Статистика цен и тарифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен и тарифов», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области, и непосредственной применение этих знаний на практике. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен и тарифов. В курсовой работе большое внимание уделяется именно рассмотрению методов расчета и анализа индексов цен, на примере строительной компании «ЗАЕРС», которая успешно функционирует на московском рынке в течение 10 лет.

Содержание

Введение.................................................................................................3
1.1. Задачи статистики цен................................................................... 5
1.2. Система показателей статистики цен........................................... 7
1.3. Принципы и методы регистрации цен......................................... 8
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен..................................... 12
2. Расчетная часть................................................................................. 16
Заключение............................................................................................ 21
Список использованной литературы.................................................. 22

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика цен и тарифов.docx

— 115.42 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по сельскому  хозяйству

ФГУВПО

Государственный Университет по Землеустройству

Кафедра экономической теории и  менеджмента

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по Статистике:

«Статистика цен и тарифов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                      ст. гр.

Проверил: 

                                      

 

 

 

Москва 2005

Содержание

   

     Введение.................................................................................................3

1.1. Задачи статистики цен................................................................... 5

1.2. Система показателей статистики  цен........................................... 7

1.3. Принципы и методы регистрации  цен......................................... 8

1.4. Методы расчета и анализа  индексов цен..................................... 12

2. Расчетная часть................................................................................. 16

Заключение............................................................................................ 21

Список использованной литературы.................................................. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика  цен и тарифов», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих  знание в этой области, и непосредственной применение этих знаний на практике. В  основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен и тарифов.

И это особенно важно при переходе России к рыночной экономики многие предприятия столкнулись с серьезными проблемами, так как раньше не задумывались о затратах на производство, не думали о рынках сбыта и не занимались ценообразованием. Вследствие этого многие отечественные товары оказались неконкурентоспособными и проиграли свои позиции иностранным аналогичным товарам, которые были дешевле и качественнее, что отвечало потребительским требованиям. Вот почему сегодня статистика является важнейшим звеном  во всей экономике, предъявляя дополнительные требования к управленческому персоналу. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

 Предметом  статистики цен является всестороннее  изучение цен и ценообразования.  Статистика цен изучает уровни  и структуру цен, соотношения  цен и динамику цен, вариации  цен и эластичность цен в  различных аспектах, а также анализирует  влияние цен на важнейшие стоимостные  социально-экономические показатели.

Многоаспектный  комплекс проблем, именуемый статистикой  цен, существует как самостоятельный  блок показателей и является составной  частью социально-экономической статистики и статистики финансов.

Статистика  цен всегда использовалась для решения  всех государственных программ экономического и социального развития страны, для  принятия и анализа выполнения перспективных  планов. Значение всестороннего изучения цен в настоящее время трудно переоценить. Оно возрастает в связи  с анализом осуществляемой в стране экономической реформы.

В современных  условиях цены являются сложной экономической  категорией, основой рыночного механизма, а ценообразование – инструментом маркетинга. Взаимосвязь цен с  системой народнохозяйственных, отраслевых и региональных экономических показателей в большинстве  случаев характеризуется тем, что цена выступает как один из факторов, оказывающих влияние на закономерности социально-экономических процессов и явлений. Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны. Цена существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов – федерального , регионального и д.р. Цены выступают как экономический фактор, определяющий покупательную способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных групп населения. Динамика цен оказывает прямое воздействие на уровень и структуру потребления населения, на соотношение в потреблении материальных и духовных благ, уровень и качество жизни народа в целом и его различных социальных групп.

Всестороннее  изучение цен предполагает использование  всего арсенала статистических методов: выборочные обследования, абсолютные и относительные величины, группировки, средние величины, индексы, ряды динамики, показатели вариации, корреляционный анализ, графический  метод и д. р. Практически государственная  статистика более широко применяет  выборочные обследования, метод средних  величин, индексный и графический  методы. В научных исследованиях  в области статистики цен используются также другие методы.

Государственной статистикой предусматривается  перспективное совершенствование  статистики цен как важнейшего блока  социально-экономической статистики и статистики финансов. Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во – первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во – вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике.

В курсовой работе большое внимание уделяется  именно рассмотрению методов расчета  и анализа индексов цен, на примере  строительной компании «ЗАЕРС», которая  успешно функционирует на московском рынке в течение 10 лет.

 

    1. Задачи  статистики цен

 

В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные  товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые  решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния (конъюнктуры)  рынка. Решая эту общую задачу  в условиях рынка, статистика  рассматривает поведение цен  как опосредованную реакцию на  изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность  спроса и предложения, рост  и дифференциация доходов населения,  изменение цен на взаимосвязанные  товары, изменение уровня качества  товаров и требований к нему  и т. д.).

2. Характеристика цены как инструмента  управления рынком. С этой позиции  статистика изучает возможности  и степень воздействия цен  на производство (в том числе  и с помощью налогов, заложенных  в структуру цены), обращение (от  цены зависят скорость оборота  и издержки обращения), спрос.  Общепризнанная обратная зависимость  между ценой и спросом не  всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной»  цены или цены «показателя  качества». Статистика цен имеет  возможность обосновать экономические   рычаги для маркетингового регулирования  рынка.

3. Анализ цен с позиции маркетингового  управления ценообразованием и  государственного регулирования  цен. Решение этой задачи предполагает  статистически выявить закономерности  ценообразования, поведения цен  и поведения покупателя, установить  влияние их на уровень жизни,  смоделировать и осуществить  прогноз изменения цен.

Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.

1. С позиции государства: изучение  цены как орудия социальной  и экономической эффективности  рынка, как фактора уровня жизни,  как главной составляющей инфляционных  процессов; изучение влияния цен  на рынок труда, прогнозирование  последствий изменения цены; изучение  цены в роли дефлятора для  пересчета стоимостных показателей:  как важнейшего фактора формирования  бюджета; статистическое изучение  цен, моделирование их закономерностей  для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых,  региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование  взаимосвязи цен и качественных  характеристик товара, структуры  цен в отрасли, изучение цен  альтернативных товаров и других  субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение  цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния  на уровень жизни различных  социальных групп населения; анализ  соответствия цен  качеству  товаров и уровню доходов, предпочтениям  потребителей; выявление ассортиментной  дифференциации цен как фактора  выбора (вынужденности) покупки и  т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью  конкретных функциональных задач, которые  включают:

- регистрацию  цен, наблюдение за их изменением;

- анализ  уровня цен, его дифференциации;

- характеристику  структуры цен;

- изучение  соотношений цен различных товаров,  субрынков и перекрестной эластичности   цен;

- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

- региональный  анализ цен;

- анализ  и моделирование динамики цен;

- выявление  и моделирование факторов, влияющих  на уровень, вариацию и динамику  цен;  

- прогнозирование  цен.

 

 

 

 

 

1.2.   Система   показателей   статистики   цен

 Цены - сложная система, составной  элемент рыночного механизма.  Следовательно, статистическое изучение  цен требует развернутой системы  показателей, соответствующей требованиям  рыночной экономики. Система показателей  должна отразить различные виды  дифференциации рыночных цен:  ассортиментный, территориальный, во  времени, по социально-доходным  группам, различным субрынкам. 

 Таблица  1. –  Система показателей статистики  цен 

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная   цена   товарного   вида,   сорта товара-представителя

 

Средний уровень

Средняя   цена  на   дату   и   за   период:  по товарной       группе        (комплексу);      по территории, в том числе городу  и  селу;  по субрынкам; по группам  покупателей

 

Обобщающий уровень

Стоимость      потребительской     корзины; отношение   индивидуальной,   средней   и обобщающей цены к  доходу

Структура цены

Себестоимость,   наценки, скидки    (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение  оптовых и розничных цен; соотношение  структурных элементов розничных  цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен  регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров к базовой  цене; степень отклонения соотношений  цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных  товаров по уровню цен); уровень территориальной  колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации  трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок  в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Информация о работе Статистика цен и тарифов