Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:16, курсовая работа
Главная цель курсовой работы заключается в определении главных направлений развития и особенностей рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности Приморского края.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
1. уточнить определения “страхование”, “рынок страховых услуг” с учетом, прежде всего, особенностей реформируемой экономики;
2. определить виды страхования с учетом правового регулирования приморским законодательством;
3. рассмотреть страхование как элемент страхового рынка; провести детальный анализ в различных сферах страхования, в частности, по Приморскому краю;
4. сравнить полученные данные между собой.
Введение
Глава 1.Статистика страхования
1.1 Основные понятия статистики страхования
1.2 Статистика имущественного и личного страхования
1.3 Ответственное и обязательное страхование
Глава 2.Анализ показателей рынка
2.1 Исследование развития рынка страховых услуг
2.2 Результаты страховых компаний
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава 1.Статистика страхования
1.1 Основные понятия статистики страхования
1.2 Статистика
имущественного и личного
1.3 Ответственное и обязательное страхование
Глава 2.Анализ показателей рынка
2.1 Исследование развития рынка страховых услуг
2.2 Результаты страховых компаний
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной
экономике обеспечивает существенное
возрастание роли страхования в
общественном воспроизводстве, значительно
расширяет сферу страховых услу
Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несет за это ответственность, повышает роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением -- обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы) -- объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств). Предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).
Изменения затрагивают
также сферу имущественного и
личного страхования граждан, что
непосредственно связано с
Актуальность темы предопределена также незавершенностью разработки теоретической основы страхования вообще и выявления его особенностей в Приморском крае, в частности.
Вместе с тем, многие аспекты рынка страховых услуг и его государственного регулирования в теоретическом и методологическом плане исследованы недостаточно. Многообразие различных аспектов страхования, актуальность поиска новых подходов к решению проблемы эффективности государственного регулирования рынка страховых услуг обуславливает важность проведения дальнейших исследований в этом направлении. Этим обуславливается выбор темы, целей, задач, объекта курсовой работы.
В курсовой работе представлены теоретическая и практическая части. В теоретической части описывается сущность, виды, особенности страхования. В практической показаны динамика и анализ страховой деятельности в Приморском крае.
Главная цель курсовой работы заключается в определении главных направлений развития и особенностей рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности Приморского края.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
1. уточнить определения
“страхование”, “рынок
2. определить
виды страхования с учетом
правового регулирования
3. рассмотреть
страхование как элемент
4. сравнить полученные данные между собой.
В соответствии с поставленной целью, объектом исследования является Приморский рынок страховых услуг и механизм его государственного регулирования.
Предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка страховых услуг в условиях трансформируемой приморской экономики.
Информационной базой работы послужили отечественные и зарубежные разработки по проблемам функционирования рынка страховых услуг, законодательные и нормативно-правовые документы Приморского края.
Глава 1. Статистика страхования
Страхование имеет
длительную историю, на протяжении которой
оно из некоммерческого
Для самых ранних форм страхования характерным было взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Примеры таких форм страхования можно найти в Вавилонии, законах царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.)
В Древней Греции и Римской империи также можно найти примеры страхования, основанные на принципах взаимного страхования. В качестве классического примера в литературе приводится страховое в Древнем Риме, где постепенно складывались постоянные организации (коллегии, союзы) по профессиональному (торговцы, ремесленники, военные) или религиозному признаку со своими уставами. Примером может служить Устав ланувийской коллегии, которая была основана в 133 г. до н.э.
В период X-XIII вв. страхование стали осуществлять цехи и гильдии.
Постепенно цеховое страхование перешло к более совершенной форме создания страховых денежных фондов путем уплаты регулярных страховых взносов членов сообщества в свои кассы.
По мере развития товарно-денежных отношений натуральное страхование уступило место страхованию в денежной форме. Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила возможности взаимного страхования.
В литературе выделяют 3 основных этапа коммерческого типа страхования в Европе:
1 этап (XIV-конец XVII вв.) связан с эпохой, так называемого первоначального накопления капитала
2 этап (конец
XVII - конец XIX вв.) связывается с
эпохой свободного
3 этап (конец
XIX - XX вв.) связывается с эпохой
монополизации
Существенное развитие страхования приходится во второй половине XV в., когда европейцы начали активно осваивать новые земли. Эпоха великих географических открытий породила развитие судоходства, международную торговлю и новые опасности, связанные с этой деятельностью. Для защиты от морских рисков купцы и судовладельцы на период торговых экспедиций договаривались о том, что в случае гибели имущества одного из них, ущерб будет распределяться между всеми. Один из дошедших до наших дней морских полисов (договор о страховании за плату) был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорка на судне Санта Клара. Это свидетельствует о том, что в этот период уже существовало и развивалось коммерческое страхование, предполагающее предоставление страховой защиты за определенную плату (премию). В это время появились первые профессиональные страховщики - предприниматели, которые брали на себя обязательства возмещения ущерба под залог собственного имущества взамен уплаты страховой премии, которая не возвращалась, если ничего не происходило с застрахованным имуществом.
В 1468 г. создается Венецианский кодекс морского страхования.
В конце XVII - начале XVIII вв. возникают первые страховые общества в области морского страхования: в Генуе в 1741 г., в Париже в 1686 г. и другие преимущественно портовых городах Европы. Постепенно страхование начало охватывать и другие риски, не связанные с морем.
Существенным толчком к развитию страхования имущества от огня явился Большой Лондонский пожар 1666 г., уничтоживший 13200 зданий в центре Лондона. Именно после этого трагического события был учреждена первая в мире страховая компания, появилось страхование от огня.
Принято считать, что страхование жизни также зародилось в Великобритании. Именно здесь в 1762 г. появилась страховая компания Equitable Life Assurance Society, занимающаяся страхованием жизни по сей день. Это общество одним из первых начало использовать в своей деятельности актуарные расчеты, что повысило эффективность страхования.
К концу XVIII в. в Западной Европе насчитывалось уже около 100 различных видов имущественного и личного страхования.
Базовые условия развития коммерческого страхования на втором этапе, в особенности промышленный переворот конца XVIII - начала XIX в. вызвали к жизни дальнейшее развитие имущественного и личного страхования. Личное страхование получило научно-обоснованную математическую базу (актуарные расчеты). Страхование в этот период от индивидуальных форм предпринимательства переходит к коллективным формам, прежде всего в форме акционерного общества. Возникло сострахование и перестрахование.
Главным итогом
третьего этапа можно считать
завершение специализации по трем отраслям
(имущественному, личному и ответственности),
его интернационализация, становление
регулярного перестрахования
В настоящее время страхование является важным сектором, как мировой, так и национальной финансовой системы.
1.1 Основные понятия статистики страхования
Страхование, на сегодня является важной, но менее изученной сфер экономики. Для более глубокого понимания изучаемого материала необходимо владеть терминологией страхования.
Страхование - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей.
Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.
Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии). Страхователь (полисодержатель) -- дееспособное физическое или юридическое лицо, уплатившее страховой взнос и вступившее в конкретное страховое обязательство со страховщиком. Страхователями могут быть как резиденты и нерезиденты, так и лица без гражданства, представляющие различные типы собственности, различные отрасли (сектора) экономики. Основная обязанность страхователя состоит в осуществлении регулярных страховых взносов (премии, платежи). Страховщик -- юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном законом порядке лицензию на эту деятельность на территории России. Страховщиками могут быть государственные, акционерные, частные или совместные страховые организации. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность напрямую или через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые посредники являются связующим звеном между страховой компанией и ее клиентами -- они выполняют непосредственное страховое обслуживание.
Основные функции страховых посредников можно классифицировать следующим образом:
- информирование
клиентов о специфике
- принятие и первичный анализ качества страховых предложений, заключение, возобновление договора страхования и инкассация страховых взносов;
- разъяснения
клиентам их прав и
В зависимости от способа и места приобретения различают следующие виды страховых полисов:
- индивидуальный
-- приобретается исключительно
- коллективный
-- страхуются работники
- смешанный, который основывается на сотрудничестве территориальных посредников со специализированными компаниями, а также на налаживании оптимального компромисса в процессе совместной деятельности субъектов государственного и негосударственного страхования.
Страховые агенты -- физические или юридические лица, осуществляющие свою деятельность от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры -- юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховые брокеры обязаны направлять в Росстрахнадзор извещение о намерении вести посредническую деятельность по страхованию не Позже чем за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (разрешения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя. Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации, допускается в том случае, если это предусмотрено соответствующим межгосударственным соглашением с участием России.
Страховой брокер:
- представляет
интересы клиента, действует
- обеспечивает максимально (оптимально) высокий стандарт распределения риска и дает гарантии клиенту, что при наступлении страхового случая он будет достаточно обеспечен. Для этого он должен знать уровень финансовой и социальной устойчивости не только конкретного клиента, но и страховой компании;