Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 20:56, реферат
Сфера образования является важнейшим источником социально-экономического и научно-технического развития. Статистика образования изучает деятельность образовательных учреждений. К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего, послевузовского); учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
I Статистика образования 3
1 Основные показатели 3
2 Показатели образования в 2011 году 4
3 Дошкольное образование 8
4 Общее образование 10
5 Начальное профессиональное образование 12
6 Высшее образование 13
II Практические задания 15
список используемой литературы 22
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Нижегородский филиал
Факультет Экономики и управления
Реферат по Статистике
на тему: Статистика образования.
Выполнил:
Студент 4 курса, группы ФЗС-10
Яковлева Анжела Васильевна
Проверил:
Огородова Марина Викторовна
Нижний Новгород
2012
Оглавление
I Статистика образования 3
1 Основные показатели 3
2 Показатели образования в 2011 году 4
3 Дошкольное образование 8
4 Общее образование 10
5 Начальное профессиональное образование 12
6 Высшее образование 13
II Практические задания 15
список используемой литературы 22
I. Статистика образования
1. Основные понятия
Сфера образования является важнейшим источником социально-экономического и научно-технического развития. Статистика образования изучает деятельность образовательных учреждений. К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего, послевузовского); учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Главной задачей статистики образования является отражение системы учреждений образования, условий их функционирования, состояния и использования материально-технической базы, состава кадров воспитателей и преподавателей, контингента обучающихся, их структуры и динамики, основной и дополнительной деятельности образовательных учреждений и ее результативности.
Статистическое наблюдение в сфере образования осуществляется в рамках Федерального плана статистических работ по установленным формам федерального государственного статистического наблюдения и в соответствии с утвержденными сроками. В этих целях в настоящее время используется более тридцати стандартных форм, включающих в себя более трехсот наименований показателей и предусматривающих сплошной охват образовательных учреждений.
Сложившаяся система сбора и разработки статистической информации в сфере образования предусматривает сочетание централизованного и нецентрализованного государственного статистического наблюдения.
Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования. Система показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, данные о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.
Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.
Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений.[1]
2. Показатели образования в 2011 году.
В 2011г. число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сократилось на 4,7% и составило 47146 единиц. Увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,9%), лицеев (на 1,5%) и численность обучающихся в них.
По сравнению с 2010г. увеличилось число негосударственных общеобразовательных учреждений (на 3,3%) и составило 687 единиц.
В 2011г. в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных учреждений среднего профессионального образования. По сравнению с 2010г. их число возросло на 2,6% и составило 2925 единиц. Основной прирост дали государственные и муниципальные образовательные учреждения - на 79 единиц (на 3,1%). Сократилось число негосударственных образовательных учреждений. В то же время темпы их сокращения замедлились: в 2010г. число негосударственных образовательных учреждений уменьшилось на 12,6%, в 2011г. - на 1,5%.
Продолжается тенденция по сокращению числа учреждений высшего профессионального образования, при этом число государственных и муниципальных образовательных учреждений уменьшилось на 2,9%, а негосударственных - на 3,5%.
Таблица 1
Отдельные показатели
деятельности организаций образования
| 2011г. | В % к |
| |
2010г. | в % к | |||
Государственные и муниципальные |
|
|
|
|
число учреждений, единиц | 46459 | 95,2 | 48804 | 95,7 |
из них: | 1438 | 100,9 | 1425 | 100,6 |
лицеи | 1074 | 101,5 | 1058 | 101,2 |
численность обучающихся, тыс.человек | 13362,3 | 100,9 | 13244,2 | 99,9 |
из них: | 1056,0 | 104,0 | 1015,4 | 103,3 |
в лицеях | 736,2 | 105,4 | 698,7 | 104,7 |
Негосударственные общеобразовательные учреждения |
|
|
|
|
число учреждений, единиц | 687 | 103,3 | 665 | 97,8 |
из них: | 116 | 150,6 | 77 | 100,0 |
лицеи | 42 | 100,0 | 42 | 77,8 |
численность обучающихся, тыс.человек | 83,5 | 113,6 | 73,5 | 103,2 |
из них: | 17,1 | 156,6 | 10,9 | 106,2 |
в лицеях | 6,3 | 139,4 | 4,5 | 85,4 |
Государственные и муниципальные |
|
|
|
|
число учреждений, единиц | 2665 | 103,1 | 2586 | 100,9 |
численность студентов, тыс.человек | 1984,0 | 97,9 | 2026,8 | 98,8 |
прием, тыс.человек | 628,8 | 93,6 | 671,8 | 100,8 |
выпуск, тыс.человек | 484,2 | 90,4 | 535,7 | 90,2 |
Негосударственные образовательные |
|
|
|
|
число учреждений, единиц | 260 | 98,5 | 264 | 87,4 |
численность студентов, тыс.человек | 97,7 | 98,8 | 98,9 | 110,1 |
прием, тыс.человек | 30,8 | 91,9 | 33,5 | 120,7 |
выпуск, тыс.человек | 33,8 | 92,6 | 36,5 | 98,7 |
Государственные и муниципальные |
|
|
|
|
число учреждений, единиц | 634 | 97,1 | 653 | 98,6 |
численность студентов, тыс.человек | 5453,9 | 93,2 | 5848,7 | 95,3 |
прием, тыс.человек | 1057,7 | 88,5 | 1195,4 | 89,9 |
выпуск, тыс.человек | 1157,3 | 98,3 | 1177,8 | 100,9 |
Негосударственные образовательные |
|
|
|
|
число учреждений, единиц | 446 | 96,5 | 462 | 102,2 |
численность студентов, тыс.человек | 1036,1 | 86,3 | 1201,1 | 93,6 |
прием, тыс.человек | 149,7 | 73,4 | 204,0 | 95,1 |
выпуск, тыс.человек | 285,6 | 98,4 | 290,1 | 105,3 |
В 2011г. в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн.человек (97,6% к уровню 2010г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,6 млн.человек (89,0%).
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования уменьшился по сравнению с 2010г. на 43,0 тыс.человек, или на 6,4%, по негосударственным - на 2,7 тыс.человек (на 8,1%). На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в государственных и муниципальных образовательных учреждениях 148,9 тыс.человек, или 23,7% от общего числа принятых, в негосударственных образовательных учреждениях - 30,6 тыс.человек (99,3% от общего числа принятых).
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2011г. сократился на 137,7 тыс.человек (на 11,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 97,6 тыс. человек, или 18,9%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 23,9 тыс.человек, или на 3,8%.[2]
3. Дошкольное образование.
Дошкольные образовательные учреждения - типы образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. К ним относятся: дошкольные образовательные учреждения (детские сады различных видов) и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальные школы-детские сады, прогимназии).
При учете рассматриваются такие показатели как: число дошкольных образовательных учреждений (Таблица 2); численность детей в дошкольных образовательных учреждениях (Таблица 2); распределение дошкольных образовательных учреждений по назначению (Таблица 3) и т.д.
Учету подлежат учреждения всех форм собственности.
Источник Форма №85-к (приказ Росстата № 192 от 18.08.2008)
Периодичность - годовая
Данные по Российской Федерации предоставляются - сборник "Российский статистический ежегодник".
Данные по субъектам Российской Федерации - сборник "Регионы России"
Таблица 2
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Годы | Число дошкольных | в том числе | Численность детей в дошкольных | в том числе | Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек | ||||||
в городах | в сельской | в городах | в сельской | вВсего | в городах | в сельской | |||||
2006 | 46,2 | 26,4 | 19,8 | 4713,2 | 3752,8 | 960,4 | 99 | 106 | 79 | ||
2007 | 45,7 | 26,6 | 19,1 | 4906,3 | 3905,6 | 1000,7 | 105 | 112 | 84 | ||
2008 | 45,6 | 26,8 | 18,8 | 5105,4 | 4067,5 | 1037,9 | 105 | 111 | 86 | ||
2009 | 45,3 | 26,8 | 18,5 | 5228,2 | 4158,1 | 1070,2 | 106 | 112 | 88 |
Таблица 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО НАЗНАЧЕНИЮ в 2006-2008 гг.
| Число учреждений | Численность детей в них, тыс.человек | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Детские сады | 27381 | 24958 | 24407 | 1962,1 | 1668,7 | 1719,7 |
Детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей | 4903 | 7644 | 8072 | 658,2 | 1024,5 | 1128,1 |
Детские сады компенсирующего вида | 1604 | 1677 | 1638 | 134,8 | 148,9 | 152,0 |
Детские сады присмотра и оздоровления | 899 | 565 | 534 | 86,7 | 57,6 | 53,8 |
Детские сады комбинированного вида | 8480 | 7403 | 7424 | 1414,0 | 1143,8 | 1308,5 |
Центры развития ребенка | 2429 | 2904 | 2981 | 457,4 | 564,2 | 601,0 |