Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение статистического изучения вариации цен.
Информационной базой написания курсовой работы послужили учебные пособия, учебники, практические пособия по данной теме отечественных авторов.

Содержание

Введение…………………………………….....……………………......…..…3
I. Теоретическая часть…...………………………...………………...…....5
1. Статистика цен...........................................………………………...……....5
1.1. Понятие цен…………………………………..………………………..…7
1.2. Понятие инфляции……………………………………………………...10
2. Статистические методы изучения цен ………....….…….……………...11
2.1. Метод статистической сводки...............................................................11
2.2. Метод группировки…………………………....…..…..........................14
2.3. Индексный метод..…………………………………..….……………..15
2.4. Графический метод................................................................................18
3. Вывод по методам.......................................................................................19
II. Расчетная часть......................................................................................21
III. Аналитическая часть...........................................................................30
Заключение......................................................................................................35
Список литературы.........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 24 Мой.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)


Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Челябинский филиал Финуниверситета


 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА  №

 

    по дисциплине «СТАТИСТИКА»

 

              Вариант 24

 

 

 

 

 

 

Студент  Абрамов А.С.

 

факультет финансово-кредитный

курс  3   группа 203341

зач. книжка № 100.30/120183

 

Преподаватель к.э.н. Хилинская И.В.

 

 

 

 

Челябинск – 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………….....……………………......…..…3

I. Теоретическая часть…...………………………...………………...…....5

1. Статистика цен...........................................………………………...……....5

1.1. Понятие цен…………………………………..………………………..…7

1.2. Понятие инфляции……………………………………………………...10

2. Статистические методы изучения  цен ………....….…….……………...11

  2.1. Метод статистической сводки...............................................................11

  2.2. Метод группировки…………………………....…..…..........................14

  2.3. Индексный метод..…………………………………..….……………..15

  2.4. Графический метод................................................................................18

3. Вывод по методам.......................................................................................19

II. Расчетная часть......................................................................................21

III. Аналитическая часть...........................................................................30

Заключение......................................................................................................35

Список литературы.........................................................................................36

 

 

 

Введение

 

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цены, процессы  их образования  и изменения представляют  собой  предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен.

Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.

В основу современной  классификации  концептуальных задач  статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Целью курсовой работы является рассмотрение статистического изучения вариации цен.

Информационной базой  написания курсовой работы послужили  учебные пособия, учебники, практические пособия по данной теме отечественных  авторов.

Курсовая работа состоит  из введения, теоретической, расчетной, аналитической  частей, заключения и списка литературы. В тексте работы содержаться таблицы, графики и рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Статистика  цен

Все действующие  в экономике цены взаимосвязаны  и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются [10, с. 247]:

  • оптовые цены;
  • закупочные цены;
  • розничные цены;
  • тарифы на услуги транспорта.

Основные  блоки цен в свою очередь включают в себя ряд подблоков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока — оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков — тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

В основе взаимосвязи  всех цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов»: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки цен.

Ведущую и  определяющую роль во всей системе  цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

Различные блоки  цен, входящие в систему цен, имеют  не только прямую, но и обратную связь. Например, повышение цен в топливном комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов, потребляемых ими.

В условиях административной экономики повышение цен в  названных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли, производящие потребительские товары и некоторые другие).

В условиях перехода к рынку дотаций в таких  широких масштабах, как прежде, быть не может, так как это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.

Столь тесная взаимосвязь и взаимозависимость  цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами [10, с. 248]:

1. Все цены  формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.

2. Все предприятия  (фирмы), производства и отрасли,  хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др.

Вместе с  тем взаимосвязь и взаимозависимость  цен в единой системе не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.

Необходимо  отметить довольно тесную связь между  системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда включает: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.

Система цен  характеризуется такими показателями, как уровень  цен, структура цен, динамика цен.

В условиях рыночной экономики статистика цен имеет  важное значение. Конкуренция ведет к дифференциации цен, поэтому объектом изучения становятся не только цены, но и покупки с учетом корректировки цен на возможные скидки или надбавки (например, скидка за количество покупок, постоянным клиентам, за покупки вне сезона или надбавки за рассрочку платежа, за упаковку, тару, дополнительные услуги и т. п.).

 

1.2. Понятие  инфляции

Одной из самых важных характеристик  состояния экономики любой страны является уровень инфляции, который  проявляется в росте общего уровня цен. Рост уровня цен неравнозначен  понятию «инфляционный рост цен», так как может включать изменение цен, обусловленное изменением качества продукции и услуг. Не существует единого статистического показателя, способного отделить один из другого, тем более что оценка изменения качества не возможна без привлечения экспертных методов. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с использованием развернутой системы показателей.

Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен  (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.

Дефлятор валового внутреннего  продукта (ДВВП) оценивает степень  инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает  не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. В большинстве стран ИПЦ публикуется ежемесячно, в кризисных условиях - еженедельно. Периодичность расчета ДВВП квартальная или годовая. Это связано с относительной сложностью его расчета.

В России ИПЦ исчисляется за каждый месяц и нарастающим итогом с  начала года по модифицированной формуле  Ласпейреса:

                                                                            (1.1)

где p(t-1)q0 = p0q0 × p1/p0 × p2/p1 ×…× pt/p(t-1) .

Модификация состоит в том, что  изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цены, т. е. В каждый период времени базовые  веса умножаются на последнее значение индекса цен.

ДВВП в большинстве  стран определяется по методу  Пааше.

Известная формула может быть представлена в виде:

                                                      (1.2)

Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.

Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:

                                          N=(It - It-1) / It                                                       (1.3)

где  It  и It-1   –  индексы цен смежных периодов.

Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился  уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 – 9 %, инфляция называется «ползучей», 10 – 49 % - «галопирующей». В случае 50 % и более в месяц - экономика «больна» гиперинфляцией.

Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:

                                          IП.С.= 1 / Ip                                                            (1.4)

Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров  и услуг. Величина денежной массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее физического объема и цен товаров. Поскольку товарная и денежная масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического объема, массы денег в обращении и скорости их обращения

Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы (в постоянных ценах).

Информация о работе Статистика цен