Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблем развития жилищного строительства в России.
В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее важных факторов, влияющих сегодня на рынок строительного производства; рассмотрение действующих национальных программ в области строительства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Жилищное строительство: теоретико-экономические аспекты……………..5
1. 1. Организация жилищного строительства в России………………………...5
1. 2. Роль ипотечного кредитования в строительстве жилья…………………10
2. Государственная жилищная политика: цель и задача……………………...14
2. 1. Национальный проект «Жилье 2011-2015»………………………………14
2. 2. Коллективное и индивидуальное строительство………………………...22
3. Проблемы жилищного строительства и пути их решения в современной
рыночной экономике……………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...33
Жилищно-коммунальное хозяйство, на протяжении последних 15 лет находящееся в стадии реформирования, во многих регионах остается наиболее отсталым сектором экономики. На жилищно-коммунальный комплекс приходится четверть всех основных фондов Российской Федерации, поэтому велика его инерционность. Требуется активизация системных преобразований для обеспечения комфортных условий проживания граждан и снятия социальных, демографических и экономических проблем в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, за прошедший период произошли существенные преобразования в рамках реформы строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства: тарифы приблизились к реальной стоимости услуг, сформирована основа договорных отношений, акционируются предприятия ЖКХ. Идет поиск рационального сочетания рыночных и административных методов, компромисса между социальной справедливостью и экономической целесообразностью.
Положения Долгосрочной стратегии жилищного строительства Российской Федерации являются базой для единого понимания роли жилищного строительства и перспектив его развития органами государственной власти, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно правовых форм, собственниками и нанимателями жилья.
1. 2. Роль ипотечного кредитования в строительстве жилья.
Ипотека — это одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества.
Следует различать понятия ипотека и ипотечное кредитование, при котором кредит выдаётся банком под залог недвижимого имущества. Ипотечный кредит — одна из составляющих ипотечной системы. При получении кредита на покупку недвижимого имущества сама приобретаемая недвижимость поступает в ипотеку (залог) банку как гарантия возврата кредита.
В современной рыночной экономике роль ипотечного жилищного кредитования приобретает первостепенное значение. Проблема недостаточной обеспеченности жильем остается острейшей социальной проблемой в России. 5
Современная государственная политика, наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения расставляет новые акценты, концентрируя усилия и средства на направлениях, обеспечивающих решение жилищных проблем большей части работающего населения, располагающего средними доходом, накоплениями и имеющими жилье в собственности в результате бесплатной приватизации.
Основным способом
решения жилищной проблемы этой части
населения должно стать долгосрочное
ипотечное кредитование.
Создание системы ипотечного
кредитования позволит не только ускорить
решение важнейшей социальной проблемы
улучшения жилищных условий населения,
но и через активизацию жилищного строительства
оказать положительное влияние на макроэкономическую
ситуацию в стране в целом.
Проблема состоит в
переходе от практики строительства жилья
за счет государства (муниципалитетов)
и его последующего бесплатного распределения
к системе улучшения жилищных условий
граждан посредством приобретения готового
жилья на свободном рынке за счет не только
собственных, но и широкодоступных кредитных
средств.6
Несмотря на создание
благоприятных условий для функционирования
ипотечной системы (отчисления в бюджет,
разработка и принятие законодательных
актов), на пути развития российской ипотечной
системы возникают препятствия, которые
необходимо преодолевать.
Существующая макроэкономическая
ситуация, характеризующаяся слабым развитием
кредитной системы, низкими доходами и,
соответственно, недостаточным платежеспособным
спросом граждан на жилье, а также практически
отсутствие накоплений, вызвали необходимость
поиска рациональных путей решения этих
задач на уровне властей субъектов Федерации,
местного самоуправления, компаний (в
частности, строительных).
Таким образом, обостряется проблема долгосрочного кредитования граждан с целью приобретения ими жилья.
Об актуальности этой проблемы говорит, в частности, тот факт, что российские регионы начали реализовывать свои собственные ипотечные программы, каждая из которых строится по местным стандартам и различным схемам. При этом региональные структуры, не обладая достаточным опытом, испытывают острую необходимость в методической и практической помощи при развитии рынка ипотечного кредитования.
Существенной проблемой
внедрения ипотечного кредитования остается
внедрение программы по классической
схеме без учета местных правовых, экономических,
социальных и других условий и особенностей
регионов.
Одной из основных
проблем на пути становления системы ипотечного
кредитования является низкий платежеспособный
спрос населения. Практика показала, что
для широкого круга населения сегодня
малодоступна схема кредитования под
залог жилья, когда кредит составляет
около 70% стоимости приобретаемого жилья,
а остальные 30% оплачиваются из собственных
средств заемщика.
По экспертным оценкам, около 1,5% семей ежегодно за наличный расчет могут приобрести жилье практически без всякой кредитной поддержки, а около 5% семей имеют доходы значительно выше среднего и, значит, обладают потенциальной возможностью приобретения жилья с помощью коммерческого ипотечного кредита. Для остальных граждан реальность кредита в полном объеме на данном этапе маловероятна.
Необходимо учитывать также и то, что в Российской Федерации в настоящее время проводится и реформа жилищно-коммунального хозяйства. А это означает, что при переводе к стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг ежемесячные обязательные платежи населения будут увеличиваться, что в свою очередь еще больше снижает планку доступности ипотечных жилищных кредитов.
В то же время, наряду с низким уровнем доходов на руках у населения, по оценкам специалистов, находятся большие запасы наличной иностранной валюты (накопления), образовавшиеся в результате недоверия к государственным и частным банкам, непредсказуемой инфляции и т. п. По разным оценкам, масштабы этого ресурса определяются в диапазоне 20—40 млрд. долларов и выше.
Попытка внедрять в практику ипотечное кредитование наталкивается на определенные препятствия. Банки испытывают давление мощных факторов риска:
- риск процентной ставки (неопределенность толчков инфляции);
- риск посреднической деятельности (возможность отзыва денег из банка его вкладчиками или кредиторами);
- риск невозврата кредита заемщиком;
- нехватка длинных дешевых кредитных ресурсов;
- слабость законодательной базы.
Включаясь в систему долгосрочного кредитования, в том числе под залог недвижимости, российские банки испытывают определенные опасения. Так, например, опасаются выдавать ипотечные ссуды, будучи практически незаинтересованными в заложенной или находящейся в их владении недвижимой собственности, обладающей по разным причинам низким коэффициентом ликвидности. На практике это приводит тс использованию банками различного рода кредитных схем, например таких как кредитование с переходом права собственности. При этом, однако, риски заемщика резко возрастают. Основной риск приходится на заемщика который может остаться без квартиры, продавая ее по цене, значительно меньше рыночной, и должен еще расплатиться по ссуде, оплатить все необходимые платежи, связанные с неоднократным переходом собственности из рук в руки.
2. Государственная жилищная политика: цель и задача.
2. 1. Национальный проект «Жилье 2011-2015».
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) предусматривает:
- формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
- комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
- стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
- повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.
В рамках реализации Программы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья экономкласса на рынке жилья. Указанный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жилья экономкласса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, а также целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;
- повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
- обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями (33 кв. метра общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек, по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более) (далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.
Приоритетными направлениями Программы являются:
- стимулирование развития жилищного строительства;7
- поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
- повышение качества коммунальной инфраструктуры;
- проведение научно-исследовательских работ.
По каждому
из выделенных приоритетных направлений
Программы предусмотрена
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также на мероприятия по финансированию капитальных вложений и прочих нужд.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета приведены в приложении № 1.
Ожидаемые результаты обеспечения жильем в 2011 - 2015 годах граждан - участников подпрограмм и мероприятий Программы приведены в приложении № 2.
Перечень мероприятий по реализации Программы, не требующих финансирования за счет средств федерального бюджета, приведен в приложении № 3.
Объемы финансирования Программы по источникам и направлениям финансирования приведены в приложении № 4.
Динамика распределения необходимой государственной и муниципальной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, так как механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры пока не получили развития.
Подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" будет реализовываться в 2011 - 2015 годах, что позволит обеспечить массовое строительство жилья экономкласса, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, сформировать новый сегмент жилья на рынке, развить производственную базу для внедрения новых современных технологий и строительных материалов для строительства жилья экономкласса.
Информация о работе Проблемы развития жилищного строительства в России