Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 18:01, курсовая работа
перед данной работой поставлена следующая цель – изучить влияние, которое оказывает сезонность на реализацию туристских услуг посредством статистических методов анализа. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
* раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции, определить роль на туристском рынке;
* рассмотреть статистические методы анализа явления сезонности.
Введение…………………………………………………………….…….….….. 3
Глава 1. Явление сезонности в индустрии туризма
1.1 Сущность понятия сезонность ……………….……………..…….…. 5
1.2 Роль сезонности в реализации туристского продукта ………….…... 9
Глава 2. Статистические методы учёта фактора сезонности
2.1 Анализ сезонности рынка методом вычисления постоянной и
переменной средних……………………………………………..……….. 12
2.2 Оценка сезонности методом скользящей …………..……….….…... 20
Заключение…………………………………………………………………….… 23
Список использованной литературы …………………………………………...24
С другой стороны, сезонность в туризме способствует широкому профилю персонала, поскольку одному и тому же работнику приходится выполнять разные функции в зависимости от сезонных особенностей.
Сезонность по сути своей нельзя ликвидировать, её возможно только смягчить. В несезон этому служат рекламные туры, скидки, организация специальных событий для привлечения туристов (фестивалей, выставок, праздников), инсентив-туры.
В мире проблема сезонности решается по-разному. В Великобритании школьные каникулы длятся значительно меньше, чем в России. Данным вопросом занималась Палата лордов, принявшая решение скорректировать сроки и продолжительность каникул с целью равномерного распределения внутреннего туристического потока по сезонам. Прямо противоположная ситуация в Италии. Здесь ежегодно в августе закрывается подавляющее большинство предприятий - страна отправляется в отпуск. Не сложно догадаться, что в этот период цены на рекреационные услуги и размещение в гостиницах становятся заоблачными.
Другое направление – это разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие конгрессного и событийного туризма, а также социального туризма для целевых групп: познавательного – для пенсионеров и образовательного – для молодёжи.
В России же с ее огромной
территорией, жесткой региональной
централизацией и концентрацией платежеспособного
населения в столичном регионе, в городах-миллионниках
и сырьевых центрах, а также с ее исторически
сложившейся государственной системой
управления санаторно-курортной отраслью
– своя специфика. В Москве – при ее сравнительном
благополучии с точки зрения притока гостей
и заполняемости гостиничных номеров
(средне годовой показатель для отеля
категории «пять звезд» составляет 70-80%)
- наблюдается ярко выраженная сезонность
с периодами высокой (середина марта -
середина июля, середина сентября- середина
декабря) и низкой загрузки (середина июля
- середина сентября, середина декабря-
середина марта, выходные дни). В Санкт-Петербурге
до недавнего времени зимние месяцы (декабрь
и февраль) были для отельеров самыми проблемными.
Сейчас на фоне растущей активности Северной
столицы как центра делового туризма поток
бизнес-путешественников позволил в значительной
степени исправить ситуацию. Тем не менее
сезонные колебания по-прежнему имеются:
пик приходит на летние месяцы (с небольшим
спадом в июле), угасание туристского потока
- на сентябрь и начало октября. Кроме того,
высокий спрос на город на Неве отмечается
в новогодние праздники, 8 марта, а так
же в период весенних и осенних каникул.
Глава 2. Статистические методы учёта фактора сезонности при реализации туристского продукта
2.1 Оценка и анализ сезонности рынка
В процессе реализации туристских услуг часто возникает необходимость в моделировании сезонности как экономического явления для оценки существующих колебательных процессов в отрасли. В условиях постоянно меняющихся сезонов изменяется и интенсивность динамики в фирме. Это может выражаться в постоянных спадах и подъёмах следующих показателях деятельности организации: производительность труда, себестоимость туристского продукта, прибыль, объём выпускаемой продукции. Иногда деятельность компании может даже временно приостанавливаться.
Кроме того, необходимо, по возможности, исключить случайные колебания. Случайные колебания (случайные ошибки) – это компоненты, которые могут сказаться на исследуемом процессе крайне непредсказуемо. Например, случилась экстремально тёплая зима, и спрос в турфирме на горнолыжные туры был практически неощутимым. Чаще всего для сглаживания случайных колебаний используют среднемесячные (среднеквартальные) данные за несколько лет. Обычно для получения достоверной картины хватает трёх-пяти.
Для
выявления и отображения
- метод постоянной средней;
- метод переменной средней;
- метод нахождения взвешенных индексов сезонности;
- метод скользящей средней.
Рассмотрим каждый из этих методов по отдельности.
Метод постоянной средней является наиболее простым для определения величины колебательных процессов. Чаще всего его используют в случае отсутствия существенной тенденции роста или убывания. В этом случае внутригодичные изменения колеблются на протяжении изучаемого периода (ряда лет) вокруг определенного постоянного уровня.
Обозначим индекс сезонности так: isi. В данном случае, индекс сезонности – это процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период5 (год или несколько лет):
isi= yi / y (1),
где y - общий средний уровень анализируемого ряда, которой является постоянной величиной и принимается за базу для сравнения.
Приведём пример, показывающий средний месячный уровень (i-того месяца) за три года. Например, в следующей таблице представлены данные некого туристского агентства об объёмах продаж спортивного тура на горнолыжный курорт Кардона (Новая Зеландия) за три месяца.
Таблица 1
объём продаж / год | 2004 | 2005 | 2006 |
июнь | 18 | 22 | 20 |
июль | 15 | 24 | 19 |
август | 13 | 19 | 17 |
далее определяем средние уровни одноименных внутригодовых периодов yi:
июнь: y = (18+22+19) / 3 = 20
июль: y = (15+24+19) / 3 = 19,3
август: y = (13+19+17) / 3 = 16,3
затем определяем общий средний уровень как среднюю арифметическую:
y = (20 +16,3 + 19,3) /3 = 18,5
и, наконец, рассчитываем индексы сезонности по месяцам:
июнь: isi = 20 / 18,5 * 100% = 108,1%
июль: isi = 19,3/ 18,5 * 100% = 104,3%
август: isi = 16,3 / 18,5 * 100% = 88,1%
Таким образом, мы может увидеть, что в летний период времени спрос на горнолыжные туры в Кардону достаточно стабилен. Выявлена тенденция небольшого снижения продаж в августе.
В таблице 2 приведён пример расчёта индекса сезонности экскурсионного тура «Семь столиц Европы» по квартальным данным за три года.
Таблица 2
Индексы сезонности продажи товара
кварталы | годы | Сумма за три года | Среднеквартальная | Индекс сезонности | ||
1-й | 2-й | 3-й | ||||
I | 38 | 31 | 45 | 114 | 38 | 33,2 |
II | 120 | 134 | 126 | 380 | 126,6 | 110,8 |
III | 213 | 243 | 228 | 684 | 228 | 199,5 |
IV | 66 | 72 | 55 | 193 | 64,3 | 56,2 |
Итого | 437 | 480 | 454 | 1371 | - | - |
y = 1371 / 12 = 114, 25
Данный тур имеет ярко выраженную сезонность. Её можно отразить на графике:
рис 3. Кривая сезонности
Как мы видим, пик сезонности приходится на третий квартал года. Метод постоянной средней широко применяется в практике анализа сезонности, главным образом, благодаря простоте расчётов.
Метод переменной средней используется в том случае, если имеется в наличии ярко выраженая тенденции развития (восходящая или нисходящая). В этом случае в качестве базы сравнения выступают теоретические уровни, представляющие собой своего рода «среднюю ось кривой», поскольку их расчет основан на положениях метода наименьших квадратов. Поэтому для рядов внутригодовой динамики, у которых тренд явно выражен, используем формулу
is
= ∑ isi / n (2)
Методику применения способа переменной средней при анализе сезонных колебаний поясним на следующем примере: пусть у нас есть такие данные о среднемесячной реализации тура «Каникулы в Британии» за четыре года продаж:
Таблица 3
Объёмы реализации тура «Каникулы в Британи» (в шт.)
квартал / год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
1 | 42 | 46 | 52 | 54 |
2 | 55 | 69 | 73 | 75 |
3 | 74 | 83 | 85 | 87 |
4 | 45 | 46 | 50 | 52 |
Итого по году | 54 | 61 | 65 | 67 |
Нужно
рассчитать средние индексы сезонности
и построить сезонную волну продажи тура.
Действуем по следующему алгоритму: cначала
определяем показатели анализа ряда динамики
по кварталам.
Таблица 4
Показатели анализа ряда динамики по кварталам
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Темп роста, в % к 2004 г.(базисному) | 100 | 112,9 | 120,3 | 124 |
Темп роста, в % к 2004 г. (цепному) | - | 112,9 | 106,5 | 102,7 |
Абсолютный прирост (цепной) | - | 7 | 4 | 2 |
Темп наращивания | 12,9 | 7,4 | 3,7 |
При анализе показателей таблицы видно, что средний базисный темп роста составил 109,1 % , т.е. существует устойчивая тенденция роста продажи тура при снижении темпов наращивания. В связи с этим можно предположить, что в данном случае тренд, с известной степенью вероятности, может быть описан следующей прямолинейной функцией yt = a0 + a1t (3)6 или (т.к. имеется тенденция затухания темпов роста по цепи) параболой второго порядка yi = a0 + a1t + a2t2 (4). То есть вышеозначенные функции могут быть использованы при расчёте теоретических уровней тренда yti.
Использовать
способ определителей,
a0= (∑ y) / n (5), a1 = (∑ t * y) / ∑ t2 (6),
Параметры второго уравнения при ∑ t = 0 рассчитываются как:
a0 = (∑ t4 * ∑ y - ∑ t2 * ∑ t2 y) / (n ∑ t4 - ∑ t2 * ∑ t2) (7),
a1 = (∑ t * y ) / ∑ t2 (8),
Информация о работе Влияние сезонности на уровень реализации туристского продукта