Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:33, реферат
В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней среде принес не столько новые возможности, сколько новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке.
Большинство современных рынков характеризуется как конкурентные. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие Конкуренции…………………………………………………………...2
Конкурентная среда………………………………………………………………….3
Конкурентная борьба………………………………………………………………...4
Конкурентная позиция………………………………………………………………5
2. Анализ конкуренции …………………………………………………………….6
Диагностика конкуренции…………………………………………………………...6
2.2. Матрица конкуренции…………………………………………………………..7
2.3. Модель движущих сил конкурентов М. Портера…………………………….9
2.4. Факторы конкурентной борьбы……………………………………………….10
2.5. Матрица формирования конкурентной среды карты рынка………………...11
2.6. Основные направления конкурентной борьбы………………………………13
2.7. Конкурентное преимущество…………………………………………………14
2.8. Стратегии конкурентов………………………………………………………..17
2.9. Методы промышленного шпионажа………………………………………….18
3. Систематизация анализа конкуренции……………………………………...30
3.1. Метод Swot –анализа………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы........................................................................................27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие Конкуренции…………………………………………………
Конкурентная среда………………………………
Конкурентная борьба……………………………
Конкурентная позиция…………………………
2. Анализ конкуренции …………………………………………………………….6
Диагностика конкуренции…………………………………………………
2.2. Матрица конкуренции……………………………
2.3. Модель движущих сил
конкурентов М. Портера……………………
2.4. Факторы конкурентной борьбы……………………………………………….10
2.5. Матрица формирования
конкурентной среды карты
2.6. Основные направления
конкурентной борьбы……………………………
2.7. Конкурентное преимущество……………
2.8. Стратегии конкурентов………………………
2.9. Методы промышленного шпионажа………………………………………….18
3. Систематизация анализа конкуренции……………………………………...30
3.1. Метод Swot –анализа……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы.............
Введение
В процессе перехода к рынку, предприятия столкнулись со многими проблемами выживания. Полный доступ к внешней среде принес не столько новые возможности, сколько новые проблемы эффективного функционирования предприятия на рынке.
Большинство современных
рынков характеризуется как
Выступая на рынке, фирма
обычно сталкивается с соперничеством
других фирм, выпускающих и продающих
аналогичные товары. Каждая из них,
как правило, стремится занять лидирующее
положение, продать как можно
больше товаров, захватить максимально
возможную долю рынка. Именно на этой
идее базируется маркетинговая стратегия
как производственно-сбытовой, так
и торговой фирмы. Интенсивность
конкуренции и формы
В данной курсовой работе будут рассмотрены такие понятия как конкуренция, конкурентная борьба, конкурентная среда, изучены различные подходы к изучения конкурентов, сделаны выводы.
1. Понятие Конкуренции
Конкуренция (от лат. сoncurrere – сталкиваться) представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.
Упорядоченная, введенная в определенные законом рамки, справедливая конкуренция встроена в механизм маркетинга. Конкурентная борьба – составная часть маркетинговой деятельности.
Присутствие конкурента на
рынке создает элемент
Монополизм ведет к
стагнации, застою, способствует развитию
диктаторских тенденций в экономике,
подчинению потребителей эгоистичным
интересам бизнеса. Существование
независимых конкурентов
Конкурентная среда
Методы конкурентной борьбы чрезвычайно разнообразны и редко повторяются, но из множества приемов, используемых в это борьбе, выкристаллизовываются три главных методологических направления:
1) Получение и использование исчерпывающей информации о конкуренте;
2) Маневрирование ценами, с тем чтобы получить конкурентное преимущество на важнейшем участке формирования спроса (в развитых странах с рыночной экономикой ценовая конкуренция/ценовая война уже в прошлом);
3) Получение конкурентного преимущества за счет лучшего по качеству товара или за счет лучшей организации его продвижения (неценовая конкуренция).
Выступая на рынке, каждая фирма вынуждена увязывать свою деятельность с фактической или прогнозируемой деятельностью конкурента/конкурентов.
Хозяйственный портфель фирмы ориентируется на емкость рынка, поделенную на всех участников. Разработка товара строится таким образом, чтобы по главным параметрам превзойти продукцию конкурента. В своей основе стратегия фирмы – это стратегия конкурентной борьбы, все ее задачи подчинены идее достижения конкурентного преимущества.
В процессе перехода к рынку,
предприятия столкнулись со многими
проблемами выживания. Полный доступ к
внешней среде принес не столько
новые возможности, сколько новые
проблемы эффективного функционирования
предприятия на рынке. К внедрению
маркетинга предприятия приходили
и по сей день приходят только вследствие
бедственного положения со сбытом собственной
продукции. Это характерно для большинства
отечественных предприятий. Причем
зачастую, вновь созданный отдел
маркетинга превращается во второй отдел
сбыта. Также, часто руководство
не до конца осознает сущность маркетинга
и «привязывает» зарплату специалистов
отдела маркетинга к объемам продаж.
И вследствие этого у маркетологов
не хватает ни времени, ни значительной
мотивации для постоянного и
всестороннего анализа рынка. Действия
руководства понятны –
Между тем, ориентируясь исключительно на сбыт, предприятие не может полностью контролировать ситуацию. Оно «варится в собственном соку», не сознавая опасности стать аутсайдером отрасли.
Часто у руководства бытует
заблуждение – «мы знаем своих
конкурентов, нам незачем постоянно
отслеживать ситуацию в отрасли…».
Это заблуждение приводит к тому,
что предприятие застывает на
определенном этапе развития. Из-за
того, что конкурентное положение
четко не определяется, руководство
начинает понимать, что что-то идет
не так только после явного снижения
объемов продаж. В данной ситуации
как правило предпринимаются
попытки наладить сбыт поиском все
новых и новых рынков сбыта
для своей продукции, тогда как
ее жизненный цикл, например, вследствие
развития технологии у конкурентов
уже находится на стадии остаточного
спроса. Или, например, нахождение нового
сырья позволило конкурентам
значительно снизить цены на свою
продукцию. Отсюда четко прослеживается
необходимость постоянного
Конкурентная позиция
Конкурентная позиция – сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента.
Определение собственной
конкурентной позиции представляет
собой первое исходное действие конкурентного
анализа. Американский маркетолог А. Литтл
выделил несколько ступеней конкурентной
позиции:
Отечественный экономист Г. Л. Азоев считает, что если доля, занимаемая предприятием на рынке, равна или превышает 65%, то его позиция однозначно признается доминирующей; если эта доля меньше 35%, то предприятие не доминирует на данном товарном рынке, но если его доля колеблется между 35 и 65%, то доминирующее положение предприятия должно быть доказано Антимонопольным комитетом.
В свое время знаменитая Бостонская консалтинговая группа (Boston Consulting Group), разрабатывая стратегическую матрицу маркетинга, исходила из предпосылки, что эффективность фирмы находится в прямой корреляционной зависимости от доли, занимаемой ею на рынке. Она назвала такую модель «кривой обучения». По существу речь идет о зависимости рентабельности от размера предприятия, которая отмечалась и отечественными статистиками.
Надо заметить, что Майкл Портер в своей U-образной модели показывает, что и малые предприятия (занимающие небольшую долю на рынке) могут рассчитывать на высокий уровень эффективности, если они осуществляют сконцентрированную стратегию (в частности, на получение конкурентного преимущества путем разработки уникального товара или уникального метода организации продажи товара и обслуживания потребителей).
Потребитель, как правило, согласен платить дороже за высококачественные, подходящий ему по своим свойствам товар, но есть некоторый предел удорожания, за которым круг покупателей начинает сужаться, объем продажи проявляет тенденцию к падению, а рост прибыли соответственно замедляется.
Необходимо принять во
внимание, что, если большинство сил
и факторов окружающей среды открыто
проявляет свое действие, то конкурент
до последней минуты скрывает и маскирует
свои поступки, используя фактор внезапности.
Благородство князя Святослава, предупредившего
врагов: «Иду на вы», на конкурентном рынке
было бы, по крайней мере, наивным. Именно
поэтому в арсенале конкурентного
анализа так много