Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное ознакомление с материалами по теме «Статистика цен и тарифов», овладение теоретическими основами, усовершенствование своих знание в этой области, и непосредственной применение этих знаний на практике. В основе расчетов лежат оригинальные данные, что позволит непосредственно, на примере, ознакомится с предметом статистики цен и тарифов. В курсовой работе большое внимание уделяется именно рассмотрению методов расчета и анализа индексов цен, на примере строительной компании «ЗАЕРС», которая успешно функционирует на московском рынке в течение 10 лет.
Введение.................................................................................................3
1.1. Задачи статистики цен................................................................... 5
1.2. Система показателей статистики цен........................................... 7
1.3. Принципы и методы регистрации цен......................................... 8
1.4. Методы расчета и анализа индексов цен..................................... 12
2. Расчетная часть................................................................................. 16
Заключение............................................................................................ 21
Список использованной литературы.................................................. 22
Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).
Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.
Формула Эджворта - Маршалла:
Формула (5) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.
Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:
который
оценивает не только набор товаров
базисного периода по ценам текущего,
но и набор товаров текущего периода
по ценам базисного. Применяется
в случае трудностей с выбором
весов или значительного
Разновидностью розничных цен
являются цены на продукты массового (общественного)
питания. Они образуются на базе розничных
или оптовых цен на продукты, покупаемые
предприятиями массового
где n1, p1, q1 – норма наценки, цена и количество товаров в отчетном году, n0, p0, q0 – норма наценки, цена и количество товаров в базисном году; k – число i-x разновидностей товаров;
Так как расход продуктов в производстве
продукции массового питания
учитывается в стоимостных
где inp = in * ip = n1p1 / n0p0
Формула индекса цен массового питания имеет вид:
Индексы при систематическом расчете
из года в год образуют индексные
ряды. Различают базисные ряды (цены
каждого года сравниваются с ценами
года, принятого за базу) и цепные
(характеризующие изменение
Применение системы
Численные значения индексов, рассчитанных
по различным формулам на основе одних
и тех же данных, отличаются и
порой значительно, особенно в годы
резких изменений уровня цен и
связанного с этим изменения структуры
спроса. Отдать предпочтение одной
формуле трудно: разные цели диктуют
применение индексных форм, имеющих
разный экономический смысл. Отказ
от концепции единственного
2. Расчетная часть
Все предприятия в Российской Федерации
ведут учет своей производственно-
Наименование изделия |
Цена за единицу в ноябре 2005 г. (отчетный) |
Кол-во проданных материалов |
Цена за единицу в январе 2005 г. |
Кол-во проданных материалов |
Кирпич строительный одинарный М-100 |
4,7 |
268800 |
4,5 |
256000 |
Кирпич строительный полуторный |
5,9 |
164000 |
5,67 |
144000 |
Кирпич лицевой одинарный М-150 |
6,4 |
163680 |
6 |
126750 |
Плиты перекрытия серия 1.141 В 63 ПК 72-15-8АтVт-1 |
8290 |
48 |
8240 |
50 |
Лестничные марши серия 1.151-1 ЛМ 27-11-4 |
4200 |
26 |
3900 |
23 |
Фундаментные блоки стен подвалов ГОСТ 13579-78 ФБС 24-3-6 |
1230 |
32 |
1100 |
29 |
Фундаментные блоки ленточные ГОСТ 13580-85 ФЛ6-12 |
980 |
41 |
900 |
36 |
Перемычки железобетонные ГОСТ 948-84 |
134 |
34 |
145 |
29 |
Сваи с каркасным армированием по серии 1.011.1-10.1 |
418 |
55 |
390 |
60 |
Кольца колодцев серия 39001-14 КС 10-9 |
1620 |
25 |
1630 |
27 |
В графе 1 по сводным строкам указываются наименования приобретаемых материалов.
В графе 2 указывается цена на товар в отчетный период (ноябрь 2005 года).
В графе 3 указывается количество проданных материалов в отчетном периоде.
В графе 4 - цена в январе 2005 года.
В графе 5 указывается количество проданных материалов в базисном периоде.
Стоимость материалов указывается в рублях.
Имея вышеприведенные данные, я могу провести индексный анализ и рассмотреть деятельность предприятия в динамике.
Необходимо создать
Наименование изделия |
|
|||
Кирпич строительный одинарный М-100 |
1152000 |
1263360 |
1209600 |
1203200 |
Кирпич строительный полуторный |
816480 |
967600 |
929880 |
849600 |
Кирпич лицевой одинарный М-150 |
760500 |
1047552 |
982080 |
811200 |
Плиты перекрытия серия 1.141 В 63 ПК 72-15-8АтVт-1 |
412000 |
397920 |
395520 |
414500 |
Лестничные марши серия 1.151-1 ЛМ 27-11-4 |
89700 |
109200 |
101400 |
96600 |
Фундаментные блоки стен подвалов ГОСТ 13579-78 ФБС 24-3-6 |
31900 |
39360 |
35200 |
35670 |
Фундаментные блоки ленточные ГОСТ 13580-85 ФЛ6-12 |
32400 |
40180 |
36900 |
35280 |
Перемычки железобетонные ГОСТ 948-84 |
4205 |
4556 |
4930 |
3886 |
Сваи с каркасным армированием по серии 1.011.1-10.1 |
23400 |
22990 |
21450 |
25080 |
Кольца колодцев серия 39001-14 КС 10-9 |
44010 |
40500 |
40750 |
43740 |
ИТОГО: |
3366595 |
3933218 |
3757710 |
3518756 |
В статистическом анализе существует
много индексов. Рассмотрим некоторые
из них, например индивидуальный индекс,
который рассчитывается по следующей
формуле
Применяя ее, мы видим, что цена на фундаментные блоки стен подвалов в отчетном месяце по сравнению с базисным месяцем выросла на 11% , и данное наименование товара подорожало больше других. Меньше всего подорожали кольца колодцев - 1% . Упала же цена на перемычки железобетонные(-8%). В основном колебание цены составило от 4% до 7%
Аналогичная формула применяется и для сопоставления кол-ва приобретенного материала (вместо цены поставим кол-во). Воспользовавшись ей легко определить, что в текущем периоде по сравнению с базисным количество проданного кирпича лицевого одинарного увеличилось на 29%, а в свою очередь количество проданных свай с каркасным армированием уменьшилось на 9%.
Общий индекс товарооборота исчисляется по формуле:
i = = + = = 1,16
Мы можем сделать вывод, что товарооборот в ноябре повысился на 16% по сравнению с январем.
Общий индекс физического объема товарооборота (количество проданных товаров) исчисляется по формуле:
i =
Подставив данные, получаем:
=1,11.
Это означает, что количество проданного товара в ноябре было больше на 11%, чем в январе.
Теперь воспользуемся формулой Пааше и найдем
общий индекс цен
Подставив данные из таблицы:
i =
=1, 04
Мы получаем 1,04 (4%) т.е. цены на все представленные товары в среднем выросли на 4 % по сравнению с базисным периодом.
Также в индексном анализе
используется индекс Ласпейреса, показывающий
насколько изменилась выручка (затраты)
при изменении объема продаж (покупки)
при неизменной цене.
Применив эту формулу, получим следующее: цены увеличились на 4%.
У индекса Пааше и Ласпейреса есть свои недостатки и для их разрешения был придуман индекс Фишера, учитывающий оба эти показателя. Но все же отношение к индексу Фишера неоднозначно, некоторые ученые придерживаются такого мнения, что данный индекс не имеет экономического смысла.
Подставив данные, получим, что индекс Фишера равен 4%.
Прирост товарооборота исчисляется как разница между числителем и знаменателем индекса товарооборота: