Общая информация рынка минеральной воды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 16:11, реферат

Краткое описание

В связи с невысоким уровнем жизни в России, бутилированной воды в нашей стране употребляют в 5 - 6 раз меньше, чем в Европе. Ведь чем выше доход, тем больше люди пьют минеральную или бутилированную питьевую воду. В России основными потребителями на рынке бутилированной воды являются жители с уровнем дохода не ниже 15—25 тыс.руб. в месяц.
Наибольшую долю в общем объёме продаж (97,6%) в 2009 году заняла вода в ПЭТ-упаковке. На долю продукции в стекле пришлось 2,4% (рисунок 2). Основными направлениями развития рынка сегодня являются негазированная и ароматизированная вода, а также минералка в упаковке со спорт-крышкой.

Вложенные файлы: 1 файл

индекс сезонности.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Российский рынок безалкогольных напитков объединяет пять основных сегментов: минеральные и питьевые воды, сладкие газированные напитки (CSD, Carbonated Soft Drinks), соки, бутилированный квас и энергетические (тонизирующие) напитки. Бутилированная вода занимает около половины рынка безалкогольных напитков - по оценкам разных компаний, от 40 до 60%. Этот рынок является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков.1  
Продажи бутилированной воды в мировом масштабе составляют в среднем 100 млрд. литров в год. В России, по данным Национальной ассоциации бутилированных вод (НАБВ), рынок бутилированной питьевой воды в последние несколько лет увеличивался на 15—17% в год. По итогам 2009 года, объём рынка в денежном выражении составил около 930 млрд. долларов. 
Среди россиян наибольшая доля в потреблении воды принадлежит минеральной столовой воде - 66%, следующий по размеру сегмент - это очищенная вода (28%), на долю лечебной воды приходится 6% (рисунок 1).

В связи с невысоким уровнем жизни в России, бутилированной воды в нашей стране употребляют в 5 - 6 раз меньше, чем в Европе. Ведь чем выше доход, тем больше люди пьют минеральную или бутилированную питьевую воду. В России основными потребителями на рынке бутилированной воды являются жители с уровнем дохода не ниже 15—25 тыс.руб. в месяц. 
Наибольшую долю в общем объёме продаж (97,6%) в 2009 году заняла вода в ПЭТ-упаковке. На долю продукции в стекле пришлось 2,4% (рисунок 2).       Основными направлениями развития рынка сегодня являются негазированная и ароматизированная вода, а также минералка в упаковке со спорт-крышкой.2 Среди основных особенностей рынка следует отметить его ярко выраженную сезонность. В теплое время года возрастает интерес к минеральной и питьевой воде не только со стороны постоянных покупателей, но также со стороны потребителей, которые в течение года отдают предпочтение другим безалкогольным напиткам. В результате чего, например, в июле 2004 года на самом емком – московском – рынке продажи воды на 35% превысили среднегодовые показатели. Сезонность, отмечаемую на рынке в целом, можно наблюдать и в распределении долей сегментов по типу упаковки. Например, летом снижается удельный вес продукции, выпускаемой в стеклянных бутылках, и растет доля воды в ПЭТ-упаковке небольшого объема, а также вместимостью 2 литра.

В этой связи является актуальным и практически значимым исследование, посвященное повышению эффективности товародвижения минеральной воды путем изучения факторов, формирующих и сохраняющих ее качество, влияющих на ее потребительскую ценность.

Глава 1. Общая информация рынка минеральной воды в России. 
Около 28% производства воды в России сосредоточено в Южном Федеральном округе. Далее следует Центральный Федеральный Округ, в котором производится 21% всего производства воды в России, и объемы производства в котором достаточно стабильны. На третьем месте находится Приволжский округ. 
По данным Nielsen, в России через розничные каналы продают свою продукцию около 230 производителей бутилированной воды. Согласно данным компании Research.Techart, порядка 70% отечественного рынка бутилированной воды в денежном выражении занимают десять лидеров рынка: Кока-Кола Эйч-би-си Евразия, ООО (The Coca-Cola Company), Пепсико Холдингс, ООО (Pepsi Bottling Group), Нарзан, ОАО, Висма, ЗАО, Кавминводы, ЗАО, Аква Стар, ООО (Nestle – IDS Group), Шишкин Лес Холдинг, ООО, Группа Nestle (Perrier-Vittel, S.Pellegrino), Вимм-Билль-Данн Напитки, ООО, Меркурий, ООО. Треть рынка в равной мере принадлежит двум транснациональным гигантам Coca-Cola и PBG. 
        В столице 10 игроков контролируют 75% рынка.  
Согласно результатам исследования, проведенного компанией РОМИР, чаще всего россияне покупают бутилированную воду в продуктовом магазине (37%). На втором месте – киоск или палатка – 29,3%. Около 8,5% респондентов приобретают воду в крупных универсамах, 8,3% – на оптовых рынках, 4,7% – с лотка на улице, однако, учитывая сезонность этого фактора, можно предположить, что данный вид торговых точек популярен только в жаркий период, поэтому он оказывает значительного влияния на структуру продаж. 4,4% респондентов предпочитают покупать воду в супер- и гипермаркетах (рисунок 3). Критерий целебности минеральной воды важен для 80% респондентов. Выбор той или иной марки они связывают с наличием (отсутствием) лечебных свойств (по материалам компании ООО "Фирма "Аква-Дон".

Аналитики рынка утверждают, что финансовый кризис оказывал значительное влияние на производителей минеральной воды в течение всего 2009 года. По оценкам экспертов, рынок воды в 2009 году сократился на 5-6%.3  
Влияние кризиса на рынок минеральной воды заметно в двух основных направлениях. 
Первый – собственно потребители, изменение предпочтений которых влечет появление новых принципов работы участников рынка. В сегменте корпоративных потребителей бутилированой воды наиболее сильно кризис затронул ее производителей промышленных регионов, где предприятия являются градообразующими и обеспечивают жизнедеятельность целых городов. Сейчас они вынуждены останавливать производство, переводить сотрудников на неполную рабочую неделю, сокращать специалистов, что, несомненно, отражается на снижении спроса на воду.  
Сокращение в натуральном выражении было характерно для промышленно развитых регионов Уральского и Приволжского федеральных округов, где предприятия начали переходить от прежних объемов потребления воды. Корпоративные потребители воды сокращают потребление бутилированной воды в рамках программы сокращения постоянных расходов в целом и сокращения затрат на содержание офиса в частности. Другие направления этой программы – экономия на услугах комплексного обеспечения офисов, клининга, кейтеринга, на аренде офисных помещений, канцелярских товарах и т.п. 
Эксперты отмечают, что в наименьшей степени пострадали производители, которые ориентировались в своей работе на сегмент частных лиц, поскольку представители данного сегмента предпочли оставить чистую воду как продукт для ежедневного потребления. Поскольку люди сейчас больше заботятся о своем здоровье, стремятся употреблять безопасные, качественные и проверенные продукты, то они не спешат отказываться от бутилированной воды. В сегменте частных потребителей основной объем сокращения продаж пришелся на импортные поставки: в России сокращается число приверженцев суперпремиальной воды, тем более что с ростом курса доллара и евро по отношению к рублю увеличивается их стоимость. 
Второе направление действия финансового кризиса - влияние на производителей и сбытовую цепочку. Удержали свои рыночные позиции компании с диверсифицированным бизнесом по ассортиментной линейке (выпуск воды в таре различного объема) и по каналам продаж (предложение новых условий доставки, обслуживания и обмена тары). 
         Сегодня эксперты говорят о том, что отрасль производства бутилированной воды вышла из активной фазы кризиса. Большинство производителей и продавцов приспособились к новым условиям работы. Некоторые компании, отложившие модернизацию своего производства в 2009 году, сейчас возвращаются к этому вопросу. Остановилось падение объемов продаж. 
        В поведении корпоративных потребителей также наблюдается положительная тенденция - если в начале кризиса некоторые клиенты посчитали расходы на воду лишней, то сейчас они вновь возобновляют свои заказы, растут объёмы потребления. На сегодняшний день для людей первоочередной является потребность больше времени проводить дома. Отмечается, что когда в компаниях принимают решение о прекращении финансирования затрат на питьевую воду, за неё решаются платить сами сотрудники.  
        Сегодня на рынке наблюдаются появление массы «антикризисных» предложений и акций по уже существующим брендам, направленных на снижение средней цены продаж и удержание старых клиентов. На рынке появляется все больше дешевых брендов, создаваемых для охвата низшего ценового сегмента, что приводит к обострению конкуренции в данном сегменте. 
         На рынке начали появляться две важные тенденции, характеризующие сегодняшнее положение дел. Первая – более низкая доходность бизнеса, за счет снижения отпускных цен (особенно это заметно в регионах) и увеличения коммунальных расходов. Вторая – низкий уровень привлечения новых клиентов, а иногда и отсутствие такового, и это «заслуга» производителей воды.  
          К осени 2010 года последствия экономического спада на рынке бутилированой воды практически компенсированы возросшим спросом, чему в значительной степени способствовали погодные условия аномально жаркого лета, когда потребление всех видов напитков существенно возросло. В 2010 году также начал стабилизироваться уровень платежеспособности населения. Теперь одной из главных задач для производителей бутилированной воды станет сохранение клиентской базы и сокращение издержек.

Эксперты отмечают, что у производителей, работающих на рынке бутилированной воды, имеется ряд проблем, среди которых наиболее острыми являются:  
• транспортная проблема. Особенно актуальной для компаний-производителей она стала в условиях аномальной жары в июле-августе 2010 года.  
• контроль за недобросовестными производителями. В настоящее время на рынках часто появляются новые марки воды, не отвечающие существующим нормам. 
• единая стандартизация показателей качества и связанный с этим документооборот. 
• обеспечение экологической безопасности водных ресурсов. 
• тарифное регулирование.

Эксперты полагают, что у рынка столовой воды в России огромные перспективы. Оптимистичные прогнозы участников рынка относительно развития водной индустрии обусловлены положительной динамикой доходов граждан и развитием культуры потребления воды. Кроме этого, развитию производства бутилированной воды будут способствовать снижение запасов питьевой воды, ухудшение экологической ситуации. В настоящее время в среднем по России каждая третья проба водопроводной воды не соответствует санитарно-химическим показателям и каждая десятая - санитарно-бактериологическим. 
         В то же время в странах Европейского союза действует «Директива 98/83/ЕС Совета Европейского союза от 3 ноября 1998 года о качестве воды, предназначенной для употребления людьми». В итоге даже в очень старых домах Европы из-под крана течет качественная питьевая вода. Но даже несмотря на этот факт, европейские страны обгоняют Россию по потреблению бутилированной воды: в России ежегодно среднестатистический потребитель выпивает 15 л бутилированной воды, на первом месте Москва — здесь бутилированной воды на человека приходится в год 45 литров (в других — не больше 20). В то же время в Польше этот показатель достигает 40 литров, в Чехии – 50, а в Западной Европе в среднем 70 л.  
         В 2013 году ожидается рост рынка бутилированных вод, темпы роста составят 10-15%. То, что на рынке действует немного крупных игроков, говорит о том, что настал подходящий момент старта проектов и выхода новых игроков. В целом, по данным «РБК.Исследования рынков», к 2013 г. ожидается среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3% в натуральном и 2% в стоимостном выражении.

Глава 2. Задачи статистики товародвижения и товарооборота минеральной воды и источники информации.

Исходной задачей статистики товародвижения и товарооборота является сбор и обработка данных, характеризующих процессы купли-продажи товаров. Если в условиях плановой экономики все без исключения государственные и кооперативные предприятия представляли отчетность о товарообороте и полностью отвечали за ее достоверность, то переход к рыночным отношениям значительно усложнил проблему получения достоверной информации о сбыте и продаже товаров. Государственная статистка переходит к выборочному учету, широкому использованию метода опроса, различного рода дорасчетам. Расширяется круг методов сбора информации, базирующихся на методах непосредственного наблюдения и опроса, экспертных оценок и т.п.

Изучение процессов товародвижения и товарооборота представляет большой интерес как для государства, так и для рыночных структур. Государство, выступающее в роли гаранта прав покупателей и продавцов, естественно, должно быть информировано о главных рыночных процессах товародвижения и товарооборота. Изучение процесса формирования товарооборота, роли отдельных звеньев и рыночных структур является важной задачей государственных служб, занимающихся фиском, поскольку объем реализации продуктов и услуг, доля добавленной стоимости в товарообороте и т.д. определяет значительную часть налоговых поступлений. Данные и выводы статистики товарооборота используются в статистике уровня жизни, так как розничный товарооборот характеризует товарную массу, перешедшую в сферу личного потребления, а его размер в расчете на душу населения отражает тенденцию уровня индивидуального потребления продуктов и услуг. Часть собранной и обработанной государственной статистикой информации может быть продана коммерческим структурам.

Рыночные структуры собирают и анализируют данные о товарообороте для оценки результатов собственной деятельности, характеристики деловой активности и конъюнктуры. Данные о товародвижении и товарообороте необходимы рыночным структурам для разработки и прогнозирования стратегии своего маркетинга. Таким образом, можно сделать вывод, что сбор и анализ информации о товародвижении и товарообороте представляет важную задачу государственной статистики и бизнес - статистики фирм, занимающихся сбытовой и торговой деятельностью (включая продажу услуг). Общая концептуальная цель статистики товародвижения и товарооборота сводится к сбору, обработке и анализу надежной информации об объеме, уровне, структуре и динамике купли-продажи товаров в целом и на разных уровнях хозяйствования. Интересы маркетингового управления требуют характеристики ритмичности, звенности и последовательности этапов товародвижения, связей производственной сферы и торговых посредников, получения данных об экономическом распределении рынка (т.е. товарооборот) между участниками рыночного процесса.

Государство в свою очередь нуждается в информации о территориальном (региональном) распределении товарооборота, о связях товарооборота с доходами потребителей, о переходе товарной массы в сферу потребления и о насыщении рынка. Исходя из целей регулирования и прогнозирования спроса и предложения, необходимо выявлять закономерности и тенденции товарооборота. Отсюда вытекают конкретные функциональные задачи статистики товародвижения и товарооборота, которые можно сформулировать следующим образом:

  • сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов и в целом по стране; сведения об общем объеме товарооборота и продаже отдельных продуктов и услуг;
  • оценки и анализ отдельных этапов товародвижения, его звенности, уровней и длины каналов товародвижения, а также форм сбытового и торгово-посреднического товарооборота, способы формирования и использования товарных ресурсов;
  • анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента; анализ динамики товарооборота; анализ товарооборота на душу населения и процесса удовлетворения покупательского спроса; региональный анализ товарооборота.

Естественно, эти задачи конкретизируются и дифференцируются при статистическом изучении подотраслей торговли (субрынков), в частности изучение данных статистики сбыта и продажи товаров производственного назначения, статистики оптового и розничного товарооборота продуктов народного потребления, статистики массового/общественного питания (ресторанной индустрии), статистики услуг. В ходе реализации задач по оценке и анализу товарооборота в целом или каких-то его составляющих неизбежно возникают дополнительные задачи по выявлению и интерпретации причинно-следственных связей, характеристике факторов, которые в отдельности или в комплексе обусловили характер развития товарооборота. Существуют определенные различия задач государственной статистики и бизнес - статистики товарооборота. Если в бизнес - статистике товарооборота отдельных фирм на первом плане стоят оценки результатов собственной деятельности и места фирмы на рынке, то в государственной макростатистике товарооборота - цели выявления общих закономерностей и тенденций, выявления роли отдельных субрынков, анализ межрегионального обмена и социальных различий душевого уровня товарооборота. Кроме того, как уже отмечалось, важнейшей целью государственной статистики является формирование системы национальных счетов и анализ ее показателей, связанных с процессом товарооборота.

3. Практическая часть.

3.1. Система показателей статистики товародвижения  и товарооборота.

Исходный рыночный показатель - количество проданного товара/объем проданной услуги.

Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей, это отражает неразрывную связь этих процессов. Главный показатель товародвижения - звенность и характеристика посреднических уровней в каналах товародвижения. В настоящее время эти показатели определяются на основе документации.

Товарооборот является центральным показателем статистики рынка. Это сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров на деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары.

Кроме того, показатели продажи товаров используются в качестве весов в индексах цен. Это делает товарооборот многогранным показателем и требует осторожности при интерпретации его значения, его анализ имеет и экономическую и социальную направленность.

Информация о работе Общая информация рынка минеральной воды в России