляющие суть
системного подхода.
В нем внимание прежде всего
переносится с исследования элементов
на
структуру как инвариантную (неизменную)
характеристику сложности изучаемого
объекта — на связи между элементами.
Последние описываются с учетом их
«места» в целом, а не как таковые, т. е.
их описание не носит самодовлеющего
характера. Мы видим реальные вещи —
феномены, но не связи (соотношения)
между ними. Запоминается иногда не наблюдаемый
факт, а наше ошибочное его
восприятие. Основу же феномена как раз
и составляют системные связи, которые
образуют системную целостность.
Системные представления имеют давнюю
историю. В генезисе они опирались на
организмические концепции общества,
выступающие против механизма, выводящего
интегративные характеристики живого
из элементарных представлений. В XIX в.
системные идеи теснейшим образом были
связаны со структурным (структура) и
функциональным (функция) представлениями
объекта исследования.
В биологии они возникли на основе осознания
недостаточности чисто
эволюционистского подхода для объяснения
феноменов роста, регенерации,
организации и т. п. В дополнение к идее
развития была выдвинута и идея
системности (организованности), рассматривающая
организм как систему.
Почерпнутые из биологии организмические
представления об обществе Г.
Спенсера во многом напоминают современный
системный подход. В частности, он
использовал функциональные аналогии
между процессами организма и общества:
считая законы их организации гомогенными,
Спенсер исходит из органической
взаимосвязи частей (функции) и относительной
самостоятельности целого
(структура) и частей как в организме,
так и в обществе. Отсюда вытекало, что
эволюционное развитие прогрессирующей
дифференциации структуры в обществе
сопровождалось прогрессирующей дифференциацией
функций. Поэтому процессы
социальной эволюции, дифференциации
и интеграции являются естественными
и
генетическими. Такие представления
обусловили постановку проблемы
структурной сложности социального целого
и дальнейшую концептуализацию его
структуры и функциональных связей в
биоорганической школе. Эти идеи в
модифицированном виде перешли к структурализму
и структурному
функционализму.
3. Структурно-функциональное
направление в социологии
Суть дела исчерпывается не своей целью,
а своим осуществлением.
Гегель
Какое начинание не избегало хулы и клеветы?
Неудачи какого движения не
оборачивались козырем в руках его противников?
Системные идеи активно проникают в социологию
в 40-е годы. Так,
североамериканская ветвь системно-структурных
и функциональных
представлений формирует новый подход
в социологии: в рамках концептуального
каркаса структурного функционализма
происходит переход к объяснению
социальных явлений на основе универсально-абстрактных
конструкций. Разработка
Информация о работе Эмпирическая социология