Этические основы социальной работы с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Семья является важнейшим институтом общества, как в России, так и во всем мире. Ценность семьи, как социального института состоит в ее функциях: репродуктивной, воспитательной, образовательной и других. Существует две основные формы семьи: это полная и неполная семья. Принято считать, что только в полной семье ребенок может расти и развиваться полноценно, а в неполной нет, что является неверным мнением. В неполной семье, как и в полной, каждый ее член может чувствовать себя комфортно, а дети могут получать ласку, заботу и внимание, в котором они нуждаются. Именно для воплощения данной цели в реальность ведется социальная работа с неполными семьями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1 Неполная семья как объект социальной работы…………………..…..5
1.1 Понятие «неполная семья»………………………………………….5
1.2 Основные проблемы неполных семей……………………………..7
1.3 Психологические особенности неполных семей…………………..9
2 Социальная работа с неполной семьей………………………………14
3 Этические проблемы социальной работы с неполной семьей…......18
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………….………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.66 Кб (Скачать файл)

 Так же автор пишет  о том, что психологи отмечают определенные особенности в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она не хочет ни с кем его делить [9, C.110-112]. Можно сделать вывод о том, что отсутствие в семье мужчины, отца является предпосылкой в появлении психических отклонений.

Так, Э.Г Эйдемиллер выделяет следующие возможные психические отклонения:

- нарушение гармоничного  развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных)

- затруднение обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

- становление  возможным  формирования избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир;

- нечеткий процесс половой идентификации мальчиков и девочек     [10, C.92].

Таким образом, автор указывает, что ребенок из неполной семьи  склонен к более тяжелому прохождению  этапов социализации в обществе, связанных  с деструктивными фактами воспитания в детстве. Поэтому необходимо проведение социальной работы и выбор правильных механизмов для ее проведения с детьми из неполной семьи.

 Подростки их неполных  семей так же нуждаются в  помощи и поддержке, так как  их  процесс социализации и адаптации в новых группах, в общении с окружающими людьми носит тяжелый характер и имеет свои трудности.

К.Б Зуев провел исследование «Психологические особенности подростков из неполных семей». Участниками опроса стали 325 подростков из двух московских школ. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет. В исследовании приняли участие 148 мальчиков, 177 девочек. Из них 219 выросли в полных семьях, 106 - в неполных. Таким образом, выборка состояла из 102 мальчиков и 117 девочек из полных семей, 46 мальчиков и 60 девочек из неполных семей. Среди методик, которые использовал автор исследования были: рисунок семьи, рисунок будущей семьи, опросник «Родители глазами подростка» (только оценка матери), опросник «Уровень субъективного контроля», опросник «Суверенность психологического пространства». Указанные методики позволяли оценить и сравнить как осознанные, так и неосознанные индивидуально-психологические особенности подростков. Цель исследования была следующей: сравнить степень выраженности психологических характеристик, как осознанных (выявленных при помощи опросников), так и неосознанных (выявленных при помощи проективных тестов), в полных и неполных семьях. Показать приоритетное значение психологических составляющих семейного воспитания (представления подростков о воспитательных тактиках матери) по сравнению с формальным типом семьи.

На основе исследования автор  сделал следующие выводы:

- у подростков из полных и неполных семей существуют различия в индивидуально-личностных характеристиках. Различия носят незначительный характер и имеют специфику в зависимости от пола подростка. Так, мальчики из неполных семей, по сравнению с мальчиками из полных семей, на сознательном уровне представляют материнское воспитание как более непоследовательное. На неосознанном уровне материнское воспитание представляется как более позитивное. У девочек из полных семей лучше выстроены представления о типичных поло социальных ролях по сравнению с девочками из неполных семей. В неполных семьях подростки вне зависимости от пола воспринимают воспитательные тактики матери как более автономные и непоследовательные;

- существует ряд взаимосвязей представлений о тактиках семейного воспитания и индивидуально-личностных характеристик подростков. У испытуемых, которые воспринимают материнское воспитание как более позитивное, лучше простроено психологическое пространство личности, они являются более ответственными. Также высокий уровень пространности границ и высокий уровень ответственности за свою жизнь характерны для подростков, которые воспринимают воспитательные тактики матери как менее директивные и враждебные [11, C.329-332].

 Так автор подчеркнул то, как важен выбор верного подхода к воспитанию подростка и общению с ним со стороны родителей или матери-одиночки для формирования подростком правильной самооценки своих возможностей, ответственности к своим действиям и представлений о своем будущем.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что неполная семья имеет ряд  таких психологических особенностей, на которые следует обратить внимание обществу, а так же оказать необходимую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней членам семьи для разрушения в обществе сложившегося стереотипа о неправильном функционировании такой семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социальная работа с неполными семьями

 

Объектом воздействия  в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Социальная работа с неполной семьей носит комплексный характер, при котором должны учитываться психологические особенности, зависящие от причины возникновения неполной семьи.

Е.Н Кислякова под комплексным  характером социальной работы понимает следующее:

- оказание материальной  поддержки;

-  помощь в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений;

- помощь в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, социумом в целом;

- консультационная и реабилитационная деятельность социальных служб, направленная на мобилизацию ресурсов, профилактику конфликтов, выбор целесообразных форм жизнедеятельности, выявление и преодоление затруднений [12, C.9-12]. Автор делает акцент на том, что только комплексный подход способен оказать действенную помощь объектам социальной работы.

Социальная работа с неполными  семьями имеет и свои формы.          Н.Ф Басов выделяет краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, то специалист фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.

При кризисинтервентной модели социальной работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная  модель социальной работы направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали  усилия на той проблеме, которая  осознана неполной семьей и над которой  данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная  модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отца) могут решить, или уменьшить  их остроту самостоятельно [13, C.168-169]. Таким образом, в социальной работе имеется несколько форм оказания помощи членам неполной семьи, которые имеют различный временной характер и включают в себя отличные  друг от друга методы помощи.

Следует помнить, что вмешательство  в семейную жизнь (даже при необходимости  помощи семье) возможно лишь тогда, когда  социальный работник имеет достоверную  информацию, а семья добровольное на это желание.  В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за помощью необходимо применение такой формы социальной работы как социальный патронаж.

 

Л.С Алексеева пишет, что социальный патронаж представляет собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

В зависимости от социального  неблагополучия семьи выделяют следующие  виды патронажа:

- экстренный - осуществляется, когда требуется немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 - 4 раза в неделю);

- срочный - осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального пе­дагога с семьей организуется 2 - 3 раза в неделю);

- обычный - осуществляется при активности самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направляющего содействия, и посещения семьи сводятся до одного раза в неделю.

- контрольный - осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.

Патронаж неполных семей  осуществляется по следующим направлениям:

- информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации в семье как трудной или опасной;

- прямое вмешательство в ситуацию;

- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

- непосредственная поддержка клиента патроната (патронатное воспитание);

- контроль, оценка и завершение работы с семьей [14, C.23].

Итак, патронаж – особая форма по работе с неполной семьей, имеющая несколько стадий, необходимая для оказания более эффективной помощи специалистами. Патронаж применяется лишь в части случаев при работе с неполной семьей.

Таким образом, работа с неполной семьей имеет различные формы, а от степени мотивации  обращения зависит необходимость применения патронажа. Данный вид социальной работы носит комплексный характер и включает разные методы. Для оказания более эффективной помощи социальный работник может включать в свою деятельность различные органы: службы занятости, органы образования, социальные службы органы исполнительной власти, юридические службы, и использовать опыт других неполных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          3    Этические проблемы социальной работы с неполными семьями

 

Неполные семьи, как уже  было отмечено – это социально-демографическая  группа, имеющая ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать при  работе с ней.

Выстраивать стратегию профилактической работы стоит, учитывая множество факторов: психологических, причины возникновения  неполной семьи, экономических, половозрастной состав семьи.

Первая этическая проблема, с которой сталкивается специалист в ходе работы с неполной семьей - это  субъективизм, который может возникнуть при консультировании и оказании ряда психологической помощи субъектам неполной семьи. Так, например, женщина-социальный работник может занять чью-то сторону в конфликте между матерью-одиночкой и подростком, поддавшись чрезмерной эмпатие к одной из сторон. Или же социальный работник в ходе консультирования, сопереживая субъекту помощи может перейти на бытовой язык, который абсолютно неуместен в общении с клиентами. Этого не допускает ни этикет социального работника, ни деонтология. Таким образом, социальному работнику необходимо занимать нейтральную позицию, сохранять деловые отношения с субъектами работы и находить наиболее эффективные пути для разрешения трудных ситуаций, возникающих у субъектов неполной семьи.

Но выбор наиболее эффективной, а, главное, верной методики для работы с клиентами непрост. Зачастую социальный работник может неверно подобрать  методику работы с клиентом, что  приводит таким последствиям, как  ухудшение эмоциональной стабильности в семье, создание напряжённой ситуации между клиентами, разрыв доверительных  отношений между социальным работником и клиентом, формирование негативного отношения к окружающим людям и миру со стороны клиента.  Происходит это, как правило,  в силу непрофессионализма работника или недобросовестного его отношения к выполняемой им работе, нарушения деонтологических принципов. Поэтому выбор верной методики так же является этической проблемой.

Так же одной из проблем  работы с членами неполной семьи  является их низкая мотивация к просьбе  о помощи. Социальному работнику  следует выявлять формирование психологических  проблем и негативного микроклимата в семье на ранних стадиях. Поэтому одной из его задач является установление доверительных отношений с объектами социальной работы. При выявлении проблем на стадии формирования социальный работник сможет найти наиболее эффективные и коротко срочные методы решения проблем.

Следует добавить, что в  ходе работы с неполными семьями  социальный работник должен соблюдать  принципы деонтологии, которые позволят ему разрешить возникающие проблемы наиболее эффективно.

Среди принципов деонтологии  Г.П Медведева выделяет следующие:

- личная ответственность  за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

- компетентность сотрудника;

Информация о работе Этические основы социальной работы с неполной семьей