Статистика страхования и страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 02:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение статистики страхования и страхового рынка.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить теоретические основы статистики страхования;
- охарактеризовать состояние и тенденции развития рынка страхования в России;
- определить перспективы развития страхового рынка в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Statistika_strakhovania_i_strakhovogo_rynka_nov.doc

— 972.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2013 году в сегменте добровольного страхования ответственности, на который пришлось 29,74 млрд. руб., положительную динамику показали премии по всем видам страхования, кроме двух. Премии по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспорта сократились на 5,2%, а по страхованию ответственности за неисполнение обязательств - почти на 40%, что стало причиной того, что объем премий в целом по сегменту при положительной динамике остальных видов оказался ниже прошлогодних значений.

Таблица 7

Страховые премии и выплаты по обязательным видам страхования15

Виды страхования

Страховые премии

Выплаты

млрд руб.

% к общей сумме

% к соотв. периоду пред. года

млрд руб.

% к общей сумме

% к соотв. периоду пред. года

личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов)

0

0

0

0,00002

0,00004

8,3

страхование жизни и здоровья пациента, участв. в клинических исслед-ях лекарст. препарата для медиц. применения

0,03

0,04

76,6

0,005

0,009

97,5

гос. личное страхование работников налоговых органов

0,01

0,01

96,5

0,008

0,02

80,4

гос. страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним

17,37

18,7

94,3

8,38

17,0

118,0

страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

67,37

72,5

107,0

40,46

82,0

110,6

страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна

0,001*

0,001

1,3

0,008

0,02

50,8

страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

5,44

5,8

68,3

0,12

0,2

102,2

иные виды обязательного страхования

2,76

3,0

88,7

0,37

0,7

3599,6

Итого по обязательным видам страхования

92,98

100,0

100,4

49,35

100,0

112,5


В целом, как следует из опроса, проведенного КПМГ, страхование ответственности в 2013 году не показало существенного роста, хотя в начале 2013 года страховые компании ожидали наибольшего роста именно в данном сегменте. Одним из основных факторов, повлекших сокращение объемов премии по страхованию ответственности, стало снижение привлекательности некоторых регионов в качестве потенциального рынка ДСАГО.

Ситуация на рынке автострахования говорит о снижении привлекательности данного сегмента бизнеса для страховых компаний. Одной из основных проблем моторного страхования является рост убыточности. Как отмечается в "Обзоре финансовой стабильности" ЦБ РФ от июня 2014 года, важнейшим фактором, определившим такую тенденцию в автостраховании, стало изменение судебной практики и резкий рост судебных исков в адрес страховых организаций. Наиболее ощутимым является рост выплат по судебным решениям по событиям и условиям, не прописанным в договорах страхования, например, выплаты по не вписанным в полис водителям или возмещение утраты товарной стоимости. Данные выплаты не учитывались в стандартных тарифных моделях и, следовательно, под них не были сформированы страховые резервы. В первом квартале 2014 года ситуация осложнилась из-за ослабления рубля, что привело к росту стоимости автозапчастей к иномаркам, а значит, и среднего размера выплат. В результате реальные обязательства страховых организаций превысили ранее созданные резервы.

Реформа обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) остается центральной темой для обсуждения в сегменте моторного страхования. 24 марта 2014 года правительственная комиссия рекомендовала к внесению в Госдуму новый блок поправок к закону об ОСАГО, который дополнит блок, уже прошедший обсуждение в первом чтении в Госдуме. В начале марта президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству ускорить реформу ОСАГО, законодательные изменения было необходимо внести до 1 июля этого года. Вошедшие в оба блока изменения в основном направлены на повышение защиты пострадавших в ДТП, совершенствование выплат в ОСАГО и сопутствующего сервиса. Вместе с тем и пакет поправок, уже прошедших первое чтение в Думе, и новый блок должны в корне поменять сложившуюся экономику ОСАГО.

Сегмент банкострахования является одним из самых быстрорастущих сегментов на российском страховом рынке, его драйвером рынка в 2013 году по-прежнему оставалось страхование заемщиков потребительских кредитов. По данным "Эксперт РА", рынок банкострахования за 2013 год вырос на 15% за счет страхования жизни и здоровья заемщиков потребкредитов (22 млрд. руб., +45%), а также некредитного страхования (19 млрд. руб., +257%), основная доля которого приходилась на инвестиционное и смешанное страхование жизни. При этом рост некредитного страхования обеспечили компании, входящие в одну группу с банками.

В январе 2014 года Госдума начала обсуждение изменения системы страхования опасных объектов (ОСОПО). Минфин России подготовил поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в декабре 2014 года, но только в марте 2015 года документ был внесен в парламент.

Таким образом, в настоящее время страховой рынок России характеризуется ростом числа страховых компаний и страховщиков, а также объемов совершаемых ими операций, появлением новых потребностей и новых направлений их деятельности. Кроме того, произошло достаточно резкое обострение конкуренции со стороны, как отечественных страховых компаний, так и зарубежных страховых и перестраховочных фирм.

 

 

 

 

3. Перспективы развития страхового рынка в России

 

Основные причины, сдерживающие страховой рынок, имеют как внутрисистемный, так и связанный с особенностями российской экономики характер. К таковым можно отнести квалификацию кадров, уровень финансового потенциала, традиционные каналы и качество сбыта страховой продукции, несоответствие мировым стандартам требований к платежеспособности страховых организаций, степень платёжеспособности предприятий и граждан, нормативно-правовую и регулирующую базу, высокий уровень монополизации страховых компаний, страховое мошенничество и недобросовестную конкуренцию. 

Тем не менее позиции страхования как неотъемлемого звена финансовой системы укрепляются. Об этом свидетельствуют как увеличение спроса на отдельные страховые продукты, так и развитие многих видов страхования, что находит своё отражение в приросте сборов страховых премий16. 

Оценка тенденций формирования страхового рынка, его особенностей и перспектив дальнейшего развития позволяет выявить определённый потенциал роста. Необходимо стимулирование страхования как специализированной отрасли по стабилизации экономики и обеспечению благосостояния граждан. Создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц предопределяет формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. В современной практике присутствует в большей мере «вменённое страхование», то есть принуждение потребителей к приобретению страховых услуг (обязательное, кредитное страхование). По оценкам экспертов, уровень страховой культуры российских граждан и хозяйствующих субъектов очень низкий17. Это связано, прежде всего, с негативным отношением к страховой защите, недоверием к страховым компаниям. Немаловажным фактором является и то, что расходы на приобретение страховых продуктов связываются с дополнительной нагрузкой на бюджеты физических и юридических лиц. 

В целях защиты граждан и хозяйствующих субъектов необходимо обеспечить повышение роли страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений. При этом возрастает значимость укрепления надёжности страховых компаний, государственного регулирования и надзора за тарифной политикой страховщиков; создания благоприятного налогового режима в целях стимулирования развития страховой отрасли; совершенствования качества образования при подготовке специалистов для отрасли страхования, прежде всего, это касается андеррайтеров и страховых актуариев. 

Серьезной проблемой для страховой отрасли остаётся повышение качества образования и переподготовки профильных специалистов. Для её решения, во-первых, требуется объединение теоретического обучения с практикой разработки и продаж страховых продуктов, страхового маркетинга, финансового менеджмента страховых компаний с целью формирования специальных знаний, навыков, умений планирования и прогнозирования страхового портфеля, обеспечения его сбалансированности; выбора и обоснования каналов продвижения страховых продуктов; оптимизации и обеспечения эффективного размещения средств страховых резервов; ценообразования с использованием плановых и фактических актуарных расчётов. Во-вторых, требуется сертификация всех специалистов страховой компании, а не только руководителя, главного бухгалтера и актуария. 

Одной из актуальных проблем страхового рынка остаётся надзорная деятельность. С 2013 года контроль за рынком страховых услуг осуществляется «мегарегулятором» (Центральным Банком России), который контролирует все секторы финансового рынка, что предполагает наличие единого подхода в регулировании и надзоре за всей финансовой системой. Роль мегарегулятора заключается в обеспечении целостного контроля над всеми участниками финансовых рынков. В частности, это касается платёжеспособности, отчётности, резервов, достаточности капитала, прозрачности качества активов страховщиков. Результатом этого становится ужесточение регулирования страхового рынка, ускорение введения необходимых законодательных актов, повышение оперативности надзорных действий. Соответственно, возникает объективная необходимость перехода на международные стандарты учёта и отчётности, освоения российскими страховщиками риск-ориентированной системы Solvency I и II. 

Интеграция российского и европейского страховых рынков определяет необходимость интеграции и страхового права. Поэтому отечественное страховое законодательство должно основываться на принципах, имеющих место в международных правовых стандартах: добросовестности субъектов страхового рынка, открытости и предсказуемости надзорных действий, финансовой устойчивости и инвестиционной эффективности страховщиков, ответственности всех участников страховых отношений. 

Следует отметить, что действующая система надзора и регулирования страхового рынка в России аналогична европейской системе Solvency I, когда надзорные органы обладают ограниченным набором инструментов контроля и в основном всё сводится к поддержанию платёжеспособности страховщиков, контролю правильности формирования и размещения страховых резервов. Российская законодательная база по платежеспособности страховых компаний на сегодняшний день включает четыре основных требования: к формированию страховых резервов, к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, к соблюдению нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств.

Также гарантией платёжеспособности является достаточная величина размера уставного капитала. В 2012 году завершилась процедура приведения уставных капиталов к требованиям федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»18. Минимальный уставный  
капитал для медицинских страховщиков определён на уровне 60 млн. рублей, для страховщиков жизни - 240 млн. рублей, для перестраховщиков - 480 млн. рублей, для компаний, осуществляющих исключительно рисковые виды страхования, -120 млн. рублей19. 

Концептуально новый подход Solvency II предполагает возможность контроля внутренних систем страховых компаний, достаточности уровня капитала страховщика. Методология расчёта маржи платёжеспособности основывается на соблюдении не правил расчёта коэффициентов, а принципов их моделирования и стресс-тестов. Основными требованиями становятся не только количественные (капитал формируется на таком уровне, чтобы вероятность банкротства в течение года не превышала 1/200 или 0,05%), но и качественные характеристики (внутренняя система контроля рисков и платёжеспособности)20. 

В настоящее время страховщики контролируются не только Центральным Банком России, но и Федеральной антимонопольной службой и Российским союзом автостраховщиков. Существующая система надзора за деятельностью страховых организаций не способствует тотальному контролю и выявлению финансово неустойчивых компаний. У РСА существуют ограниченные функции контроля, когда теоретически имеется возможность ограничивать деятельность финансово неустойчивых компаний (к примеру, контроль выдачи бланков ОСАГО), но на практике это не находит применения. 

Центральным Банком России анализируется отчётность в порядке надзора, публикуется информация о числе жалоб, но при этом отсутствуют конкретные меры для предотвращения невыполнения страховщиками обязательств по выплатам. Отчётность в порядке надзора предоставляется не в обязательном порядке, а по запросу, что снижает качество контрольной функции. Но следует отметить введение более жёстких требований к структуре активов. Квота для покрытия собственных средств за счёт привлечения заёмного финансирования увеличена с 15 до 60%. Требования к структуре активов теперь должны исполняться на любую дату, ранее - на отчётную. Из перечня активов исключены переводные векселя, а также векселя, выданные физическими лицами или акционерами страховщиков. 

Информация о работе Статистика страхования и страхового рынка