Этические основы социальной работы с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Семья является важнейшим институтом общества, как в России, так и во всем мире. Ценность семьи, как социального института состоит в ее функциях: репродуктивной, воспитательной, образовательной и других. Существует две основные формы семьи: это полная и неполная семья. Принято считать, что только в полной семье ребенок может расти и развиваться полноценно, а в неполной нет, что является неверным мнением. В неполной семье, как и в полной, каждый ее член может чувствовать себя комфортно, а дети могут получать ласку, заботу и внимание, в котором они нуждаются. Именно для воплощения данной цели в реальность ведется социальная работа с неполными семьями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1 Неполная семья как объект социальной работы…………………..…..5
1.1 Понятие «неполная семья»………………………………………….5
1.2 Основные проблемы неполных семей……………………………..7
1.3 Психологические особенности неполных семей…………………..9
2 Социальная работа с неполной семьей………………………………14
3 Этические проблемы социальной работы с неполной семьей…......18
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………….………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.66 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и методики социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Этические основы социальной работы с неполной семьей

 

 

 

 

 

 

          Руководитель _________     доцент, к.социол.н        Е.В. Жижко

                  подпись, дата         должность, ученая степень             инициалы, фамилия

          Студент    ЮС12-01Б            161203086_                 Я.Е. Бретавская

                     номер группы    номер зачетной книжки    подпись, дата       инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...3

1 Неполная семья как объект социальной работы…………………..…..5

  1.1 Понятие «неполная  семья»………………………………………….5

  1.2 Основные проблемы неполных семей……………………………..7

  1.3 Психологические особенности  неполных семей…………………..9

2 Социальная работа с неполной семьей………………………………14

3 Этические проблемы социальной работы с неполной семьей…......18

Заключение……………………………………………………………….21

Список использованных источников……………………….………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья является важнейшим  институтом общества, как в России, так и во всем мире. Ценность семьи, как социального института состоит в ее функциях: репродуктивной, воспитательной, образовательной и других. Существует две основные формы семьи: это полная и неполная семья. Принято считать, что только в полной семье ребенок может расти и развиваться полноценно, а в неполной нет, что является неверным мнением. В неполной семье, как и в полной, каждый ее член может чувствовать себя комфортно, а дети могут получать  ласку, заботу и внимание, в котором они нуждаются. Именно для воплощения данной цели в реальность ведется социальная работа с неполными семьями.

На данный момент количество неполных семей в России растет. По данным интернет-портала количество неполных семей в России на 26 апреля 2012 года составило 30 процентов от общего числа всех семей. Это составляет 6.2 млн семей: из них 5,6 млн матерей-одиночек и 634,5 тысяч одиноких отцов. При этом около 9,5 тысяч родителей-одиночек воспитывают пять и более детей [1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная работа с данной группой населения является необходимой для обеспечения нормального функционирования семьи, как социального института. Социальная работа с неполными семьями имеет ряд особенностей, механизмов обеспечения, путей предоставления помощи. При работе с данной группой лиц необходимо учитывать их психологические особенности, соблюдать этические основы в работе с ними.

Объектом данной работы является неполная семья.

Предметом являются этические  основы социальной работы с неполной семьей.

Цель работы: выявить этические  проблемы социальной работы с неполной семьей.

         Задачи:

- рассмотреть неполную  семью  как объект социальной  работы, изучить  психологические  особенности и основные проблемы  данной группы;

- описать социальную работу  с неполной семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Неполная семья как объект социальной работы

 

 

    1. Понятие «неполная семья»

 

Неполная семья на данный момент времени является широко распространённой социально-демографической группой  в Российской Федерации. Поэтому  данная социально-демографическая  группа имеет несколько определений.

В семейном кодексе не встречается  определения неполной семьи, но оно  встречается в законе Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей» от 2004 года. Данный закон определяет неполную семью следующим образом: ««Неполная семья - семья, в которой единственный родитель имеет статус матери-одиночки либо один из родителей умер» [2]. Таким образом,  определение неполной семьи имеет нормативный характер. Данное определение указывает на одну из возможных  причин получения семьей статуса неполной, а именно-смерть одного из родителей.

По данным Свободной энциклопедии неполная семья - это семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей. Данное определение указывает субъектов неполной семьи, среди которых имеются не только матери-одиночки или отцы-одиночки, как это принято считать в обществе, но и родители без детей [3].

Более детализированное определение  неполной семьи приводит       Н.Ф Басов, преподаватель социальной работы: «Неполная семья - это семья с одним родителем и детьми; неполная семья - малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, дети - бабушки и дедушки» [4, С.67]. Данное определение расширяет количество возможных субъектов неполной семьи и подчеркивает отсутствие традиционных, здоровых отношений среди членов неполной семьи.

Еще несколько возможных  причин получения семьей статуса неполной указывает определение, данное  Я.Г Николаевой: «Неполная семья - семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака).

Следовательно, понятие неполной семьи имеет множество вариантов, включающих себя, как правило, субъектов  данной ячейки общества, иногда указываются  и причины становления семей  неполными, которые носят как случайный характер (смерть одного из родителей), так и намеренный (уход из семьи, развод, рождение ребенка вне брака и т.д).

Интернет-портал предлагает следующую типологию неполных семей, которая выделяется в специальной  литературе:

- неполные семьи, образовавшиеся  в результате развода родителей.  Уровень разводимости в нашей  стране последнее десятилетие  повышается. Так, по статистике  ЗАГСов на каждые 10 зарегистрированных браков в нашей стране приходится 4 развода;

- неполные семьи, образовавшиеся  по причине смерти одного из  родителей, которые определяют  специфику таких семей: «естественность»  или искусственность ее образования.  В первом случае причиной является  смерть одного из супругов  от естественных причин (наследственных  тяжелых заболеваний или старости  и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных  случаев, пагубных пристрастий,  внезапных заболеваний и т.п.  По статистике больше неполных  материнских семей, чем отцовских.  Возможно, этот факт можно объяснить  тем, что смертность мужчин  выше, чем женщин. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении  оказываются все-таки отцовские  неполные семьи, а не материнские,  поэтому именно вдовцы чаще  стремятся жениться повторно;

- неполные семьи, образовавшиеся  вследствие внебрачного рождения  ребенка (детей). Внебрачная рождаемость,  численность которой в последние  годы неуклонно растет, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе. Выделяют несколько категорий женщин, решивших создать неполную семью: родившие ребенка без мужа сознательно; родившие ребенка без мужа вынужденно; усыновившие ребенка без супруга [5].

Таким образом, данная классификация  подчеркивает особенности появления  неполных семей, которые носят различные  факторы. Данные факторы (развод родителей, внебрачное рождение или усыновление  ребенка) становятся все более распространёнными  в Российской Федерации на данный момент и приобретают характер социальной проблемы.

Следовательно, неполная семья – это особая социально-демографическая группа, выделенная по наиболее важным социальным и демографическим характеристикам, имеющая ряд причин формирования, которые активно влияют на изменения, происходящие в институте семьи. Неполная семья, как особая социально-демографическая группа имеет ряд проблем, которые необходимо решать при работе с ней, и, следовательно, данная социальная работа имеет и специфичные механизмы для разрешения  проблем данной социально-демографической группы.

 

 

    1. Основные проблемы неполных семей

 

Ж.А Захарова выделяет следующие  группы основных проблем неполных семей: проблема взаимоотношения детей, проблемы детей, проблема создания новой семьи, социально-психологические проблемы, социально-экономические. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

Социально-экономические  проблемы, по мнению автора, возникают в неполных семьях в связи с малообеспеченностью, так как семья имеет один трудовой доход. Доход женщины, как правило, ниже, чем доход мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице. Так же данный вид проблемы включает в себя трудности трудоустройства и жилищный вопрос. Но при этом данный вид проблемы  имеет более легкий способ разрешения, чем, например, социально-психологический.

Социально-психологические  проблемы могут быть следующими:

- угнетенность и чувство  собственной неполноценности, которые  могут испытывать дети после  развода их родителей. Кроме  того, тесный контакт с родителем,  оставшимся в одиночестве, неудовлетворенность  личной жизнью, которую взрослый  остро переживает, негативно влияет  на формирование личности ребенка,  нарушают формирование у него  адекватного представления о  взаимоотношениях между полами;

- появление чувства вины  перед детьми, нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев  неполные семьи – это мать, которая одна воспитывает детей), что является причиной их гиперопеки;

- в других случаях,  вымещение обиды на ребенке  одинокой матерью за неудачную  личную жизнь, что приводит  к постоянным конфликтам между  взрослым и детьми (ребенком);

- повышение ответственности  одинокого родителя за происходящее в семье и с ребенком;

-проблема социализации  и воспитания детей;

-затруднения в правильной  поло-ролевой идентификации и ориентации детей.

Социально-психологические  проблемы являются трудноразрешимыми, носят, как правило, длительный характер и негативно влияют на микроклимат внутри семьи [6, C.160-168]. Таким образом, автор выделила основные проблемы неполной семьи, носящие социальный характер. Но наряду с социальными проблемами имеются и правовые проблемы семей.

С.Радванова выделяет следующие спорные правовые вопросы, возникающие у супругов при разводе и после него:

- споры о том, с кем остается ребенок или дети;

- споры о разделе имущества;

- изменение фамилии и другое;

- выплата алиментов;

- пути воспитания ребенка [7].

Таким образом, правовые проблемы неполных семей имеют ряд своих особенностей. Они носят различный характер противоречий, возникающих между субъектами неполной семьи. Правовые проблемы неполных семей, как правило, регулируются законом и разрешаются достаточно простым путем.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что проблемы неполных семей носят различный характер, затрагивая все сферы жизни данной группы общества. Одни их них решаются простым путем или с помощью закона, другие же требуют длительной работы с членами семьи, оказание им помощи и поддержки. Каждая группа проблем должна быть решена для нормального функционирования неполной семьи для  выполнения ею основных  её функций.

 

 

1.3 Психологические особенности членов неполных семей

 

Неполная семья, как особая социальная демографическая группа имеет ряд своих психологических  особенностей, которые необходимо учитывать  социальному работнику при работе с ней.

Причины становления семьи  неполной, как уже говорилось ранее, имеют различный характер, но каждая из них оказывает отрицательное  влияние на микроклимат семьи, равновесие в семье и психологическое  состояние каждого из его членов, особенно детей. Именно поэтому главной  психологической особенностью неполной семьи является психологическое  состояние ребенка или подростка, его воспитание.

По данным интернет-портала, исследования психологических особенностей членов неполных семей свидетельствуют, что дети из таких семей обладают более низкой успеваемостью в школе, у них проявляются склонности к невротическим нарушениям, у них в большей степени проявляется инфантильность, а также они ощущают тягостное чувство отличия от сверстников и обладают заниженной самооценкой. Как правило, дети с неполных семей постоянно находятся в поисках значимого взрослого. Но к психологическим особенностям неполных семей нужно отнести и то, несмотря на ряд объективных трудностей, они в большинстве случаев обладают достаточным потенциалом для нормального полноценного воспитания детей [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что поддержка неполных семей, помощь в осуществлении верного воспитания детей, психологические консультации являются особой задачей общества и требуют внимания со стороны окружающих: социальных работников, психологов, педагогов и др.

Каждая разновидность  неполной семьи имеет специфичные  психологические особенности. Как  пишет В.М Целуйко, свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Среди проблем автор выделяет следующие:

- одинокая мать не может рассчитывать на помощь со стороны своих родителей и ей приходится одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка.

- одностороннее воспитание  ребенка, которое может привести к появлению серьезных нарушений в развитии личности ребенка.

Информация о работе Этические основы социальной работы с неполной семьей