Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблем развития жилищного строительства в России.
В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее важных факторов, влияющих сегодня на рынок строительного производства; рассмотрение действующих национальных программ в области строительства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Жилищное строительство: теоретико-экономические аспекты……………..5
1. 1. Организация жилищного строительства в России………………………...5
1. 2. Роль ипотечного кредитования в строительстве жилья…………………10
2. Государственная жилищная политика: цель и задача……………………...14
2. 1. Национальный проект «Жилье 2011-2015»………………………………14
2. 2. Коллективное и индивидуальное строительство………………………...22
3. Проблемы жилищного строительства и пути их решения в современной
рыночной экономике……………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...33
Более реальным является прагматический подход, ориентированный на использование специфических российских моделей ипотечного кредитования, учитывающих переходные условия развития экономики и способных в будущем трансформироваться в классические модели ипотечного кредитования.
Как профессионально организовать
решение жилищной проблемы на местах? Развитие жилищного строительства
с помощью долгосрочного кредитования
-новая для российских условий и в силу
специфики переживаемого переходного
периода во многом уникальная задача Постановка
этой задачи будет различаться в разных
регионах и способы ее решения будут меняться
по мере изменений условий. Поскольку
успех или неуспех будет оценивать население,
то особенно важно с самого начала на деле
следовать профессиональному подходу
к решению жилищной проблемы.
Это значит, что деятельность по развитию
жилищного строительства и долгосрочного
кредитования должна быть ориентирована
на достижение конкретных и реалистичных
целей, тщательно спланирована и оформлена
в виде соответствующей жилищной программы,
на основе которой будет строиться деятельность.
Принимаемые к реализации программы
должны быть обеспечены пакетом нормативно-правовых
и распорядительных документов, организовано
последующее юридическое обеспе
Заблаговременно должны быть подготовлены
источники финансирования долгосрочных
ссуд и определены условия их предоставления
населению. Требуется также наладить
систему информирования населения
о целях программы и условиях
ее реализации, организовать сбор
и анализ мнений граждан о эффективности
проводимых мероприятий.
Успех программы зависит во многом от
согласованности действий муниципальных
и областных (краевых) властей. Специфика
данных программ требует активной роли
областных (краевых) структур и преобладающих
объемов финансирования из источников
регионального уровня, так как выгоды
областного (краевого) бюджета оказываются
большими, чем выгоды муниципального бюджета.
Таким образом, чтобы решить жилищную проблему требуется изменить подход к ее решению и перестроить деятельность на базе соответствующей жилищной программы.
Местные и региональные власти могут решить жилищные проблемы, используя новые идеи. Попытка создать рынок ипотечных кредитов сверху пока не дала результатов. Ключ к решению жилищной проблемы находится сейчас в руках местных и региональных органов управления. Именно они -могут действительно решить жилищные проблемы населения, используя новые идеи и соответствующим образом организуя на местах управление жилищным строительством и ипотечным кредитованием.
Этот вывод основан не только на том, что согласно Конституции Российской Федерации решение жилищной проблемы и управление жилищным строительством находится в ведении местных администраций. Он основан также на том, что в условиях переходной экономики и сложившейся трудной социально-экономической обстановки, предпринимательский сектор не сможет в ближайшее время создать рынки ипотечных кредитов и оживить спрос на жилую недвижимость. Эту задачу сейчас могут выполнить местные и региональные органы власти, используя на возвратной, платной и срочной основе, целевые бюджетные и внебюджетные средства. Для того, чтобы задача была решена эффективно, необходимо расходование целевых средств производить, создавая одновременно не меньший по объему прирост налоговых платежей в местный и региональный бюджеты.
В этом состоит формула успеха местных
властей и возможность
Заключение
Итак, в свете вышеизложенного перечислим основные проблемы жилищного рынка на сегодняшний день:
- большинство людей не могут себе позволить покупку жилья;
- в России на данный момент отсутствует эффективная система ипотечного кредитования;
- нынешние объемы строительства жилья недостаточно для удовлетворения потребностей населения;
- в стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство;
- схемы территориального планирования и градостроительная документация в муниципальных образованиях отсутствуют;
- качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким;
- социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяются очень низкими темпами;
- граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья;
- недобросовестные строительные фирмы зачастую срывают реализацию программы строительства и ремонта жилья;
- на фоне кажущейся экономии средств при проведении тендеров зачастую страдает качество работ;
- недостаточная согласованность власти, строительных организаций, заводов – производителей строительных материалов и технологий;
- внедрение происходит в отдельных случаях очень медленными темпами.
Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу « Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.
Особенность новой программы – ее сбалансированность. Государство не сможет способствовать созданию рынка доступного жилья, занимаясь каждым направлением в отдельности.
Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывало в течение семи лет переломить ситуацию. К 2012 году объемы жилищного строительства планировалось увеличить до 80 млн. кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшить до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен был иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств.
Однако в связи с наступлением
мирового финансового кризиса, ещё
большим снижением
Национальный проект предусматривает меры, которые раньше не применялись в рамках федеральных целевых программ. Внедряя рыночные механизмы, планируется продолжить работу и по совершенствованию жилищного законодательства.
Правительство способствует развитию массовой жилищной застройки, сокращению сроков согласования строительной документации, и пытается упростить выделение земель под застройку; ликвидировать «коррупционные схемы» и локальные монополии; развивать малоэтажное домостроение и содействовать формированию рынка строительных материалов.
Исходя из общемировых тенденций по предпочтению среди жильцов к индивидуальному строительству, а так же российской динамики спроса на него можно предположить, что доля данного вида строительства в России будет возрастать. В отношении сельской местности так же можно предположить рост строительства, исходя из анализа действующей в настоящий момент программы «Обеспечить жильем молодых семей», рассчитанной на молодых сельских специалистов, а так же исходя из изменений, происходящих в настоящий момент в научном секторе агропромышленного комплекса.
К настоящему времени в жилом
фонде России сохраняется значительная
часть домов с
В связи с этим опасной становится
тенденция роста стоимости
Сложившаяся проблемная ситуация в экономике серьезно ухудшает положение и населения, и предпринимателей, и финансистов, и государства, интересы которых сейчас более, чем когда-либо ранее, сходятся в том, что в основе решения жилищной проблемы лежит создание и развитие национальной системы ипотечного кредитования.
Список использованной литературы
1. Артемьев М. Жилищный вопрос в России: проблемы и перспективы // Новая политика. – 2011. с 100.
2. Асаул А.Н. Государственное предпринимательство в строительстве. – М.: АНО «ИПЭВ», 2009. с. 120.
3. Березин, М. А.Мальгин. Потенциал вторичного жилищного рынка в российских городах. //Вопросы экономики - 2011 -№10 с.68-79.
4. Высоковский А. Тенденции функционирования рынка жилья и земли в российских городах. //Вопросы экономики -2011-№10-с.101-111.
5. Гузанова. А.Потребности и спрос на жильё в крупных российских
городах. I/ Вопросы экономики. -2012 -№10-с.34-48.
6. Калмыкова С. Семья - молодая! Жилищные условия. 2011. с 43.
7. Кияткин А. Императивы // Финанс. - 2011. - №43. - с.18-22.
8. Неверов В.Решение жилищной проблемы должно стать национальной задачей номер один. //Экономика и жизнь. -2010 -№33 -с.2.
9. Пшонко Е. Виктор Ильичев: Будущее строительства жилья - в программах АИЖК. СПб. 2010. с 24.
10. Рубасек Д. Жилищные проблемы есть не только в России. СПб 2011. с 20.
11. Сабуров. Е. Жилищное строительство как государственный приоритет. // Вопросы экономики. -2011 -№7 -с.31-35.
12. Сергеев, Д.А. Влияние системы ипотечного кредитования на преодоление кризисных явлений в экономике. - СПб.: Нестор, 2010. -с. 186.
13. Смирнова Т. Жилищное строительство в России: реалии и перспективы. СПб 2010. с 35.
14. Соколов, В.Н. Инвестиции в производство и строительство через механизм ипотечного кредитования / - Новосибирск: НГТУ, 2010. - с. 309.
15. Степанов А. Доступное и комфортное жилье - гражданам России (национальный приоритет) М. с 340.
16. Ступин И.В. Как приручить стройкомплекс // Эксперт. 2009. с 26.
17. Тарханов В. С. Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования: зарубежный опыт и российская практика. - Новосибирск: СГГА, 2011. - с. 245-249.
18. Терковская, Е. Ипотека: Проблемы и перспективы / Е. Терковская // Хозяйство и право. - 2007. - №9. - с. 16-26.
19. Шишкин М.И., Суетин С.Н., Ким Л.Г. Механизмы повышения эффективности ипотечного кредитования. Монография. – Ижевск. Ассоциация «Научная книга», 2011. с. 248
20. Шевчук Д.А. Ипотека: просто о сложном/Д.А. Шевчук – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ,2008 – 376 с.
21. Ясин Е. Жилищная проблема - узловой пункт экономических реформ.// Вопросы экономики. -2011 -с.4-7.
22. www.gks.ru
23. www.rost.ru
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к федеральной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
(млн. рублей)
1. |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
28181,42 |
2. |
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" |
15615,51 |
3. |
Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" |
175203,85 |
4. |
Подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" |
21066,75 |
5. |
Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
50524,46 |
6. |
Мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования |
- |
7. |
Научно-исследовательские работы |
99,3 |
8. |
Расходы на управление реализацией Программы |
457,5 |
Всего |
291148,79 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к федеральной целевой программе
"Жилище" на 2011 - 2015 годы
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
обеспечения жильем в 2011 - 2015 годах граждан - участников подпрограмм и мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы
(тыс. семей)
2011 - 2015 годы - всего |
В том числе | |||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||
Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" |
86,91 |
16,51 |
17,37 |
14,63 |
19,22 |
19,18 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
171,99 |
33,65 |
33,26 |
34,49 |
34,49 |
36,1 |
Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
26,04 |
5,58 |
4,89 |
5,03 |
5,19 |
5,35 |
в том числе: |
||||||
федеральных государственных гражданских служащих |
12,32 |
3,06 |
2,3 |
2,31 |
2,32 |
2,33 |
прокуроров и следователей |
2,31 |
0,47 |
0,46 |
0,46 |
0,46 |
0,46 |
спасателей аварийно- |
0,4 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
молодых ученых |
1,96 |
0,4 |
0,39 |
0,39 |
0,39 |
0,39 |
граждан, переселяемых из жилищного фонда в зоне БАМа |
9,05 |
1,57 |
1,66 |
1,79 |
1,94 |
2,09 |
переселение граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке |
5,65 |
1,13 |
1,13 |
1,13 |
1,13 |
1,13 |
Всего |
290,97 |
57,38 |
58,16 |
55,24 |
60,03 |
60,16 |
Информация о работе Проблемы развития жилищного строительства в России