p align="justify">
Динамика
реальных денежных доходов
населения РФ за 1995-1998
гг. (в % к
предыдущему году)
таблица 1.
Показатель
|
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
Реальные
денежные доходы |
84 |
99,6 |
106,4 |
81,5 |
Реальные
располагаемые денеж
ные доходы
|
84,9 |
99,3 |
105,8 |
105 |
Реальная
начисленная заработ
ная плата |
72 |
106 |
105 |
87 |
Реальные
размер назначенной
месячной
пенсии |
87 |
109 |
103 |
60 |
ИПЦ,
в % к декабрю
предыдущего
года |
В
2,3 раза |
121,8 |
110 |
184,4 |
Источник.
Социальное положение и уровень
жизни населения России, 1999. Статистический
сборник.-М.: Госкомстат России, 1999.-С.101,104,107,242.
- ФОРМИРОВАНИЕ
ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ
ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
С переходом к рыночной экономике
изменяется модель государственного регулирования
качества жизни населения и домашних хозяйств.
Постепенно формируется новая модель
социальной защиты и поддержки населения
и домашних хозяйств. Это находит выражение
в государственной политике поддержки
бедных слоев населения, кооперации домашних
хозяйств, развития малого и среднего
с, семейного бизнеса. В таких условиях
возрастают требования к достоверности
информации, характеризующей доходы и
потребление населения и домашних хозяйств
не только в целом по России, но и на уровне
отдельных субъектов РФ.
К важнейшим методологическим
проблемам социальной статистики
относятся: проблема обоснования
принципов отбора для получения
репрезентативной выборки домашних
хозяйств; проблемы обработки и
анализа полученных данных о доходах
и потреблении и распространении полученной
информации на всё население, проживающее
на данной территории. Основная
цель выборки домашних
хозяйств заключается
в сборе и анализе данных,
характеризующих уровень
жизни и дифференциацию
доходов и потребления
населения.
Возможны два подхода к формированию
выборки домашних хозяйств.
Первый подход заключается в отборе
индивидов из различных
социально-экономических
групп; второй-в отборе
домашних хозяйств. Основная сложность
реализации данных подходов заключается
в отсутствии информации о доходах и имущественном
положении всего населения или домохозяйств,
проживающих на данной территории. Поэтому
применяется многоступенчатый отбор,
учитывающий косвенные признаки, связанные
с доходами. Текущее обследование бюджетов
семей рабочих, служащих и колхозников
проводится государственной статистикой
начиная с 1952 года. Выборка была расширена
и дополнена в 1989 году. Начиная с 1996 года
выборка пересмотрена и начато осуществление
её постоянной ротации, т.е. замены домашних
хозяйств, включаемых в выборку.
Основными признаками формирования
выборки в начале 50-х годов
был поличностный и отраслевой
подходы. Выборка была многоступенчатой.
На первой ступени отбирались
территории, на второй (на основе
среднесписочной численности работников)-
ведущие отрасли; на третьей- предприятия
в отобранных отраслях и на четвёртой
(по данным о заработной плате)- работники,
семьи которых включались в выборку. В
результате такого многоступенчатого
отбора выборка по России и СССР была представлена
работниками ведущих отраслей, а также
обеспечивалась представительность по
уровню заработной платы. Вместе с тем
такая выборка не была репрезентативна
на уровне каждой территории (республики,
области). Кроме того, её недостатком было
то, что в выборку не были включены работники
малочисленных отраслей экономики, она
не включала семьи, полностью состоящие
из неработающих ( пенсионеров, инвалидов,
студентов). В 1989 году выборка была расширена,
в неё были включены семьи работников
внебюджетных отраслей ( учителей, врачей
и т.д.), а также семьи неработающих пенсионеров.
Таким образом, на конец 90-х гг., выборка
домашних хозяйств, которая использовалась
для изучения уровня жизни населения,
насчитывала 49175 домохозяйств, но оставалась
нерепрезентативной на уровне отдельных
субъектов РФ: она включала незначительную
часть неработающего населения и не включала
''новых русских'', предпринимателей.
К началу 2000 года выборка охватывала
домашние хозяйства, проживающие
на территории России, за исключением
коллективных ( лиц, проживающих в домах-интернатах,
монастырях и других институциональных
заведениях). Информационной базой для
пересмотра и корректировки выборки в
1996-1998 гг. послужили материалы микропереписи
1994г. Использовалась двухступенчатая
выборка. На первой ступени отбирались
территории-субъекты РФ, единицей отбора
выступал счётный участок. На второй ступени
случайным образом отбирались домохозяйства
из типических групп, выделенных на основе
сочетания следующих признаков: размера
семьи, типа и принадлежности жилого помещения,
наличия земельного участка, пола, возраста
и уровня образования членов семьи, источников
средств существования.
Однако необходимо учесть то
обстоятельство, что распределение
жилья и земельных участков, зафиксированное
микропереписью, сложилось в условиях,
сложилось в условиях уравнительно-распределительной
системы и поэтому во многом индифферентно
по отношениям к доходом населения. Наряду
с этим при формировании выборки типических
групп домохозяйств упущены такие признаки,
которые взаимосвязаны с доходами. К ним
относятся: наличие и число детей в семье;
коэффициент семейной нагрузки ( соотношение
неработающих лиц к числу человек в домашнем
хозяйстве).
По данным переписи населения,
все домашние хозяйства подразделяются
по коэффициенту семейной нагрузки на
следующие типы: с полной нагрузкой ( все
лица в домашнем хозяйстве не заняты),
с высокой (лиц неработающих в семье больше,
чем работающих), со средней, с низкой и
без нагрузки (все лица работают). В результате
пропорционального отбора из каждого
типа домашних хозяйств может формироваться
территориальная выборка, которая позволит
проводить анализ не только в целом, но
и дифференцированно по выделенным категориям
домашних хозяйств. Выборка может корректироваться
после проведения переписи населения.
Сопоставление состава действующей
в настоящее время выборки
бюджетов домашних хозяйств с
данными микропереписи на февраль
1994 г. показало наличие существенного
смещения распределения домашних
хозяйств на уровне отдельного
субъекта РФ (см. табл. 2), которое сохранилось
при корректировке и ротации выборки в
последующие годы.
Очевидно наличие существенных
отклонений в выборке по составу
домашних хозяйств. Происходит недоучёт
характеристик домохозяйств с
полной и высокой нагрузкой, в которых
велика доля неработающих, а денежные
доходы формируются в значительной степени
за счёт пенсий. Именно среди этих типов
домохозяйств велика доля населения, проживающего
ниже уровня бедности.
Отмеченные смещения в выборке
домашних хозяйств завышают уровень
доходов населения, проживающих на территории
отдельных субъектов РФ, и занижают показатель
уровня бедности. Применение данной типологии
позволяет откорректировать выборку бюджетов
домашних хозяйств на основе данных переписи
и микропереписи населения. Ротация выборки
должна быть направлена на повышение доли
домашних хозяйств. С полной и высокой
семейной нагрузкой. Это вызовет уменьшение
среднедушевых доходов за счёт изменения
состава выборки.
Актуальной проблемой при проведении
обследования бюджетов домашних хозяйств
является не только отбор семей, но и получение
согласия членов семьи на подробный учёт
доходов и потребления. Эта проблема обостряется
в связи с включением в выборку новых домашних
хозяйств (ротацией выборки). Решение этой
проблемы зависит от законодательства
на федеральном и муниципальном уровнях
и от уровня самосознания граждан. Рекомендуется
избегать длительного (на протяжении многих
лет) наблюдения одних и тех же домашних
хозяйств, что приводит к относительной
устойчивости статистических показателей.
Таким образом, возможны два
подхода к формированию выборки
домашних хозяйств. Первый
подход заключается в постепенном преодолении
отмеченных недостатков и формировании
единой выборки, адекватной составу домохозяйств
на данной территории, а также проведении
обследования по единой программе. При
этом ротация домохозяйств должна быть
направлена на повышение доли семей с
полной и высокой нагрузкой неработающими
лицами, что вызовет уменьшение среднедушевых
доходов в динамике за счёт изменений
в составе выборки.
Второй подход можно назвать комбинированным.
В этом случае формируются три выборки
с различными программами обследования:
для изучения бедного населения- из семей
с полной и высокой нагрузкой; для изучения
работающего населения- из семей со средней
, низкой нагрузкой и без неё; для состоятельной
части населения- по данным Государственной
налоговой службы.
Табл. 2. Сопоставление
состава домашних хозяйств
Санкт- Петербурга по
коэффициенту
семейной нагрузки в
феврале 1994 года.
Тип домохозяйств по
Коэффициенту
семейной
Нагрузки. |
Выборка
домохозяйств
Число
Число лиц
Домохозяйств
в них |
Микроперепись
Число
Число лиц
Домохозяйств
в них
|
С
полной и высокой |
8
10 |
40
38 |
Со
средней и низкой |
53
66 |
42
50 |
Без
нагрузки |
39
24 |
|
Итого |
100
100 |
|
Источник.
Состав, динамика и
дифференциация домашних
хозяйств. Санкт-Петербург.
Статистический сборник.-
СПб.: Петербургкомстат, 1996.-
С.13.
4.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ДОХОДОВ И
РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ВЫБОРКЕ ДОМАШНИХ
ХОЗЯЙСТВ.
Программа наблюдения бюджетов
домашних хозяйств представляет
собой систему балансового учёта
поступлений и расходования средств
(денежных и натуральных) в
домохозяйстве за календарный
месяц и включает:
- Адресную
часть, характеризующую административно-территориальный
статус населённого пункта, период и время
проведения наблюдения.
- Расходы домашнего
хозяйства, не связанные с потреблением;
- Расходы домохозяйства
на ведение личного подсобного хозяйства;
- Реестр домохозяйства:
основная и дополнительная занятость,
дотации и льготы;
- Затраты домохозяйств
на ведение самостоятельной предпринимательской
деятельности;
- Общие сведения
о домашнем хозяйстве (число лиц, состав
членов домашнего хозяйства, наличие и
число детей, работающих и неработающих
пенсионеров);
- Денежные
доходы: оплата труда, доход от предпринимательской
деятельности и др.;
- Поступление
и использование продуктов питания (куплено,
потреблено и остатки продуктов питания
в запасах у населения);
- Расходы на
покупку непродовольственных товаров
по видам;
- Денежные
расходы на оплату услуг.
На основе обследования бюджетов
домашних хозяйств рассчитывается
и публикуется система показателей,
включающая:
- Денежный
доход домохозяйства, представляющий
собой объём денежных средств, которыми
располагало домохозяйство для обеспечения
своих расходов и создание сбережений
без привлечения ранее накопленных средств,
ссуд и кредитов;
- Стоимость
натуральных поступлений продуктов питания
и предоставленных в натуральном выражении
дотаций и льгот;
- Валовой доход
домашних хозяйств, состоящий из суммы
денежных доходов и стоимости натуральных
поступлений продуктов питания и предоставленных
в натуральном выражении дотаций и льгот;
- Денежные
расходы домохозяйств, обобщающие потребительские
расходы, и расходы не связанные с потреблением;
- Расходы на
конечное потребление, состоящие из потребительских
расходов, стоимости натуральных поступлений
продуктов питания и стоимости предоставленных
в натуральном выражении дотаций и льгот;
- Располагаемые
ресурсы домашних хозяйств.