Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценить эффективность корпоративной прессы методом контент-анализа на примере газеты “…”. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию «корпоративные средства массовой информации»
- рассмотреть виды корпоративных СМИ
- определить функции корпоративного СМИ
- дать определение контент-анализу и выявить его функции
- дать оценку анализа содержания газеты “…”
Введение
Глава 1. Эффективность корпоративного издания.
Понятие и функции корпоративного издания.
Критерии эффективности корпоративного издания.
Глава 2. Оценка эффективности корпоративного издания.
2.1 Метод контент-анализа: понятие и методика проведения.
2.2 Оценка анализа содержания газеты «…»
Так что участие в конкурсах, где можно «и на других посмотреть, и себя показать» – дело полезное. Отслеживайте информацию о подобных мероприятиях, проводимых Ассоциацией корпоративных медиа, Гильдией корпоративной прессы, различными региональными организациями и учреждениями.
Правда, иногда за само участие
в конкурсах нужно платить
немалые деньги. Плюс дорога, например,
до Москвы, оплата гостиницы и т.д.
Не все корпоративные СМИ могут
позволить себе такую роскошь… Можно,
в конце концов, и без конкурсов
обойтись… И без дорогих
Вы можете с полным правом считать, что не зря едите свой хлеб, если хотя бы несколько из перечисленных ниже утверждений можно отнести к вашему корпоративному СМИ:
- Издание хорошо справляется
с поставленными перед ним
задачами (например, продажи растут,
психологический климат в
- Экземпляры очередного
номера издания быстро
- Число подписчиков (
- Читатели оживленно обсуждают
публикации в корпоративном
- Читатели охотно делятся
сотрудниками редакции своим
мнением о публикациях –
- Читатели нередко обращаются
к сотрудникам редакции и
- Сотрудники делают ксерокопии с вашего издания, обращаются в редакцию и спрашивают, не осталось ли для них «еще парочки номеров» (вариант: нельзя ли для них оставить несколько экземпляров)
- Сотрудники компании
активно участвуют в разных
проводимых редакцией
- Объем рекламы в вашем
издании увеличивается, а
Глава 2. Оценка эффективности корпоративного издания методом контент-анализа
2.1. Метод контент-анализа: понятие и методика проведения
Этот достаточно распространенный в социологии метод традиционно используется для изучения документов. Он не требует глубоких математических данных. В журналистике контент-анализ может использоваться для изучения содержания публикаций, читательской почты и др.
В основе традиционного изучения документов лежит механизм понимания текста: логическое построение направлено на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Однако при этом возникает опасность субъективной интерпретации документа. Контент-анализ (К-А) – формализованный метод. К-А эффективен, когда необходимо обеспечить высокую точность показателей, исследовать обширный несистематизированный материал (например, подшивку газеты или записи телепередач), требуется суммарная оценка документальной информации. Контент-анализ используется, когда есть возможность познакомиться с материальным источником информации (газета, журнал, книга, фонограмма, аудио- или видеозапись, протокол, стенограмма заседания, рекламный плакат и т.д.). Этот метод предполагает систематическую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания22. Существует два вида контент-анализа: анализ содержания документа и анализ его структуры. Анализ структуры публикации требует меньшей подготовки. Контент-анализ проводится в несколько этапов. Исследователь должен составить план работы, определить источники информации, затем выделить единицы анализа и составить кодировочный бланк, который заполняется во время работы с текстами.
Первый этап предполагает
Второй этап связан с выбором единицы измерения. Это может быть термин, слово, предложение. Выбираются слова, имеющие отношение к теме. Единицами счета не могут быть предлоги, союзы, частицы, редко – наречия, глаголы, прилагательные. Ключевыми словами часто являются существительные. Возможны ошибки при оперировании нестандартизированными мерами или невнимательном употреблении слов в разных контекстах.
Третий этап – подготовка инструментария, составление кодировочного бланка (в нем фиксируются единицы анализа). Каждой из выделенных единиц приписывается определенный код (для удобства записи и для машинной обработки), т. е. числовое обозначение. Это может быть одна цифра, если ключевых немного, но может быть и двухзначным или трехзначным. Все присвоенные коды вписываются в специальный журнал, которым пользуются дешифровальщики. Предлагаем пример такого кодировочного бланка23.
№ |
Признак, градация признака |
Коды | |
1. |
Тип автора
|
001 002 003 | |
2. |
Группа, к которой принадлежит автор
|
004 005 | |
3. |
Пол автора
|
006 007 008 009 | |
4. |
Возраст автора
|
010 011 012 013 014 | |
5. |
Количество проблем, рассматриваемых в публикации
|
015 016 017 | |
6. |
Локальность проблем, поднятых в публикации
|
проб №1
018 019 020 021 022 |
проб №2
023 024 025 026 027 |
7. |
Сфера общественной жизни (страна, область, город)
|
028 029 030 031 032 033 |
034 035 036 037 038 039 |
8. |
Типы суждений
|
040 041 042 043 |
044 045 046 047 |
Подшивка газеты – документы текущей истории издания. Анализируя подшивку, можно узнать о содержании издания, качестве работы редакции, методах и подходах журналистов к освещению действительности, тенденциях, которые проявляются при сборе информации.
Контент-анализ (КА) – эффективный инструмент, позволяющий судить о газете по количественно-качественным показателям. КА – это:
Какие характеристики объекта поддаются счету? Это:
а) частота;
б) наличие/отсутствие каких-то тем
на страницах издания;
в) связь между темами;
г) основные темы.
Почепцов Г. Г. устанавливает три существенных условия развития коммуникативных процессов, при которых использование контент-анализа является наиболее эффективным:
Это косвенный метод (выводы исходят из того, что непосредственно не наблюдается); он дает представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает.
Чтобы получить обоснованные выводы, необходимо проанализировать определенное количество выпусков газет или журналов (выпуск теле- или радиопередач). Для этого необходимо определить шаг отбора. Особенности газет диктуют необходимость определения шага. Все зависит от того, каков объем газеты, ее периодичность, наличие аналитических и информационных материалов. Выборка может исключать иллюстративные материалы, программы телепередач и справочные материалы. Все зависит от цели исследования. Методика контент-анализа предусматривает, что на каждую публикацию заполняется специальная карточка, в которой закодированы следующие данные газетного текста: жанр, проблематика, аналитичность, тональность, отношение к явлениям и объектам описания, масштаб отражения действительности, источник информации, авторы, география и т. д.
Если газета универсальна по тематике, то все исследуемые материалы можно разделить на сферы по ранжиру, например, а) культура, искусство, литература; б) промышленность, строительство, транспорт, связь; в) торговля, бытовое обслуживание коммунальное хозяйство, жилищное строительство; в) работа администрации; г) образование, воспитание, просвещение; д) медицина, социальное обеспечение, спорт, гигиена.
Сфера описания имеет различные аспекты: производственные, политико-управленческие, духовно-идеологические, социальные, экологические исторические, национально-этические, международные.
В производственной сфере, например, можно фиксировать информацию о проблемах кадров, затратах, себестоимости продукции, отношений и форм собственности, приватизации, предпринимательства, арендного хозяйствования.
В социальных аспектах описания
можно фиксировать моменты
В публикациях, содержащих духовно-идеологические и культурологические аспекты, можно фиксировать информацию о культуре дела, поведения, эстетике, социальных чувствах и настроениях/ общественно-политических идеалах, принципах и устоях.
В политико-управленческих аспектах описания можно выделить вопросы борьбы за власть, самоуправление граждан, их участие в управлении и контроле, об экономической независимости.
«Внутри» каждого аспекта выделяются пристрастия газет. Не всегда эти пристрастия совпадают с тенденциями общественного развития. Контент-анализ позволяет выявить, какие публикации доминируют в том или ином издании – фактографические или аналитические. Умение анализировать противоречия и конфликты современной политической и общественно-экономической жизни общества – достоинство солидной газеты. Контент-анализ позволяет выявить, насколько журналисты способны осмыслить услышанное, дать свою точку зрения, интерпретацию фактов, дать конструктивные предложения. Этот метод может быть использован для выявления общей тональности публикаций25. Так, например, дискуссионное начало свидетельствует о плюрализме мнений и свободе выражения слова.
Достижение разнообразия жанров, оптимального их соотношения на газетной полосе – важнейшая творческая задача прессы, поэтому с помощью контент-анализа можно выявить жанровую палитру газет, доминирование тех или иных жанров в конкретной газете.
Объектами контент-анализа могут быть авторы произведений. Можно определить штатных и нештатных авторов, специалистов и экспертов, «простых» читателей, их соотношение.
Подшивка газеты – документы текущей истории издания. Анализируя подшивку, можно узнать о содержании и качестве работы редакции, методах и подходах журналистов к освещению действительности, тенденциях, которые проявляются при сборе информации.
Информация о работе Эффективность корпоративной прессы методом контент-анализа на примере газеты