Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:12, курсовая работа
Статистический показатель является важнейшей категорией социально-экономической статистики. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно связан с количественной стороной социально-экономического явления. Следовательно, статистический показатель -- это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Таковы, например, показатели объема валового внутреннего продукта, реальных располагаемых денежных доходов, объема платных услуг, средней продолжительности жизни населения, индекс потребительских цен на товары и услуги. Изучение жизненного уровня населения занимает большое место, как в отечественной, так и в зарубежной статистике. Поэтому для получения детальных сведений о материальном и культурном уровне жизни населения статистика приводит в широких масштабах обследования его бюджетов.
В целом прогноз среднегодовой цены на нефть повышен с 105 долларов за баррель до 108 долларов за баррель, что предполагает снижение цены на нефть во втором полугодии. При этом стоимостные объемы экспорта стабилизируются и в целом за год составят 527,5 млрд. долл. США, что на 31,7% больше, чем в прошлом году.
В 2011 году, несмотря на замедление роста потребления и инвестиций, ускорился спрос на импортную продукцию. В стоимостном выражении импорт товаров вырос, по оценке, в январе - августе на 37,8% и составил 205 млрд. долларов США. В целом за год импорт товаров, по оценке, составит 340 млрд. долл. США, что на 36,7% выше, чем в 2010 году.
За восемь месяцев текущего года сальдо торгового баланса увеличилось до 130,4 млрд. долл. США, это на 24,9% выше, чем в январе - августе 2010 года. В целом за год положительное сальдо внешней торговли составит 187,4 млрд. долл. США, превысив предыдущий максимум, достигнутый в 2008 году.
В августе индекс потребительских цен составил 99,8%, за период с начала года - 104,7 процента. В годовом выражении этот показатель понизился до 8,2% (против 9,6% в январе) в результате снижения цен на продовольственные товары из-за ожидания хорошего урожая и снижения мировых цен. Учитывая высокую базу второй половины 2010 года, это дало возможность понизить оценку верхней границы инфляции в конце года до 7 процентов.
Основные показатели развития
экономики
(в % к соответствующему периоду предыдущего
года)
2010 |
2011 | |||||
первое полугодие |
второе полугодие |
год |
первое полугодие |
второе полугодие * |
год * | |
ВВП |
104,3 |
103,7 |
104,0 |
103,7 |
104,4 |
104,1 |
Индекс потребительских цен, на конец периода, за период |
104,4 |
104,3 |
108,8 |
105,0 |
101,4 - 101,9 |
106,5 - 107,0 |
Индекс промышленного производства ** |
110,2 |
106,4 |
108,2 |
105,3 |
104,3 |
104,8 |
Обрабатывающие производства *** |
114,3 |
109,7 |
111,8 |
108,0 |
105,4 |
106,7 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
102,8 |
73,4 |
88,1 |
100,7 |
126,7 |
113,7 |
Инвестиции в основной капитал, % |
101,3 |
110,7 |
106,0 |
102,7 |
109,3 |
106,0 |
Объемы работ по виду деятельности "Строительство" |
93,7 |
105,1 |
99,4 |
101,2 |
110,8 |
106,0 |
Ввод в действие жилых домов |
99,4 |
95,8 |
97,6 |
96,3 |
94,8 |
95,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
105,3 |
103,1 |
104,2 |
98,8 |
104,2 |
101,5 |
Реальная заработная плата |
104,6 |
105,8 |
105,2 |
102,1 |
105,1 |
103,6 |
Оборот розничной торговли |
104,6 |
108 |
106,3 |
105,4 |
105,2 |
105,3 |
Объем платных услуг населению |
100,8 |
102,2 |
101,5 |
103,4 |
102,9 |
103,1 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
189,9 |
210,5 |
400,4 |
249,8 |
277,7 |
527,5 |
Импорт товаров, млрд. долл. США |
103,9 |
144,8 |
248,7 |
147,3 |
192,7 |
340,0 |
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель |
75,9 |
80,4 |
78,2 |
108,1 |
107,8 |
108,0 |
2. Факторы и
условия социально-
Разработка прогноза социально-экономического развития на 2012 год и параметров прогноза на период до 2014 года осуществлялась на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2 и 1) и двух дополнительных (варианты А и С) вариантов.
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный)
отражает относительное повышение
конкурентоспособности
Вариант 2 базируется на относительно благоприятных оценках внешних условий: восстановление мировой экономики темпами 3,7 - 4,0% в год и стабилизация цены на нефть Urals в диапазоне 97 - 101 долларов США за баррель.
Рост ВВП в 2012 - 2014 гг. прогнозируется на уровне 3,7 - 4,6 процента.
Вариант 1 (консервативный) предполагает
сохранение низкой конкурентоспособности
по отношению к импорту и
Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики.
Вариант А (негативный) характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя он и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов за баррель. Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Прогнозируется замедление роста российской экономики в 2012 - 2013 гг. до 1,5 - 2,5% и в 2014 году - до 3,7% при значительном ослаблении курса рубля.
Дополнительно рассмотрен вариант А2 возобновления мировой рецессии и падения цен на нефть в 2012 году до 60 долларов за баррель. В этом сценарии ВВП может сократиться на 0,5 - 1,4% при значительной девальвации.
Вариант С (оптимистичный) отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012 - 2013 гг. на уровне 105 - 109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году. Темпы роста ВВП в 2012 - 2014 гг. могут быть выше базового сценария на 0 - 0,2 п.п. и оцениваются на уровне 3,9 - 4,6% в год.
В качестве базового варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011 - 2014 гг. предлагается умеренно-оптимистичный вариант (вариант 2).
Бюджетная политика
Основные приоритеты социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в 2012 - 2014 гг. должны быть обеспечены необходимыми бюджетными ресурсами. В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 - 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
Операционным приоритетом
Налоговая нагрузка на экономику (общий
уровень доходов бюджетной
Государственный долг может возрасти с 10,4% ВВП в 2011 году до 15,7% ВВП в 2014 году, а бюджетные фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) могут повыситься с 7,8% ВВП до 9,3 - 9,7% ВВП в 2014 году (в зависимости от варианта).
Баланс бюджетной системы, % ВВП
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Доходы |
35,4 |
39,1 |
38,5 |
38,1 - 38,4 |
38,8 - 39,1 |
Расходы |
39,2 |
38,5 |
39,6 |
39,0 - 39,6 |
38,7 - 39,3 |
Профицит (+) / Дефицит (-) |
-3,8 |
0,6 |
-1,2 |
-1,2/-0,8 |
-0,2/0,1 |
Справочно: |
|||||
Объем государственного долга Российской Федерации |
9,3 |
10,4 |
13,0 |
14,7 - 14,9 |
15,7 - 16,0 |
Объем Резервного фонда |
1,7 |
3,0 |
4,2 |
4,7 - 4,9 |
5,8 - 6,1 |
Объем Фонда национального благосостояния |
6,0 |
4,8 |
4,3 |
3,9 |
3,5 - 3,6 |
Распределение расходов
бюджетной системы в целом
на 2011 - 2014 гг., в % к ВВП
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Расходы бюджетной системы |
38,5 |
39,6 |
39,0 - 39,6 |
38,7 - 39,3 |
Процентные расходы |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
Непроцентные расходы |
37,9 |
38,8 |
38,1 - 38,8 |
37,8 - 38,4 |
Общегосударственные вопросы |
2,5 |
2,4 |
2,2 - 2,3 |
2,0 - 2,2 |
Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
5,7 |
6,4 |
6,9 |
7,1 - 7,2 |
Национальная экономика |
5,1 |
5,2 |
4,6 - 4,9 |
4,3 - 4,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2,2 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
Образование |
4,2 |
4,2 |
3,8 - 4,2 |
3,6 - 4,3 |
Здравоохранение и спорт |
4,3 |
4,3 |
4,0 - 4,3 |
3,9 - 4,5 |
здравоохранение |
4,2 |
4,2 |
3,9 - 4,2 |
3,8 - 4,4 |
Социальная политика |
13,0 |
13,5 |
13,4 |
13,1 - 13,2 |
Пенсионное обеспечение |
8,0 |
8,0 |
8,0 - 8,1 |
7,8 - 8,0 |
Другие расходы в области социальной политики |
5,0 |
5,4 |
5,3 - 5,4 |
5,2 - 5,3 |
Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на 2012
год и плановый период 2013-2014 годов
(Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
2.2. Основные приоритеты
социально-экономического
Социально-экономическая
политика Правительства Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2012 - 2014 гг.) носит переходный характер,
связанный с завершением
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие;
улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
Информация о работе Основные социально-экономические показатели за 2012 год