Население. Образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение системы показателей статистики образования следует начать с интегрального показателя - уровня образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования.
Основным источником сведений об образовательном уровне населения являются сплошные и выборочные переписи населения. Учитывая важность этого показателя, Статистическая Комиссия ООН рекомендовала его для включения в число основных вопросов переписного листа при проведении переписей населения в 1999-2001 гг.

Содержание

Теоретическая часть………………………………………………………………3
Практическая часть…………………………………………………………...…12
Список используемой литературы……………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Статистическая  отчетность предусматривает получение  данных об абитуриентах, движении численности  студентов и причинах выбытия, их обеспеченности общежитиями, составе  по возрасту и полу.

Материально-техническая  база представлена показателями общей  площади зданий, в том числе учебной, общежитии, жилых домов; количеством посадочных мест в предприятиях общественного питания учебных заведений и общежитии.

 

Высшее образование

По данным Министерства образования количество высших учебных  заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн.640 тыс.. Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование получили уже 1 млн.151 тыс.

Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.

В результате увеличения числа выпускников значительно возрастает число специалистов, имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда лучшие выпускники.

 

Профессиональное  образование

Система профессионального  образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.

Система профессионального  образования в России должна будет  расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие  услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).

Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск - Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.

Основной формой подготовки специалистов выступает  обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:

- число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;

- результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;

- распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;

- численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.

К показателям  педагогических кадров в статистической отчетности относятся:

- численность их;

- распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;

- численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.

Показатели  материально-технического обеспечения  учебных заведений характеризуют:

- наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;

- обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;

обеспеченность  студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.

В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн. студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн. и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов за последнее десятилетие XX в. в России.

В целом по учебным  заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное - в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Задача 1

ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ  И УЧИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 
(на начало учебного года; тысяч человек)

 

1980/81

1990/91

2000/01

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

Численность обучающихся  в общеобразовательных учреждениях

20216

20851

20493

15559

14727

14103

13752

13619

13569

13654

13713

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

13525

14948

14389

10845

10271

9871

9698

9692

9761

9923

10046

в сельской местности

6691

5903

6104

4714

4456

4232

4054

3927

3808

3732

3667

Из них численность  обучающихся:

                     

общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)

17638

20328

20013

15113

14291

13695

13363

13258

13244

13362

13445

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

11531

14531

13998

10497

9929

9557

9395

9405

9502

9690

9835

в сельской местности

6107

5797

6015

4616

4362

4138

3968

3854

3742

3672

3610

вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая  обучавшихся заочно

2578

523

480

446

425

408

389

360

325

292

267

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

1995

417

391

348

331

314

303

287

259

233

211

в сельской местности

583

106

89

98

94

94

86

73

65

59

56

Численность учителей1)

1135

1460

1751

1575

1517

1467

1407

1103

1067

1047

1041

1) С 2009/10 учебного  года - без руководящих  работников и внешних  совместителей.


 

1. Анализ структуры обучающихся  и структурных изменений

Общую численность  обучающихся в каждом году примем за 100% и рассчитаем долю обучающихся  для каждой группы в общем числе. Сведём расчёты в таблицу  1.

Таблица 1. Доля обучающихся в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях

 

1980/81

1990/91

2000/01

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

100,00%

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

66,90%

71,69%

70,21%

69,70%

69,74%

69,99%

70,52%

71,17%

71,94%

72,67%

73,26%

в сельской местности

33,10%

28,31%

29,79%

30,30%

30,26%

30,01%

29,48%

28,83%

28,06%

27,33%

26,74%

Из них численность  обучающихся:

                     

общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)

87,25%

97,49%

97,66%

97,13%

97,04%

97,11%

97,17%

97,35%

97,60%

97,86%

98,05%

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

57,04%

69,69%

68,31%

67,47%

67,42%

67,77%

68,32%

69,06%

70,03%

70,97%

71,72%

в сельской местности

30,21%

27,80%

29,35%

29,67%

29,62%

29,34%

28,85%

28,30%

27,58%

26,89%

26,33%

вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая  обучавшихся заочно

12,75%

2,51%

2,34%

2,87%

2,89%

2,89%

2,83%

2,64%

2,40%

2,14%

1,95%

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

9,87%

2,00%

1,91%

2,24%

2,25%

2,23%

2,20%

2,11%

1,91%

1,71%

1,54%

в сельской местности

2,88%

0,51%

0,43%

0,63%

0,64%

0,67%

0,63%

0,54%

0,48%

0,43%

0,41%

Численность учителей1)

5,61%

7,00%

8,54%

10,12%

10,30%

10,40%

10,23%

8,10%

7,86%

7,67%

7,59%


 

Доля обучающихся  в городах и поселках городского типа в 2012-13 уч. году увечилилась по сравнению с 1980-81 гг. Резкий прирост  наблюдался с 1980 по 1990-й гг., затем  с 1990-х по 2000-е наблюдалось снижение доли обучающихся в городах, а затем их доля вновь стала возрастать. Доля обучающихся в сельской местности изменялась противоположным образом.

По сравнению с 1980-81 гг. доля обучающихся общеобразовательных учреждений, не считая вечерников и заочников, непрерывно увеличивается, а обучающихся в вечерних общеобразовательных учреждениях – наоборот, уменьшается. Нарушение динамики наблюдалось в 2005-2008 гг., когда доля обучающихся в вечерних учреждениях вновь стала возрастать, однако прирост был незначительным и вскоре он вновь пошёл на спад.

2. Анализ динамики числа обучающихся

Для анализа  динамики числа обучающихся используем темпы роста и абсолютные приросты численности. Результаты расчётов представим в таблицах .

Таблица 2. - Расчет абсолютного прироста

 

1980/81

1990/91

2000/01

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

Численность обучающихся  в общеобразовательных учреждениях

-

635

-358

-4934

-832

-624

-351

-133

-50

85

59

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

-

1423

-559

-3544

-574

-400

-173

-6

69

162

123

в сельской местности

-

-788

201

-1390

-258

-224

-178

-127

-119

-76

-65

Из них численность  обучающихся:

-

                   

общеобpазовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)

-

2690

-315

-4900

-822

-596

-332

-105

-14

118

83

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

-

3000

-533

-3501

-568

-372

-162

10

97

188

145

в сельской местности

-

-310

218

-1399

-254

-224

-170

-114

-112

-70

-62

вечеpних (сменных) общеобpазовательных учреждений, включая  обучавшихся заочно

-

-2055

-43

-34

-21

-17

-19

-29

-35

-33

-25

в том числе:

                     

в гоpодах и поселках гоpодского типа

-

-1578

-26

-43

-17

-17

-11

-16

-28

-26

-22

в сельской местности

-

-477

-17

9

-4

0

-8

-13

-8

-6

-3

Численность учителей1)

-

325

291

-176

-58

-50

-60

-304

-36

-20

-6

Информация о работе Население. Образование