Доходы и расходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:26, реферат

Краткое описание

К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счёте единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)
p align="justify">Динамика  реальных денежных доходов  населения РФ за 1995-1998 гг. (в % к                      предыдущему году) таблица 1. 

 
            Показатель
 
    1995г.
 
  1996г.
 
  1997г.
 
  1998г.
 
Реальные  денежные доходы
 
        84
 
   99,6
 
   106,4
 
   81,5
 
Реальные  располагаемые денеж

ные доходы

 
       84,9
 
   99,3
 
    105,8
 
    105
 
Реальная  начисленная заработ

ная плата

 
       72
 
    106
 
      105
 
     87
 
Реальные  размер назначенной 

месячной  пенсии

 
       87
 
     109
 
      103
 
     60
 
ИПЦ, в % к декабрю

предыдущего года

 
 В  2,3 раза
 
   121,8
 
      110
 
  184,4

Источник. Социальное положение и уровень  жизни населения России, 1999. Статистический сборник.-М.: Госкомстат России, 1999.-С.101,104,107,242. 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ  ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

  

   С переходом к рыночной экономике изменяется модель государственного регулирования качества жизни населения и домашних хозяйств. Постепенно формируется новая модель социальной защиты и поддержки населения и домашних хозяйств. Это находит выражение в государственной политике поддержки бедных слоев населения, кооперации домашних хозяйств, развития малого и среднего с, семейного бизнеса. В таких условиях возрастают требования к достоверности информации, характеризующей доходы и потребление населения и домашних хозяйств не только в целом по России, но и на уровне отдельных субъектов РФ.

   К важнейшим методологическим  проблемам социальной статистики  относятся: проблема обоснования  принципов отбора для получения  репрезентативной выборки домашних  хозяйств; проблемы обработки и  анализа полученных данных о доходах и потреблении и распространении полученной информации на всё население, проживающее на данной территории. Основная цель выборки домашних хозяйств заключается в сборе и анализе данных, характеризующих уровень жизни и дифференциацию доходов и потребления населения.

   Возможны два подхода к формированию  выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в отборе индивидов из различных социально-экономических групп; второй-в отборе домашних хозяйств. Основная сложность реализации данных подходов заключается в отсутствии информации о доходах и имущественном положении всего населения или домохозяйств, проживающих на данной территории. Поэтому применяется многоступенчатый отбор, учитывающий косвенные признаки, связанные с доходами. Текущее обследование бюджетов семей рабочих, служащих и колхозников проводится государственной статистикой начиная с 1952 года. Выборка была расширена и дополнена в 1989 году. Начиная с 1996 года выборка пересмотрена и начато осуществление её постоянной ротации, т.е. замены домашних хозяйств, включаемых в выборку.

   Основными признаками формирования  выборки в начале 50-х годов  был поличностный и отраслевой  подходы. Выборка была многоступенчатой. На первой ступени отбирались  территории, на второй (на основе  среднесписочной численности работников)- ведущие отрасли; на третьей- предприятия в отобранных отраслях и на четвёртой (по данным о заработной плате)- работники, семьи которых включались в выборку. В результате такого многоступенчатого отбора выборка по России и СССР была представлена работниками ведущих отраслей, а также обеспечивалась представительность по уровню заработной платы. Вместе с тем такая выборка не  была репрезентативна на уровне каждой территории (республики, области). Кроме того, её недостатком было то, что в выборку не были включены работники малочисленных отраслей экономики, она не включала семьи, полностью состоящие из неработающих ( пенсионеров, инвалидов, студентов). В 1989 году выборка была расширена, в неё были включены семьи работников внебюджетных отраслей ( учителей, врачей и т.д.), а также семьи неработающих пенсионеров. Таким образом, на конец 90-х гг., выборка домашних хозяйств, которая использовалась для изучения уровня жизни населения, насчитывала 49175 домохозяйств, но оставалась нерепрезентативной на уровне отдельных субъектов РФ: она включала незначительную часть неработающего населения и не включала ''новых русских'', предпринимателей.

   К началу 2000 года выборка охватывала  домашние хозяйства, проживающие  на территории России, за исключением коллективных ( лиц, проживающих в домах-интернатах, монастырях и других институциональных заведениях). Информационной базой для пересмотра и корректировки выборки в 1996-1998 гг. послужили материалы микропереписи 1994г. Использовалась двухступенчатая выборка. На первой ступени отбирались территории-субъекты РФ, единицей отбора выступал счётный участок. На второй ступени случайным образом отбирались домохозяйства из типических групп, выделенных на основе сочетания следующих признаков: размера семьи, типа и принадлежности жилого помещения, наличия земельного участка, пола, возраста и уровня образования членов семьи, источников средств существования.

   Однако необходимо учесть то  обстоятельство, что распределение  жилья и земельных участков, зафиксированное микропереписью, сложилось в условиях, сложилось в условиях уравнительно-распределительной системы и поэтому во многом индифферентно по отношениям к доходом населения. Наряду с этим при формировании выборки типических групп домохозяйств упущены такие признаки, которые взаимосвязаны с доходами. К ним относятся: наличие и число детей в семье; коэффициент семейной нагрузки ( соотношение неработающих лиц к числу человек в домашнем хозяйстве).

   По данным переписи населения,  все домашние хозяйства подразделяются по коэффициенту семейной нагрузки на следующие типы: с полной нагрузкой ( все лица в домашнем хозяйстве не заняты), с высокой (лиц неработающих в семье больше, чем работающих), со средней, с низкой и без нагрузки (все лица работают). В результате пропорционального отбора из каждого типа домашних хозяйств может формироваться территориальная выборка, которая позволит проводить анализ не только в целом, но и дифференцированно по выделенным категориям домашних хозяйств. Выборка может корректироваться после проведения переписи населения.

   Сопоставление состава действующей  в настоящее время выборки  бюджетов домашних хозяйств с  данными микропереписи на февраль  1994 г. показало наличие существенного  смещения распределения домашних  хозяйств на уровне отдельного субъекта РФ (см. табл. 2), которое сохранилось при корректировке и ротации выборки в последующие годы.

   Очевидно наличие существенных  отклонений в выборке по составу  домашних хозяйств. Происходит недоучёт  характеристик домохозяйств с  полной и высокой нагрузкой, в которых велика доля неработающих, а денежные доходы формируются в значительной степени за счёт пенсий. Именно среди этих типов домохозяйств велика доля населения, проживающего ниже уровня бедности.

   Отмеченные смещения в выборке  домашних хозяйств завышают уровень доходов населения, проживающих на территории отдельных субъектов РФ, и занижают показатель уровня бедности. Применение данной типологии позволяет откорректировать выборку бюджетов домашних хозяйств на основе данных переписи и микропереписи населения. Ротация выборки должна быть направлена на повышение доли домашних хозяйств. С полной и высокой семейной нагрузкой. Это вызовет уменьшение среднедушевых доходов за счёт изменения состава выборки.

   Актуальной проблемой при проведении  обследования бюджетов домашних хозяйств является не только отбор семей, но и получение согласия членов семьи на подробный учёт доходов и потребления. Эта проблема обостряется в связи с включением в выборку новых домашних хозяйств (ротацией выборки). Решение этой проблемы зависит от законодательства на федеральном и муниципальном уровнях и от уровня самосознания граждан. Рекомендуется избегать длительного (на протяжении многих лет) наблюдения одних и тех же домашних хозяйств, что приводит к относительной устойчивости статистических показателей.

   Таким образом, возможны два  подхода к формированию выборки  домашних хозяйств. Первый подход заключается в постепенном преодолении отмеченных недостатков и формировании единой выборки, адекватной составу домохозяйств на данной территории, а также проведении обследования по единой программе. При этом ротация домохозяйств должна быть направлена на повышение доли семей с полной и высокой нагрузкой неработающими лицами, что вызовет уменьшение среднедушевых доходов в динамике за счёт изменений в составе выборки.

   Второй подход можно назвать комбинированным. В этом случае формируются три выборки с различными программами обследования: для изучения бедного населения- из семей с полной и высокой нагрузкой; для изучения работающего населения- из семей со средней , низкой нагрузкой и без неё; для состоятельной части населения- по данным Государственной налоговой службы. 

   Табл. 2. Сопоставление состава домашних хозяйств Санкт- Петербурга по коэффициенту              семейной нагрузки в феврале 1994 года. 

 
  Тип домохозяйств по 

Коэффициенту  семейной

Нагрузки.

 
Выборка домохозяйств 

Число                Число лиц

Домохозяйств      в них

 
      Микроперепись 

Число               Число лиц

Домохозяйств     в них

 
С полной и высокой
 
        8                         10
 
          40                   38
 
Со  средней и низкой
 
        53                        66
 
           42                   50
 
Без нагрузки
      

    39                        24

 
 
Итого
 
     100                    100
 
      1. 100

Источник. Состав, динамика и  дифференциация домашних хозяйств. Санкт-Петербург. Статистический сборник.- СПб.: Петербургкомстат, 1996.- С.13. 

4. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ  И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  ДОХОДОВ И 

    РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ  ПО ВЫБОРКЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. 

   Программа наблюдения бюджетов  домашних хозяйств представляет  собой систему балансового учёта  поступлений и расходования средств  (денежных и натуральных) в  домохозяйстве за календарный  месяц и включает:

  • Адресную часть, характеризующую административно-территориальный статус населённого пункта, период и время проведения наблюдения.
  • Расходы домашнего хозяйства, не связанные с потреблением;
  • Расходы домохозяйства на ведение личного подсобного хозяйства;
  • Реестр домохозяйства: основная и дополнительная занятость, дотации и льготы;
  • Затраты домохозяйств на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;
  • Общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);
  • Денежные доходы: оплата труда, доход от предпринимательской деятельности и др.;
  • Поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у населения);
  • Расходы на покупку непродовольственных товаров по видам;
  • Денежные расходы на оплату услуг.

   На основе обследования бюджетов  домашних хозяйств рассчитывается  и публикуется система показателей,  включающая:

  • Денежный доход домохозяйства, представляющий собой объём денежных средств, которыми располагало домохозяйство для обеспечения своих расходов и создание сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов;
  • Стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
  • Валовой доход домашних хозяйств, состоящий из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
  • Денежные расходы домохозяйств, обобщающие потребительские расходы, и расходы не связанные с потреблением;
  • Расходы на конечное потребление, состоящие из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
  • Располагаемые ресурсы домашних хозяйств.

Информация о работе Доходы и расходы населения