Понятие инфраструктуры рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Рыночную инфраструктуру характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ...docx

— 931.14 Кб (Скачать файл)

1Теоретическая  часть

1.1 Понятие инфраструктуры рынка

 

Как и  всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой.

Термин  «инфраструктура» был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил.

Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое – рыночную экономику. Рыночной экономике необходима инфраструктура- система взаимосвязанных специализированных организаций, обслуживающих поток товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.[16,с.113].

Рыночную  инфраструктуру характеризуют как  комплекс элементов, институтов и видов  деятельности, создающих организационно-экономические  условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

В основе выделения инфраструктуры как крупной  сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями  производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического прогресса, присущие в отдельности  каждому виду производства, будь оно  промышленным или сельскохозяйственным. К общим условия относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

В зависимости  от уровня анализа, инфраструктуру можно  рассматривать на трех уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.

На микроуровне  инфраструктура представляет собой  совокупность инженерно – технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой  совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республика, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

На макроуровне  инфраструктура представляет собой  совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура  на макроуровне подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.

Производственная  инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.

Социально – бытовая инфраструктура – это  совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

Институциональная инфраструктура представляет собой  совокупность институтов необходимых  для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.

В зависимости  от степени обеспеченности экономики  инфраструктурой выделяют три ее типа:

-опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственный и индивидуальные потребности;

-одновременный (синхронный), когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;

-запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.

Применительно к рынку как самостоятельной  подсистеме инфраструктура-это совокупность организационно-правовых форм, о последующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Экономика предполагает создание товаров и  их доведение до потребителей, т.е. организации сферы обращения товаров. Инфраструктура рынка–это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение институтов инфраструктуры.

Инфраструктура  рынка является звеном, связывающим  производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику, так как основным экономическим оборотом является производство, распределение, обмен, потребление.Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и

коммерческих  предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

Рыночная  инфраструктура включает в себя большое  количество элементов, которые тесно  связаны между собой и в  совокупности играют важную роль в экономике. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

  1. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  2. аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
  3. кредитная система и коммерческие банки;
  4. эмиссионная система и эмиссионные банки;
  5. система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
  6. информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  7. налоговая система и налоговая инспекция;
  8. система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
  9. специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
  10. торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  11. таможенная система;
  12. профсоюзы, работающие по найму;
  13. коммерческо-выставочные комплексы;
  14. система высшего и среднего экономического образования;
  15. аудиторские компании;
  16. консультативные (консалтинговые) компании;
  17. общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  18. специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.

На основе этих данных, можно сделать вывод, что инфраструктура рынка сложна и многообразна, сложность заключается  в многообразии функций и элементов  инфраструктуры, её значимости для общества.

1.2 Понятие и виды статистической группировки

 

Группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

Группировка производится с целью  установления статистических связей и закономерностей, построения описания объекта, выявления структуры изучаемой совокупности.

Особым видом группировки является классификация, т.е. устойчивая номенклатура классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемой совокупности[3.16]

Метод группировок решает ряд задач:

  1. выделение социально – экономических типов;
  2. изучение структуры явления и изменений, происходящих в структуре.
  3. Выявление связи и зависимости между явлениями.

Метод группировок позволяет разработать  первичный статистический материал. На основе статистических группировок  рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность  их сравнения, анализа причин различий между группами, изучение взаимосвязи  между признаками.Группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных.

Группировки бывают первичная и  вторичная. Первичная группировка  – прямая группировка данных статистического  наблюдения по определенному признаку.

Процесс образования новых групп  на основе группировки, произведенной  по первичным данным, называется вторичной  группировкой. Необходимость во вторичной  группировке возникает в случаях:

-когда в результате первоначальной группировки нечетко проявился характер распределения изучаемой совокупности (в этом случае производят укрупнение или уменьшение интервалов);

-когда требуется свести воедино или сопоставить между собой данные, полученные в результате применения различных приемов группировки.

Вторичная группировка может быть осуществлена по признаку, положенному  в основу первичной группировки, или по удельному весу групп в  общей численности единиц совокупности, подвергнутой первичной группировке. При этом в обоих случаях показатели новых групп, т.е. групп, образованных при вторичной группировке, могут  быть получены путем простого суммирования показателей первичной группировки  или в результате специальных  расчетов. [7,с.58]

Различия в целевом назначении группировки выражаются в существующей в отечественной статистике классификации группировок: типологические, структурные, аналитические.

Типологическая группировка  - разделение качественно разнородной исследуемой совокупности на классы, социально – экономические типы.

Признаки, по которым производится распределение называется основанием группировки или групповым признаком. [12, 45]

Многообразие общественных явлений  обусловливает необходимость дифференцированного  подхода к образованию и использованию  типологических группировок.

Предположим, что мы располагаем  данными 150 организаций, представляющих три подотрасли промышленности (пример условный). Проведем их группировку с учётом подотрасли, к которой относятся предприятия и уровня производительности труда (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Группировка организаций по уровню производительности труда 

Подотрасль производства пищевых  продуктов

Производительность труда, тыс. руб./час.

Тип

компании 

Число компаний

Макаронные изделия

До 5

Н

-

5 – 10

С

10

10 и более

В

40

Кондитерские изделия

До 10

Н

10

10 – 20

С

20

20 и более

В

-

Колбасные изделия

До 10

Н

20

10 – 30

С

40

30 и более 

В

10


 

В данном примере выявлены три типа компаний: с низким уровнем производительности (Н), со средним уровнем (С) и с высоким  уровнем (В).

Результат группировки компаний по уровню производительности представлен  в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Распределение организаций по уровню производительности труда

Тип компаний

Число компаний

абсолютное

в процентах к итогу

Н

30

20,0

С

70

46,7

В

50

33,3

Итого

150

100,0

Информация о работе Понятие инфраструктуры рынка