Статистика продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что для того, чтобы максимизировать прибыль, необходимо анализировать статистику реализуемой продукции.
В курсовой работе можно выделить следующие задачи:
Раскрытие сущности и значение понятия статистика продукции
Изучить виды продукции
Исследовать показатели продукции
Исследовать индексы статистики продукции
Привести примеры применения индексов

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Так как продукция может быть разной, существует классификация экономической  деятельности. ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической  деятельности, введён в действие с 1-го января 2003 года. ОКВЭД состоит из 17 разделов, группирующих виды деятельности по их назначению и смыслу.

Полный список ОКВЭД можно посмотреть в приложении с.1 - с.5.

1.3 Система стоимостных показателей

Для анализа  стоимостного объема отгруженной и  оплаченной продукции можно использовать следующие статистические показатели:

1) Валовой оборот предприятия – ВО - является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям предприятия.

2) Доля валовой продукции в  валовом обороте – обратная величина к отношению ВО/ВП - коэффициенту внутрипроизводственного комбинирования, показывает, сколько рублей  произведенной валовой продукции приходится на 1 руб. валового оборота, то есть долю валовой продукции в стоимости валового оборота. Если этот коэффициент сокращается, это значит, что уменьшилась стоимость валовой продукции и выросла стоимость внутризаводского оборота, что может говорить об изменениях в организации производственного процесса, вызвавших удлинение стадий обработки.

3) Коэффициент товарности – характеризует стоимость товарной продукции, приходящейся на 1 руб. валовой продукции. Снижение этого коэффициента говорит об увеличении элементов, не входящих в стоимость товарной продукции, а именно увеличение остатков незавершенного производства на складе. Это может косвенно свидетельствовать о плохом качестве внутрипроизводственного планирования.

4) Коэффициент отгрузки  характеризует стоимость отгруженной продукции по отношению к стоимости товарной продукции. Снижение этого коэффициента может косвенно свидетельствовать о недостатках в работе отдела сбыта, т.к. показывает, что на складе готовой продукции остатки увеличились.

5) Коэффициент оплаты  характеризует соотношение стоимости реализованной и отгруженной продукции. Если этот коэффициент увеличивается, значит, возрастает выручка от реализации на 1 руб. отгруженной продукции, и можно предположить, что в отчетном периоде на предприятии улучшен контроль за своевременностью поступления платежей от покупателей продукции.

Объем товарной, отгруженной или оплаченной продукции  анализируется также с точки  зрения изменения в структуре  продукции, т.к. сдвиги в структуре  продукции оказывают влияние  на динамику выпуска и реализации продукции, производительность труда, себестоимость и прибыль. Структурные  сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей  и заказчиков, обоснованные техническим  прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения  в составе продукции, связанные  с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления, получают отрицательную оценку.

На практике используется система стоимостных  показателей, в состав которой включаются валовой оборот, валовая, товарная, реализованная и чистая продукция. Каждый из этих показателей имеет  самостоятельное экономическое  назначение.

Валовой оборот характеризует в  стоимостном выражении объем  продукции, произведенной за отчетный период всеми промышленно-производственными  цехами предприятия, независимо от того, потреблена эта продукция в других его промышленно-производственных цехах или отпущена за пределы  предприятия. В состав валового оборота  входят в стоимостном выражении  все выработанные в отчетном периоде  готовые изделия, полуфабрикаты, продукция  вспомогательных цехов, а также  выполненные работы промышленного  характера, как для отпуска на сторону за пределы предприятия, так и для дальнейшей переработки  и производственного использования  в других цехах. В отраслях с длительным производственным циклом в валовой  оборот включаются также изменение  остатков незавершенного производства как разность стоимости незавершенного производства на конец и начало отчетного  периода.

Показатели валового оборота, за отдельными исключениями, в настоящее время  не рассчитываются, они включают повторный  счет стоимости в пределах предприятия, равный стоимости внутризаводского оборота, под которым понимается сумма произведенных и потребленных на промышленно-производственные нужды  полуфабрикатов, а также продукции  подсобных и вспомогательных  цехов.

Хотя, как уже отмечалось, валовой  оборот на предприятиях не рассчитывается, по данному методу исчисляется валовая  продукция в таких отраслях, как  сахарная, молочная, мясная, рыбная. Валовая  продукция промышленного предприятия  представляет собой общий объем  продуктов основной деятельности предприятия (работ, услуг) за определенный период времени в денежном выражении. В  показателе валовой продукции учитываются  все произведенные в данном периоде  продукты (работы, услуги), отпущенные за пределы предприятия и предназначенные  для собственного потребления, а  также продукты различной степени  готовности.

Валовая продукция предприятия  может рассчитываться двумя способами: 
1) исходя из валового оборота;  
2) на основе поэлементного подсчета.

Первый способ базируется на том, что  валовая продукция отличается от валового оборота на величину внутризаводского оборота:

ВП=ВО-ВЗО,

где ВП–валовая продукция,  
ВО – валовой оборот,  
ВЗО – внутризаводской оборот.

При поэлементном подсчете объема валовой  продукции рассчитывается величина каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам  суммируются. В валовую продукцию  входят: 
1) стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период основными, подсобными и побочными цехами как из своего сырья, так и из сырья и материалов заказчиков; 
2) стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия; 
3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных предприятий и организаций данного хозяйства; 
4) стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства; 
5) стоимость изменения остатков инструментов, штампов, моделей, приспособлений, опок, изготовленных для собственных нужд; 
6) стоимость изменения остатков незавершенного производства (на тех заводах, где продолжительность производственного цикла составляет более двух месяцев).

4-й, 5-й и 6-й элементы валовой  продукции рассчитываются как  разница между величинами этих  элементов на конец и начало  периода.

В настоящее время валовая продукция  не является показателем, по которому оценивается деятельность предприятия. Однако он определяется предприятиями, так как данные о произведенной  валовой продукции необходимы для  исчисления чистой продукции и для  выяснения динамики производства.

Товарная продукция, или, как ее называют в настоящее время, объем  продукции (работ, услуг), представляет собой показатель, характеризующий  объем продукции, произведенной  для реализации на сторону.

Товарную продукцию составляют следующие три элемента:  
1) стоимость готовых изделий, произведенных в отчетном периоде основными, подсобными и побочными предприятиями; 
2) стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону; 
3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений и организаций данного предприятия.

Таким образом, товарная продукция  отличается от валовой тем, что в  нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначаются  к отпуску за его пределы. К  ним относятся изменения остатков полуфабрикатов собственного производства, незавершенного производства, инструментов, штампов, опок и других приспособлений, т.е. 4–6-й элементы валовой продукции. Помимо этого, в товарную продукцию  не включаются готовые изделия, потребляемые на предприятии, а также стоимость  сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция  на данном предприятии. Эти элементы валовой продукции называются нетоварными  элементами.

Реализованная продукция представляет собой отгруженную продукцию, оплаченную в данном периоде. Следовательно, товарная продукция считается реализованной, при выполнении двух условий: 
1) товарная продукция отпущена (отгружена) покупателям и заказчикам за пределы предприятия; 
2) денежные средства в оплату отгруженной продукции поступили на расчетный счет или в кассу предприятия-изготовителя.

При этом оплачиваемая продукция может  быть отгружена как в данном, так  и в предыдущих периодах.

В практике учета допускаются отклонения от заводского метода определения объема реализованной продукции. На тех  предприятиях, где внутризаводской  оборот входит в состав валовой и  товарной продукции, он отражается и  в объеме реализованной продукции.

Под чистой продукцией понимается вновь  созданная стоимость, или часть  национального продукта, произведенная  в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность между валовой продукцией (ВП) и  суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), т.е. стоимостью сырья. материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат: ЧП=ВП-МЗ.

На практике, как правило, чистая продукция определяется по промышленности в целом.

1.4 Качество продукции

Важным  показателем деятельности промышленного  предприятия является качество продукции. Высокий уровень качества продукции  способствует повышению спроса на нее  и увеличению суммы прибыли не только за счет объем продаж, но и  за счет более высоких цен.

Характеристика  качества может быть дана в виде некоторого набора значений тех свойств  изделий, которые существенны для  удовлетворения потребностей (показатели производительности, надёжности, долговечности  и т.п.).

Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

-Удельный  вес новой продукции в общем  выпуске;

-Удельный  вес аттестованной и неаттестованной продукции;

-Удельный  вес продукции высшей категории  качества;

-Удельный  вес продукции, соответствующей  мировым стандартам.

-Косвенные  показатели качества производимой  продукции – штрафы за некачественную  продукцию, объем и удельный  вес забракованной продукции,  удельный вес зарекламированной продукции, потри от брака и т.п.

Сложность количественного анализа качества, применения, например, индексного метода в данном анализе, заключается в  том, что признаки должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественную оценку и может  выражаться атрибутивным (альтернативным) признаком: продукция, сертифицированная  и не сертифицированная; продукция, соответствующая и не соответствующая  техническим условиям.

Получение сводной (интегральной) оценки качества продукции возможно различными способами:

-Оценка  качества продукции по сравнению  с эталоном производится с  помощью интегрального коэффициента, который представляет собой сумму  модулей относительных отклонений (в долях единицы) фактических  величин от эталонных по всем  анализируемым показателям качества.

-Оценка  качества продукции по нескольким  показателям с помощью перемножения  частных показателей качества.

-Для  оценки качества и конкурентоспособности  изделия возможно применение  метода балльной оценки, в соответствии  с которым каждому качественному  параметру изделия выставляется  балл с учетом значимости этого  параметра для изделия в целом  и избранной для оценки шкалы  - 5- 10- 100-балльной. После этого определяется  средний балл изделия, характеризующий  уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия  на средний балл исчисляют  стоимость одного среднего балла.

Подобный  расчет целесообразно проводить  при сравнительном анализе изделий  для решения вопроса об их запуске  в производство или эффективности  предлагаемых качественных усовершенствований. Вычисленный показатель среднего балла  затем используют для расчета  новой цены изделия.

В некоторых  отраслях промышленности, связанных  с особыми условиями производства и требованиями к качеству продукции, например, в электронной промышленности, как правило, не достигается стопроцентного выпуска годных изделий. Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных изделий снижаются затраты на технологические потери. В этом случае по специальной методике рассчитывается фактический выход годных изделий в % ко всему выпуску, а затем разность 100% и фактического выхода определяет затраты на бракованную продукцию.

Политика  предприятия должна изначально иметь  целью высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать. Брак может  быть обнаружен на самом предприятии - производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере  реализации или в процессе использования  продукции брак свидетельствует  как о плохом качестве продукции, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией. Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

Информация о работе Статистика продукции