Основные понятия специальной таможенной статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении данных специальной таможенной статистике на примере Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ).
Предметом данной курсовой работы является массовые явления, а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных специальной таможенной статистики инструментарий теории статистики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. Понятие специальной таможенной статистики……………………..….5
1.2. Принципы ведения специальной таможенной статистики…………….8
ГЛАВА II. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
2.1. Статистика декларирования……………………………………………...11
2.2. Статистика таможенных платежей……………………………………...20
2.3. Статистика валютного контроля………………………………………...26
2.4. Статистика таможенных правонарушений…………………………..…29
Заключение……………………………………...……………………………...34
Список использованной литературы……………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая работа.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

На основе данных таблицы 4 можно визуально оценить структуру таможенных платежей, для чего построена следующая диаграмма (рис. 2).

Рис.2. Структура таможенных платежей в федеральный бюджет, млрд.руб.

Для количественной оценки изменений в структуре таможенных платежей рассчитываются показатели сравнения структуры по формулам (4) – (15).

Однако изменения структуры не сводятся к возрастанию и уменьшению долей элементов этой структуры. В ряде практических задач особую роль имеют ранги долей, то есть порядковые номера (места), присваиваемые этим долям15. На основе изменения (различия) рангов долей можно определить 2 ранговых показателя16:

  1. Линейный коэффициент изменения (различия) рангов долей (ЛКR) – это отношение фактической суммы модулей изменения рангов к предельно возможной сумме модулей при n элементах структуры. Для четного n определяется по формуле (16), а для нечетного n – по формуле (17):

,       (16)                        ,        (17)

где R1i и R0i – ранги доли i-го элемента структуры в отчетном и базисном периодах.

  1. Квадратический коэффициент интенсивности изменения (различия) рангов долей (ККR) основан на коэффициенте корреляции рангов Спирмена, особенностью которого является то, что он позволяет определить корреляцию по таким признакам, которые нельзя выразить численно, но можно проранжировать. При полном совпадении рангов долей в базисном и отчетном периодах коэффициент Спирмена равен +1, а при максимальном изменении рангов17 коэффициент Спирмена составит –1, следовательно максимальное значение изменения коэффициента Спирмена равно 2. Чтобы получить показатель степени интенсивности  изменения рангов элементов структуры, следует отклонение фактического коэффициента Спирмена от единицы разделить на 2:

.          (18)

Перечисленные показатели различия структуры рассчитываются также для оценки изменений в структуре таможенных платежей по различным таможенным управлениям18, таможням, таможенным постам.

Наиболее значимое место в структуре таможенных платежей занимают таможенные пошлины (ввозные и вывозные).

Таможенная пошлина – это косвенный налог, взимаемый государством при перемещении отдельных видов товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, регулирующий развитие внутреннего рынка и способствующий интеграции страны в мировое сообщество. Классификация таможенных пошлин представлена в таблице 5 (см. Приложение 5).

Изменение таможенных пошлин является одним из важных механизмов регулирования экономической ситуации в стране. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. В то же время целесообразно использовать временное повышение таможенных пошлин для защиты отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными товарами-аналогами.

Для расчета таможенных пошлин применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. Они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД  и страны происхождения товара.

Таможенный тариф – это инструмент государственного регулирования внешней торговли и внутреннего рынка, представляющий собой документ, содержащий правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу государства. Можно выделить 2 основных функции,  присущие таможенному тарифу – фискальная и регулирующая.

Фискальная (от лат. «фиск» – государственная казна) обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Регулирующая функция подразделяется на 3 вида:

  1. Протекционистская - защита отечественных товаропроизводителей путем установления ввозных пошлин выше разницы между национальными и мировыми ценами;
  2. Стабилизирующая - выравнивание условий конкуренции для товаров импортного и отечественного производства путем применения пошлин, которые не создают преимущества для тех или других товаров, то есть ввозные пошлины устанавливаются в соответствии с ризницами между мировыми и национальными ценами;
  3. Стимулирующая - установление ввозных пошлин ниже разницы между национальными и мировыми ценами, тем самым создавая более широкие возможности для импорта товаров. 

В развитых государствах таможенно-тарифное регулирование выполняет, в первую очередь, регулирующую функцию. В России же фискальная роль является преобладающей.

Для оценки изменения в структуре таможенных платежей в федеральный бюджет по данным таблицы 4, рассчитаем ранговые показатели сравнения структуры по формулам (16) – (18). Для чего выполним вспомогательный расчет долей каждого вида платежа в 2000 и 2006 годах по формуле в таблице 6 с точностью до 3-х знаков после запятой (5 и 6 столбцы), а в 7 и 8 столбцах определим ранги каждого вида платежа (см. Приложение 6).

Становится очевидным, что ранги у видов платежей с наибольшими долями (первые 4 места) не изменились, изменения произошли группах с наименьшими долями, что говорит о незначительном изменении структуры платежей в 2006 году по сравнению с 2000 годом.

На основе данных таблицы  4 рассчитаем ранговые показатели сравнения структуры, приняв за базисный период 2000 год, а за отчетный – 2006 год.

Измерим с помощью формулы (16) интенсивность изменения рангов долей по данным таблицы 6 (9-й столбец): = 0,111 или 11,1%,

Данное значение свидетельствует об 11,1%-м изменении рангов от максимально возможного, то есть об очень незначительном изменении.

Измерим с помощью формулы (17) интенсивность изменения рангов долей по данным таблицы 6 (10-й столбец): = 0,029 или 2,9%,

Полученное значение говорит о незначительности различия в структуре таможенных платежей в 2006 и 2000 годах.

 

    1. Статистика валютного контроля

 

Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.

Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

  1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.
  2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков19. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.
  3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Недостатками такой множественности форм контроля являются пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов.

Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения (см. Приложение 7).

В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства  участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2005 – 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 8 (см. Приложение 8).

В неторговом обороте таможенные органы  осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 8. Для визуального анализа структуры данные таблицы 8 представим в виде диаграммы (рис. 3).

Рис.3. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

За 2006 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок20, в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2005 год - 49 %) назначено административное наказание.

Соответствующие показатели по РТУ за 2006 год приведены в таблице 9 (см. Приложение 8).

Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации21.

 

    1. Статистика таможенных правонарушений

 

Одним из главных направлений работы таможенной службы является соблюдение законности и контроль за соблюдением законодательства. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих:

  1. Жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ВЭД;
  2. Строгое соблюдение законодательства самими должностными лицами таможенных органов независимо от занимаемой должности.

В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства,  выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.

Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:

  • при ввозе (импорт) – незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);
  • при  вывозе (экспорт) – нелегальные операции с сырьевыми товарами (лес, металлы и др.).

Наибольшее количество дел возбуждается в связи с:

  • недекларированием товаров;
  • недостоверным декларированием товаров;
  • несоблюдением перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего или международного таможенного транзита либо маршрута перевозки товаров, а также доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной в качестве места доставки;
  • неосуществлением физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию РФ временно вывезенных товаров, подлежащих обратному ввозу.

Импорт товаров в Россию осуществляется по 3 схемам:

  1. «Белой» – абсолютно легально, соответствуя требованиям ФТС;
  2. «Черной» – нелегально (контрабанда);
  3. «Серой» (полулегально) – условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени и формам отклонения практики от нормативных требований.

«Серые» схемы чрезвычайно многообразны, оперативно изменяются, приспосабливаясь к новациям таможенного контроля. Их суть – искажение таможенных деклараций с целью снижения таможенных сборов по следующим направлениям: таможенные коды, количество ввозимых товаров в натуре, инвойсные цены.

Информация о работе Основные понятия специальной таможенной статистики