Выборочное наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Все эти положительные качества привили к широкому применению метода выборочного наблюдения. В нынешних условиях организации производственной и торговой деятельности данный метод как способ проверки качества продукции применяется большинством предприятий и организаций, также ни одно предприятие системы Потребкооперации не обходится без выборочного метода наблюдения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....4
1 Выборочное наблюдение…………………………………………..…..............5
1.1 Понятие выборочного наблюдения …………………………………………5
1.2 Понятие ошибки выборки…………………………………………………….8
1.3 Принципы образования выборочных совокупностей.……………………..11
2.Практические задачи………………… ……………………………..…………..15
2.1. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения................15
2.2. Выявление и измерение сезонных колебаний………………………....……22
2.3. Статистика себестоимости перевозок грузов и пассажиров…………..…...29
2.4. Индексы и их применение…………………………………………………....39
Заключение…………………………………………………………………………47
Список используемой литературы……………………………………………......48

Вложенные файлы: 1 файл

статистика курсовик.docx

— 682.29 Кб (Скачать файл)

 

Результаты аналитической группировки  представим графически: в виде гистограммы  и полигона распределения количества предприятий по среднесписочной  численности работников (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Гистограмма  и полигон распределения АТП  по среднесписочной численности

 

Вывод: построив гистограмму и полигон распределения  автотранспортных предприятий по среднесписочной  численности, мы видим, что с увеличением  численности работников количество автотранспортных предприятий снижается. Наибольшее количество предприятий, равное семи, преобладает во второй группе с численностью работников от 331 до 489 человек. Наименьшее количество предприятий, равное 1 преобладает в третьей группе с численностью работников от 489 до 647 человек.

 

 

 

2. 1.4. Структурная группировка

 

Структурные группировки применяются для  характеристики соотношений частей изучаемого явления.

На основании  данных таблицы «Распределение АТП  по среднесписочной численности  работников» произведем структурную  группировку и результаты представим в таблице 5.

 

Таблица 5- Структурная группировка  по среднесписочной численности работников

 

 

Гру-ппы

Величина интервала среднесписочная численность, чел.

Кол-во

АТП, ед.

Кол-во

АТП, %

С ,

тыс. руб.

С ,

%

Д,

тыс. руб.

Д, %

1

173+158=331

4

22,2

36664,2

10,6

70033,7

11,5

2

331+158=489

7

38,8

111970,5

32,5

1647827

27,1

3

489+158=647

1

5,6

10536,3

3,1

43112,3

7,1

4

647+158=805

3

16,7

83887,2

24,3

121147,6

20

5

805+158=963

3

16,7

101641,5

29,5

208416,7

34,3


 

Основываясь на данных таблицы 5, составим круговые диаграммы, показывающие доли предприятий  с разной численностью работников, доли стоимости основных фондов и  дохода предприятия.

 

Рис.- 2 Количество АТП в зависимости от величины среднесписочной численности

 

Диаграмма показывает какой процент предприятий  находится в каждом из рассматриваемых  интервалов. Наибольшее количество предприятий, в данной задаче, имеют среднесписочную  численность во второй группе, который составляет 38,8 %. Наименьшее количество предприятий имеют среднесписочную численность в третьей группе, который составляет 5,6 %.

 

 

Рис. 3 – Сумма стоимости ОПФ в зависимости от среднесписочной численности

 

Диаграмма показывает, какого значение суммарной  стоимости ОПФ для предприятий, численность работников которых  лежит в рассматриваемых интервалах. Из диаграммы можно сделать вывод, что наибольшая стоимость ОПФ будет на предприятиях, чья численность работников лежит во второй группе, которая составляет 32,5 %. Наименьшая стоимость ОПФ будет в третьей группе 3,1%.

 

Рис. 4 – Величина дохода предприятия в зависимости от величины среднесписочной численности работников

 

Из диаграммы  можно сделать вывод, что наибольшую долю дохода имеют предприятия, среднесписочная  численность работников составляет пятая группа 34,3%, так же вторая группа 27,1%.  А наименьшую – предприятия, с величиной среднесписочной численности – третья группа 7,1%.

 

Можно предположить, что столь малая доля дохода, приходится на предприятия в третьей группе, потому что они обладают малой мощностью, выпускают относительно малые партии продукции, от того и составляют самую малую долю общего дохода. Наибольшую величину дохода имеют крупные и особо крупные предприятия. Потому что они производят большее количество продукции.

Таким образом, при помощи различных типов группировок - аналитической и структурной, можно выявить взаимозависимость таких величин, как среднесписочная численность работников предприятия, стоимость их основных фондов и доход, а также доля каждого предприятия или групп предприятий на рынке по различным признакам.

 

 

       2.2 Выявление и измерение сезонных колебаний

 

      При анализе многих рядов динамики  можно заметить определённую  повторяемость (цикличность, закономерность  в колебаниях), изменениях их уровней.  Например, в большинстве отраслей  экономики это проявляется в  виде внутри трудовых чередований,  подъёмов и спадов выпуска  продукции, неодинаковым потреблением  сырья и энергии, колебания  уровней себестоимости, прибыли  и других показателей. Ярко  выраженный сезонный характер  имеет сельское хозяйство, рыболовство,  лесозаготовка, охота, туризм  и так далее. Значительной колеблемости  во внутренней динамике подвержены  денежные обращения и товарооборот. Наибольшие денежные доходы образуются  у населения в III и IV кварталах,  особенно у селян. Максимальный  объём товарооборота (различного) приходится на конец каждого  года. Продажа молочных продуктов увеличивается обычно во II и III кварталах, а фруктов и овощей – во втором полугодии. Потребление пищи связано со временем суток, днями недели, временами года. Также закономерности в изменении уровней ряда динамики принято называть сезонными колебаниями.

            Под сезонными колебаниями понимается более или менее устойчивые внутригодовые колебания уровней динамического рода, обусловленные спецификами развития данного явления.

            Цель изучения сезонных колебаний состоит как в разработке мер его ликвидации или смягчению сезонных колебаний (нередко этим и ограничивается статистическое исследование), так и для оптимального исследования условий, благоприятствующих развитию массовых явлений и процессов.

           При статистическом исследовании  в рядах динамики сезонных  колебаний решаются следующие  две взаимосвязанные задачи:

1) выявление  специфики развития изучаемого  явления во внутренне годовой  динамике;

2) измерение  сезонных колебаний изучаемого  явления с построением модели  сезонной волны. 
           Для выявления сезонных колебаний обычно берутся данные за несколько последних лет, распределённые по определённым внутригодовым периодам. 
           Для измерения сезонных колебаний исчисляются специальные статистические показатели, которые называются индексами сезонности (Is) и совокупность которых отражает сезонную волну. 
Для вычисления индексов сезонности применяются различные методы. 
В общем виде индексы сезонности определяются отношением исходных (фактических) уровней первоначального ряда (y) к расчётным (теоретическим) уровням, выступающим в качестве базы сравнения.

Таким образом, в целях оптимального распределения  ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам  и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок  по месяцам года используют индексы  сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти  данные используются для создания и  перераспределения производственных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2.2 Задача 2. «Выявление и измерение сезонных колебаний»

В целях оптимального распределения  ресурсов, планирования и управления транспортным процессом необходимо анализировать распределение потребностей в транспортных услугах по месяцам  и в течение года. Для характеристики неравномерности объемов перевозок  по месяцам года используют индексы  сезонности, совокупность которых за год образует сезонную волну. Эти  данные используются для создания и  перераспределения производственных резервов.

  По данным за три года определить основную тенденцию неравномерности. Изобразить графически сезонную волну. По результатам расчетов сформулировать выводы и дать рекомендации.

 

Таблица 6- Среднемесячные объемы перевозок грузов

 

Месяц 

Годы

2007

2008

2009

Январь

44247

46242

42754

Февраль

45423

44810

41829

Март

45678

43111

43425

Апрель

47936

45827

44723

Май

50019

49682

47111

Июнь

50120

52119

48216

Июль

53423

54723

49825

Август

58974

59475

54210

Сентябрь

62429

60197

57817

Октябрь

50937

56815

44297

Ноябрь

45639

45637

43810

Декабрь

45112

44438

41973


 

Определим среднесуточный объем перевозок  по формуле

 

Qсут ij = Qмес ijк ij,,                                                  (12)

 

где Qмес ij - среднемесячный объем перевозок i-месяца j-года;

      Дк ij - дни календарные i-го месяца j-го года.

 

Определить  среднесуточный объем перевозок  для каждого месяца по данным за три года

 

<Yi> = (Qi1 + Qi2 + Qi3)/3,                                               (13)

где Qi1, Qi2, Qi3 – объемы  перевозок i-го месяца за 1, 2, 3 год соответственно.

 

Результаты  расчетов представим в табл. 7

 

Таблица 7. Среднесуточные объемы перевозок грузов АТП по годам, т

 

Месяц

Количество

 дней в месяце

Годы

<Yi>

2007

2008

2009

Январь

31

1427,32

1491,67

1379,16

1432,72

Февраль

28

1622,25

1600,35

1493,89

1572,16

Март

31

1473,48

1390,67

1400,80

1421,65

Апрель

30

1597,86

1527,56

1490,76

1538,73

Май

31

1613,51

1602,64

1519,71

1578,62

Июнь

30

1670,66

1737,30

1607,20

1671,72

Июль

31

1723,32

1765,25

1607,25

1698,61

Август

31

1902,38

1918,54

1748,71

1856,54

Сентябрь

30

2080,96

2006,56

1927,23

2004,92

Октябрь

31

1643,12

1832,74

1428,93

1634,93

Ноябрь

30

1521,30

1521,23

1460,33

1500,95

Декабрь

31

1455,22

1433,48

1353,96

1414,22


 

На основании  данных таблицы построим график зависимости  среднесуточного объема перевозок  от месяца выполнения каждого года.

Рис.5 -  Зависимость среднесуточного объема перевозок от месяца выполнения для 2007, 2008 и 2009 годов

 

Вывод: по данным, наглядно изображенным на рисунке 6, можно сделать вывод, что наибольший объем перевозок в 2007,2008 и 2009 годах  наблюдался в сентябре, а наименьший в январе и марте. Данное распределение  потребностей в транспортных услугах  характеризует сезонность осуществления  перевозок в России – наибольший объем всегда приходиться на сентябрь, что связано с окончанием летнего  сезона, сбором урожая в сельскохозяйственной промышленности. Упадок января и марта  можно связать с плохими погодными  условиями для осуществления  перевозок грузов автомобильным  транспортом.

 

Для построения сезонной волны рассчитаем индексы  сезонности по формуле

Is = (<Yi>/Y0)*100%,                                               (14)

 

 где Y0 – общая среднесуточная величина за исследуемый период, определяется как средневзвешенная арифметическая из среднесуточных объемов по месяцам за три года.

 

Y0 = (å<Yi>*Дкi)/Дк                                              (15)

 

Y0 = (Y1 *31 + Y2 *28 + Y3 *31 + Y4 * 30 + Y5 *31 + Y6 *30 + Y7 * 31 + Y8 * 31 + Y9 *30 + Y10 * 31 + Y11 * 30 + Y12 *31 ) / Дк                   

 

где Дк – дни календарные за год Дк = 365.

Y0=(44414,32+44020,48+44071,15+46161,9+48937,22+50151,6+52656,91+57552,74+60147,6+50682,83+45028,5+43840,82) / 365

Yo=1610,04

Is = (<Yi>/Y0)*100% .                                               (16)

 

Полученные данные сведем в таблицу 8.

 

 

 

Таблица 8. Значения индексов сезонности

 

Месяц

Индекс сезонности%

Январь

88,0

Февраль

97,6

Март

88,2

Апрель

95,5

Май

98,0

Июнь

103,8

Июль

105,5

Август

115,3

Сентябрь

124,5

Октябрь

101,5

Ноябрь

93,2

Декабрь

87,8

Информация о работе Выборочное наблюдение