Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:17, курсовая работа
Семья является важнейшим институтом общества, как в России, так и во всем мире. Ценность семьи, как социального института состоит в ее функциях: репродуктивной, воспитательной, образовательной и других. Существует две основные формы семьи: это полная и неполная семья. Принято считать, что только в полной семье ребенок может расти и развиваться полноценно, а в неполной нет, что является неверным мнением. В неполной семье, как и в полной, каждый ее член может чувствовать себя комфортно, а дети могут получать ласку, заботу и внимание, в котором они нуждаются. Именно для воплощения данной цели в реальность ведется социальная работа с неполными семьями.
Введение…………………………………………………………………...3
1 Неполная семья как объект социальной работы…………………..…..5
1.1 Понятие «неполная семья»………………………………………….5
1.2 Основные проблемы неполных семей……………………………..7
1.3 Психологические особенности неполных семей…………………..9
2 Социальная работа с неполной семьей………………………………14
3 Этические проблемы социальной работы с неполной семьей…......18
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………….………….22
Так же автор пишет о том, что психологи отмечают определенные особенности в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она не хочет ни с кем его делить [9, C.110-112]. Можно сделать вывод о том, что отсутствие в семье мужчины, отца является предпосылкой в появлении психических отклонений.
Так, Э.Г Эйдемиллер выделяет следующие возможные психические отклонения:
- нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных)
- затруднение обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
- становление возможным формирования избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир;
- нечеткий процесс половой идентификации мальчиков и девочек [10, C.92].
Таким образом, автор указывает, что ребенок из неполной семьи склонен к более тяжелому прохождению этапов социализации в обществе, связанных с деструктивными фактами воспитания в детстве. Поэтому необходимо проведение социальной работы и выбор правильных механизмов для ее проведения с детьми из неполной семьи.
Подростки их неполных семей так же нуждаются в помощи и поддержке, так как их процесс социализации и адаптации в новых группах, в общении с окружающими людьми носит тяжелый характер и имеет свои трудности.
К.Б Зуев провел исследование «Психологические особенности подростков из неполных семей». Участниками опроса стали 325 подростков из двух московских школ. Возраст испытуемых от 13 до 16 лет. В исследовании приняли участие 148 мальчиков, 177 девочек. Из них 219 выросли в полных семьях, 106 - в неполных. Таким образом, выборка состояла из 102 мальчиков и 117 девочек из полных семей, 46 мальчиков и 60 девочек из неполных семей. Среди методик, которые использовал автор исследования были: рисунок семьи, рисунок будущей семьи, опросник «Родители глазами подростка» (только оценка матери), опросник «Уровень субъективного контроля», опросник «Суверенность психологического пространства». Указанные методики позволяли оценить и сравнить как осознанные, так и неосознанные индивидуально-психологические особенности подростков. Цель исследования была следующей: сравнить степень выраженности психологических характеристик, как осознанных (выявленных при помощи опросников), так и неосознанных (выявленных при помощи проективных тестов), в полных и неполных семьях. Показать приоритетное значение психологических составляющих семейного воспитания (представления подростков о воспитательных тактиках матери) по сравнению с формальным типом семьи.
На основе исследования автор сделал следующие выводы:
- у подростков из полных и неполных семей существуют различия в индивидуально-личностных характеристиках. Различия носят незначительный характер и имеют специфику в зависимости от пола подростка. Так, мальчики из неполных семей, по сравнению с мальчиками из полных семей, на сознательном уровне представляют материнское воспитание как более непоследовательное. На неосознанном уровне материнское воспитание представляется как более позитивное. У девочек из полных семей лучше выстроены представления о типичных поло социальных ролях по сравнению с девочками из неполных семей. В неполных семьях подростки вне зависимости от пола воспринимают воспитательные тактики матери как более автономные и непоследовательные;
- существует ряд взаимосвязей представлений о тактиках семейного воспитания и индивидуально-личностных характеристик подростков. У испытуемых, которые воспринимают материнское воспитание как более позитивное, лучше простроено психологическое пространство личности, они являются более ответственными. Также высокий уровень пространности границ и высокий уровень ответственности за свою жизнь характерны для подростков, которые воспринимают воспитательные тактики матери как менее директивные и враждебные [11, C.329-332].
Так автор подчеркнул то, как важен выбор верного подхода к воспитанию подростка и общению с ним со стороны родителей или матери-одиночки для формирования подростком правильной самооценки своих возможностей, ответственности к своим действиям и представлений о своем будущем.
На основе вышесказанного
можно сделать вывод о том,
что неполная семья имеет ряд
таких психологических
2 Социальная работа с неполными семьями
Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Социальная работа с неполной семьей носит комплексный характер, при котором должны учитываться психологические особенности, зависящие от причины возникновения неполной семьи.
Е.Н Кислякова под комплексным характером социальной работы понимает следующее:
- оказание материальной поддержки;
- помощь в обретении чувства безопасности и защищенности в системе общественных отношений;
- помощь в освоении способов самостоятельного решения имеющихся и будущих жизненных проблем, регулировании взаимоотношений с детьми, социумом в целом;
- консультационная и
Социальная работа с неполными семьями имеет и свои формы. Н.Ф Басов выделяет краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Кризисинтервентная модель работы с неполной семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле неполной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, то специалист фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.
При кризисинтервентной модели социальной работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Проблемно-ориентированная модель социальной работы направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных неполной семьей, то есть в центре этой модели находиться требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана неполной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отца) могут решить, или уменьшить их остроту самостоятельно [13, C.168-169]. Таким образом, в социальной работе имеется несколько форм оказания помощи членам неполной семьи, которые имеют различный временной характер и включают в себя отличные друг от друга методы помощи.
Следует помнить, что вмешательство в семейную жизнь (даже при необходимости помощи семье) возможно лишь тогда, когда социальный работник имеет достоверную информацию, а семья добровольное на это желание. В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за помощью необходимо применение такой формы социальной работы как социальный патронаж.
Л.С Алексеева пишет, что социальный патронаж представляет собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.
В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:
- экстренный - осуществляется, когда требуется немедленное вмешательство в ситуацию семьи, и она посещается столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 - 4 раза в неделю);
- срочный - осуществляется в менее опасных для семьи ситуациях (встреча социального педагога с семьей организуется 2 - 3 раза в неделю);
- обычный - осуществляется при активности самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направляющего содействия, и посещения семьи сводятся до одного раза в неделю.
- контрольный - осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.
Патронаж неполных семей осуществляется по следующим направлениям:
- информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации в семье как трудной или опасной;
- прямое вмешательство в ситуацию;
- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
- непосредственная поддержка клиента патроната (патронатное воспитание);
- контроль, оценка и завершение работы с семьей [14, C.23].
Итак, патронаж – особая форма по работе с неполной семьей, имеющая несколько стадий, необходимая для оказания более эффективной помощи специалистами. Патронаж применяется лишь в части случаев при работе с неполной семьей.
Таким образом, работа с неполной семьей имеет различные формы, а от степени мотивации обращения зависит необходимость применения патронажа. Данный вид социальной работы носит комплексный характер и включает разные методы. Для оказания более эффективной помощи социальный работник может включать в свою деятельность различные органы: службы занятости, органы образования, социальные службы органы исполнительной власти, юридические службы, и использовать опыт других неполных семей.
3 Этические проблемы социальной работы с неполными семьями
Неполные семьи, как уже
было отмечено – это социально-
Выстраивать стратегию профилактической работы стоит, учитывая множество факторов: психологических, причины возникновения неполной семьи, экономических, половозрастной состав семьи.
Первая этическая проблема, с которой сталкивается специалист в ходе работы с неполной семьей - это субъективизм, который может возникнуть при консультировании и оказании ряда психологической помощи субъектам неполной семьи. Так, например, женщина-социальный работник может занять чью-то сторону в конфликте между матерью-одиночкой и подростком, поддавшись чрезмерной эмпатие к одной из сторон. Или же социальный работник в ходе консультирования, сопереживая субъекту помощи может перейти на бытовой язык, который абсолютно неуместен в общении с клиентами. Этого не допускает ни этикет социального работника, ни деонтология. Таким образом, социальному работнику необходимо занимать нейтральную позицию, сохранять деловые отношения с субъектами работы и находить наиболее эффективные пути для разрешения трудных ситуаций, возникающих у субъектов неполной семьи.
Но выбор наиболее эффективной,
а, главное, верной методики для работы
с клиентами непрост. Зачастую социальный
работник может неверно подобрать
методику работы с клиентом, что
приводит таким последствиям, как
ухудшение эмоциональной
Так же одной из проблем
работы с членами неполной семьи
является их низкая мотивация к просьбе
о помощи. Социальному работнику
следует выявлять формирование психологических
проблем и негативного
Следует добавить, что в
ходе работы с неполными семьями
социальный работник должен соблюдать
принципы деонтологии, которые позволят
ему разрешить возникающие
Среди принципов деонтологии Г.П Медведева выделяет следующие:
- личная ответственность за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
- компетентность сотрудника;
Информация о работе Этические основы социальной работы с неполной семьей