Влияние сезонности на уровень реализации туристского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

перед данной работой поставлена следующая цель – изучить влияние, которое оказывает сезонность на реализацию туристских услуг посредством статистических методов анализа. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
* раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
* рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….….….. 3
Глава 1. Явление сезонности в индустрии туризма
1.1 Сущность понятия сезонность ……………….……………..…….…. 5
1.2 Роль сезонности в реализации туристского продукта ………….…... 9
Глава 2. Статистические методы учёта фактора сезонности
2.1 Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и
переменной средних……………………………………………..……….. 12
2.2 Оценка сезонности методом скользящей …………..……….….…... 20
Заключение…………………………………………………………………….… 23
Список использованной литературы …………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика - Сезонность.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

     Федеральное агентство по образованию

     Негосударственное образовательное учреждение

       высшего профессионального образования

     РОССИЙСКАЯ  МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

     КАРЕЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ТУРИЗМА 

     КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА

     СТАТИСТИКА  
 
 

     Влияние сезонности на уровень реализации туристского продукта

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

     Выполнила студентка:

     специализация менеджмент туризма

     курс  III, очное отделение

     Агеева  Марья Александровна

     Научный руководитель:

     Любимова  Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 

     Петрозаводск   2008 
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………….…….….….. 3

Глава 1. Явление сезонности в индустрии туризма

     1.1 Сущность понятия сезонность ……………….……………..…….…. 5

     1.2 Роль сезонности в реализации туристского продукта ………….…... 9

Глава 2. Статистические методы учёта фактора сезонности 

      2.1 Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и

     переменной  средних……………………………………………..……….. 12

     2.2 Оценка сезонности методом скользящей …………..……….….…... 20

Заключение…………………………………………………………………….… 23

Список использованной литературы …………………………………………...24 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Туризм сегодня – это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На эту сферу приходится около 6% мирового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место и 11% мировых потребительских расходов. Для некоторых стран туристическая деятельность является важным, а иногда и единственным источником дохода. Кроме того, туризм предоставляет возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны и ее народа. Поэтому все вопросы, связанные с туристической деятельностью актуальны.

     В этом отношении необходимо учитывать, что функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристские услуги. Это объясняется тем, для туристской отрасли, также как и для многих других, характерна экономическая (производственная) цикличность, или сезонность. Фактор сезонности играет важную роль в политике ценообразования туристических фирм, то анализ сезонных колебаний цен на рынке туристских услуг (особенно на рынке пляжного отдыха) является одним из направлений маркетинговых исследований. Знание закономерностей и основных тенденций сезонности необходимо также для проектирования новых турпродуктов, планировании рекламной компании и много другого.

     Поэтому перед данной работой поставлена следующая цель – изучить влияние, которое оказывает сезонность на реализацию туристских услуг посредством статистических методов анализа. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
  • рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности.

        В соответствии с  поставленными целями и задачами предполагается следующая структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, приводятся цели и задачи. В первой главе раскрывается сущность явления сезонности. Вторая глава посвящена статистическим методам учёта фактора сезонности. В заключении подводятся итоги работы.

        При написании данной работы использовались труды таких  авторов как Квартальнов В.А., Сараев А.Р., Яковлев Г. и других, а также такие журнальные  издания как «Вопросы статистики» и «Практика консалтинга». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Явление сезонности в индустрии туризма

     1.1 Сущность понятия сезонность

     Туристский рынок – это динамично развивающаяся отрасль экономики, и характерным явлением для неё является цикличность. Цикличность означает повторяемость основных тенденций и интенсивности развития1. Цикличность может обуславливаться как внешними факторами, так и внутренними глубинными свойствами рынка. Можно выделить два вида цикличности:

  • цикличность экономическую, то есть достаточно продолжительную по времени и охватывающую несколько лет. Такая цикличность необходима для долговременного планирования и анализа, поскольку она отражает основные закономерности действия механизма рынка.
  • цикличность малую, или сезонную. Её временной интервал – до одного года. Она носит сезонный характер и более или менее совпадает с климатическими изменениями.

     Таким образом, цикличность – это регулярно  повторяющиеся во времени изменения  уровня, вектора, скорости и характера его развития. Под сезонностью, или сезонными колебаниями, понимают более или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики социально-экономических явлений. Их причинами являются особенности товарного предложения, покупательского спроса, изменения затрат в зависимости от изменения климатических условий в разные временные промежутки рассматриваемого периода и т.д.2 Другими словами, сезонностью называют устойчивую закономерность динамики внутригодовых и постоянно повторяющихся колебания спроса и предложения. Практическое значение изучения сезонных колебаний состоит в том, что получаемые при анализе рядов внутригодовой динамики количественные характеристики отображают специфику развития изучаемых явлений по месяцам (кварталам) годового цикла. 

       Сезонное колебание спроса и предложения в течение одного года может выглядеть, например, так:

     

     рис. 1 Объёмы реализации туристского продукта в течение 1 года

     А вот следующая кривая сбыта показывает сезонные колебания продаж в течение трёх лет:

     

     рис. 2 Объёмы реализации туристского продукта в течение 3 лет

     По  сути своей сезонность – довольно сложное явление. Часто её последствия  противоречивы. Довольно часто появление на рынке туристского продукта обуславливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в  летний период времени. Ему соответствует и сезонный подъём спроса. Однако в настоящее время многие туристские фирмы имею достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания. Однако всего равно чаще всего можно наблюдать в качестве «мёртвого» сезона раннюю весну. Таким образом, в значительной мере сезонность - это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.

     Однако  в некоторых странах отмечается прямо противоположная ситуация. В Египте, к примеру, пик активности туристов приходится на зиму и весну, поскольку летом и осенью температура воздуха зашкаливает далеко за +40. Однако пляжный отдых, основное туристское направление в этой стране, там круглогодичен.

     Менеджер  по туризму всегда должен помнить  о факторе сезонности. В целом, можно выделить четыре типа сезона туристской деятельности:

  • Сезон пик (топ). Так называют  период времени,  который в наибольшей степени благоприятен для организации рекреационной деятельности туристов. Он характеризуется максимальной плотностью туристов, поскольку обладает наиболее комфортными условиями для оздоровления и отдыха.
  • Высокий сезон - период повышенной активности туристов. В это время устанавливаются наиболее высокие тарифы на туристские услуги. В северном полушарии наибольшая интенсивность спроса на них приходится на третий квартал года, а также на время новогодних (рождественских) и пасхальных каникул.
  • Низкий сезон характеризуется снижением деловой активности на туристском рынке. Это время не самое благоприятное для рекреации, и именно поэтому цена на туристский продукт существенно снижена.
  • «Мертвый»  сезон – так называют период времени, в течение которого на рассматриваемой дестинации можно наблюдать максимально неблагоприятные условия для рекреационной деятельности. К таким условиям мы может отнести, например, дискомфортную погоду (сезон дождей, низкие температуры, высокая влажность воздуха и др.) – это так называемый первичный3 фактор.

     Однако  сезонность в туризме определятся  не только природно-климатическими факторами, имеется и ряд других, не менее  важных, их называют вторичными. В первую очередь, это экономические – то есть структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения и пр.

     Во-вторых, сезонность в большой степени  обуславливается социальными факторами, как, например, наличие свободного времени (массовые отпуска, школьные и студенческие каникулы). В-третьих, большое значение имеет дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам - так называемые демографические факторы.  Немаловажны и технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг. К психологическим факторам относятся мода, вкусы, традиции.

     Кроме того, сезонность спроса зависит также  и от вида туризма и территории его освоения. Так, например, лечебно-познавательный туризм считается наименее подверженным сезонным колебаниям спроса, чего не скажешь пляжном и горнолыжном. К другим «несезонным» типам туризма относятся деловой, экскурсионно-познавательный, паломнический (но только отчасти,  поскольку религиозные праздники вроде Рождества Христова). Для молодёжного и детского туризма характерен сезон отпусков и каникул. Спрос на образовательный туризм стабилен в течение всего года, однако некоторый подъём спроса характерен для лета и весны. Пожалуй, единственными видами туризма, сезонность которых ограниченна конкретными датами, являются охотничий и рыболовный, поскольку время отлова (отстрела) чётко регулируется правительством.

        Различные районы пребывания имеют специфические формы сезонной неравномерности. Это дает право  говорить о специфике неравномерности спроса в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты. каждая дестинация может совершенно по-разному заполняться туристами в течение года. В связи с этим спрос на туристские услуги в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты различен. Сезонный характер предпочтений потребителя, играет большую роль при выборе им места отдыха. Например,  стремительно развиваются средиземноморские курорты Турции, где существует длительный туристский сезон. Эти курорты очень популярны у россиян, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или зимой, можно в это время вдоволь насладиться Средиземным морем и мягким климатом. Тем более что туристу благоприятствует развивающая политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых. 

    1. Роль сезонности в реализации туристского продукта

     Как уже отмечалось, сезонность спроса играет важную роль при реализации туристских услуг. Это явление имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

     С одной стороны, сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий туристский сезон обслуживающий  туристскую отрасль персонал имеет много сверхурочной работы. В тоже время для межсезонья характерна недостаточная загруженность.

     Однако, по сравнению с курортными предприятиями размещения и питания, туристские фирмы не так страдают от фактора сезонности. Туроператоры и турагенты - это довольно гибкие организации, которые достаточно быстро приспосабливаются к изменениям спроса. Так, например, некий  туроператор специализируется на турах во Францию. С приближением зимы экскурсионно-познавательный и пляжный отдых становится уже не таким популярным, и наш туроператор способен оперативно «переключиться»  на продажу горнолыжных туров во французские Альпы. В то же время  гостиницы и рестораны привязаны к своему месторасположению и круглый год несут постоянные издержки, например, зарплата штатных сотрудников. Также, независимо от загрузки отеля (будь то положенные 70% или же случайно заехавшие 2-3 постояльца), владельцы отеля обязаны поддерживать помещения в чистоте, платить за обогрев и электроэнергию здания и т.п. По этой причине многие курортные гостиницы в низкий сезон закрываются совсем. Отсюда вытекает следующая проблема – как нанять и сохранить квалифицированных работников. В таких условиях и заинтересованность в труде организовать сложно, так как не работает основной метод стимулирования сотрудников – карьерная лестница.

Информация о работе Влияние сезонности на уровень реализации туристского продукта