Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы: проведение экономико-статистического анализа финансового состояния с/х предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассчитать и проанализировать показатели вариации уровня реализации с/х продукции;
провести аналитическую и типологическую группировку;
дать общеэкономическую характеристику сельскохозяйственных предприятий с разным уровнем реализации с/х продукции;
провести экономико-статистический анализ объемов и уровня реализации и производства продукции;
изучить эффективность производства и реализации с/х продукции;
проанализировать динамику изменения уровня основных показателей в с/х за 1990-2010 гг.
Введение 3
Глава 1. Анализ вариации. Проведение аналитической и типологической группировок 5
1.1. Анализ вариации основных показателей развития сельского хозяйства 5
1.2. Аналитическая и типологическая группировка 9
Глава 2. Экономико-статистический анализ различий по типическим группам 15
2.1. Анализ финансового состояния предприятия 15
2.2. Сравнительный анализ условий деятельности предприятий 17
2.3 Анализ факторов прироста валового дохода 25
2.4. Анализ себестоимости производства отдельных видов продукции сельского хозяйства 27
2.5 Статистико-экономический анализ прироста массы прибыли по факторам 28
Из таблицы 8 видно, что в предприятиях высшей типической группы наблюдаются наибольшие размеры дебиторской и кредиторской задолженности как в расчете на 1 работника – 254,64 тыс.руб. и 425,80 тыс.руб. соответственно, так и в расчете на 100 га с/х угодий – 2999,18 тыс.руб. и 5015,07 тыс.руб. По всем представленным в таблице 9 показателям финансового состояния в расчете на 100 га с/х угодий отмечается рост значений от низшей типической группы к высшей. Исключение составляет значение краткосрочных кредитов в первой типической группе, они несколько выше, чем во второй и третьей типических группах. Долгосрочные и краткосрочные кредиты в высшей группе отсутствуют.
Тем не менее, только в 1 группе есть возможность покрыть долги дебиторской задолженностью.
2.2. Сравнительный анализ условий деятельности предприятий
Показатели размера предприятий.
Показатели размера являются важнейшей составляющей характеристики с/х предприятий. Для правильной организации и управления предприятием в с/х необходимо знать размеры производства еще до начала календарного и с/х года, а также уметь правильно оценивать эти размеры по фактическим итогам работы после завершения производственного цикла.
Рассмотрим показатели размера производства с точки зрения ресурсов и с позиции результатов производства. Определим показатели, которые характеризуют размеры предприятий по типическим группам с разным уровнем производства продукции в расчете на 1 предприятие.
Таблица 9. Показатели размера предприятий (с точки зрения ресурсов).
Показатели |
Типические группы |
В среднем по совокупности |
III к I,% |
III-I | ||
I |
II |
III | ||||
Число предприятий |
6 |
32 |
4 |
66,7 |
-2,0 | |
В расчете на 1 предприятие: | ||||||
Площадь с/х угодий, га |
2218 |
2940 |
2995 |
2717 |
135,1 |
777,5 |
Площадь пашни, га |
1825 |
2482 |
2566 |
2291 |
140,6 |
740,5 |
Численность работников, чел. |
79 |
209 |
140 |
143 |
177,6 |
61 |
Численность работников с/х пр-ва, чел. |
78 |
185 |
131 |
131 |
168,3 |
53 |
Поголовье коров молочного стада, гол. |
243 |
609 |
683 |
511 |
281,1 |
440 |
По этим данным самая большая численность работников наблюдается в средней группе, это обусловлено большим числом входящих в неё предприятий. В то же время в 3 группе работников на 1 предприятие больше, чем в 1 - на 61 человека среди общей численности работников, и на 53 человека – работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
Так же третья группа отличается и большим наличием сельхозугодий (на 35,1%), и соответственно площадью пашни (на 40,6%). Поголовье коров молочного стада в высшей группе предприятий существенно больше, чем в первой – на 440 голов, или 181,1%. Это обусловлено тем, что молочное животноводство является основным видом деятельности для предприятий, входящих в высшую группу.
Таблица 10. Размеры производственных затрат по группам предприятий, %.
Показатели |
Типические группы |
В среднем по совокупности | ||
I |
II |
III | ||
Всего затрат, тыс.руб. |
100 |
100 |
100 |
100 |
Затраты в растениеводстве, тыс.руб. |
33,09 |
45,08 |
23,97 |
34,05 |
Затраты в животноводстве, тыс.руб. |
66,91 |
54,92 |
76,03 |
65,95 |
Затраты на оплату труда, тыс.руб. |
26,49 |
25,04 |
12,75 |
21,42 |
в растениеводстве |
34,10 |
52,71 |
13,23 |
49,50 |
в животноводстве |
65,90 |
47,29 |
86,77 |
50,50 |
Материальные затраты, тыс.руб. |
57,63 |
58,14 |
56,61 |
57,46 |
в растениеводстве |
28,42 |
40,35 |
18,73 |
37,56 |
в животноводстве |
71,58 |
59,65 |
81,27 |
62,44 |
Амортизация, тыс.руб. |
4,89 |
7,61 |
5,75 |
6,08 |
в растениеводстве |
47,56 |
49,44 |
17,05 |
46,68 |
в животноводстве |
52,44 |
50,56 |
82,95 |
53,32 |
Прочие затраты, тыс.руб. |
6,72 |
5,98 |
22,14 |
11,61 |
в растениеводстве |
55,60 |
52,93 |
46,69 |
51,15 |
в животноводстве |
44,40 |
47,07 |
53,31 |
48,85 |
Теперь для
дальнейшего анализа, нам следует
рассмотреть структуру
Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что большую долю затрат представляют материальные затраты, которые занимают в среднем 57,46 % от общей суммы производственных затрат. Из них большая часть приходится на продукцию животноводства 63,44%, а на растениеводство только 37,56%. Во всех группах затрат большая доля приходится на продукцию животноводства – 66,91, 54,92, 76,03. Причем высшая группа затрачивает больше средств на производство продукции животноводства по всем типам затрат: 86,7% среди затрат на оплату труда, 81,27% среди материальных затрат, 82,95% среди затрат на амортизацию, и 53,3 % общих затрат. В растениеводстве обратная ситуация – низшая группа затрачивает больше средств, чем высшая. Также следует отметить, что доля затрат на оплату труда самая высокая в 1 группе (26,49%), материальных затрат – в 2 (58,14%), а затрат на амортизацию основных средств – во 3 типической группе (5,75%).
Таким образом, можно сделать вывод, что хозяйства высшей типической группы ведут производство намного интенсивнее в области животноводства, а предприятия низшей типической группы – в области растениеводства. Показатели средней типической группы занимают срединное положение между показателями высшей и низшей типических групп, хотя затрат в растениеводстве по видам затрат у них больше.
Чтобы определить, прибыльна группа предприятий или нет, необходимо рассмотреть показатели размера предприятий с позиции результатов (таблица 11).
Таблица 11. Показатели, характеризующие размеры предприятий типических групп с позиции результатов.
Показатели в расчете на 1 предприятие |
Типические группы |
В среднем | ||
I |
II |
III | ||
Выручка, тыс.руб. |
16660,50 |
99209,63 |
68612,00 |
61494,04 |
Прибыль, тыс.руб. |
-131,73 |
9,94 |
147,46 |
8,56 |
Произведено продукции | ||||
Растениеводства, ц. | ||||
зерновые и зкрнобобовые |
3072,67 |
2363,97 |
1304,00 |
2246,88 |
Картофель |
1607,00 |
17857,66 |
0,00 |
6488,22 |
Овощи |
2445,50 |
25381,97 |
0,00 |
9275,82 |
Животноводства, ц | ||||
Молоко |
10552,50 |
35648,59 |
45027,50 |
30409,53 |
мясо и мясопродукты КРС |
48,67 |
304,34 |
420,25 |
257,75 |
скота и птицы |
587,00 |
1125,25 |
1283,50 |
998,58 |
Свиней |
0,00 |
59,34 |
7,25 |
22,20 |
КРС |
587,00 |
1060,56 |
1259,75 |
969,10 |
Из приведенной выше таблицы видно, что выручка в расчете на 1 предприятие выше всего во 2 группе, и составляет 99209 тыс. руб. Выручка в третьей группе немного ниже, 68612 тыс.руб. на 1 предприятие, но намного выше чем в первой типической группе.
Прибыль является одним из важнейших показателей финансовой деятельности предприятий. В нашем случае, можно сказать, что предприятия первой группы имеют убытки от реализации продукции в размере 131,73 тыс.руб. В предприятиях 2 и 3 группы прибыль составила 9,94 и 147,46 тыс.руб. соответственно.
По производству
продукции растениеводства
Таким образом,
высокая выручка во 2 группе хозяйств
объясняется развитием обоих
направлений сельского
Показатели специализации.
В процессе развития сельского хозяйства в каждом хозяйстве складывается определенная специализация, накапливается опыт производства отдельных видов продукции, работники овладевают приемами выполнения наиболее распространенных работ и достигают высокого мастерства.
Словом, исторически складывается опыт организации производства тех или иных продуктов, а так же создается необходимая для этих целей материально-техническая база.
Специализация
хозяйств характеризуется показателями
соотношения и сочетания
Специализация предприятий по отраслям растениеводства и животноводства, а также по отдельным видам продукции нашла свое отражение в таблице 12, содержащей в себе показатели состава выручки от реализации продукции сельского хозяйства.
Таблица 12. Структура выручки от реализации с/х продукции, %
Показатели |
Типические группы |
Всего | ||
I |
II |
III | ||
в расчете на 1 работника с/х производства | ||||
Выручка от реализации с/х продукции, тыс.руб. |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Выручка от реализации продукции растениеводства тыс.руб. |
17,7 |
43,2 |
1,7 |
21,2 |
Картофель |
3,0 |
12,1 |
0,0 |
5,4 |
зерновые и зернобобовые |
6,6 |
1,7 |
0,9 |
2,1 |
Овощи |
7,9 |
15,7 |
0,0 |
7,7 |
Выручка от реализации
продукции животноводствва тыс. |
82,3 |
56,8 |
98,3 |
78,8 |
Молоко |
69,0 |
50,5 |
89,7 |
70,4 |
скот и птица |
12,3 |
5,0 |
6,7 |
6,9 |
мясо и мясопродукты |
0,8 |
0,8 |
1,4 |
1,1 |
Анализируя эти данные можно сделать вывод, что наибольшая часть выручки от реализации продукции с/х относится на реализованную продукцию животноводства, это в среднем 78,8% всей выручки. Т.о., выручка от реализации продукции растениеводства составляет 21,2%. Основная выручка по растениеводческой отрасли по совокупности предприятий в большей степени идет за счет реализации овощей – 7,7%; по отрасли животноводства за счет реализации молока - 70,4%.
Анализ структуры выручки по растениеводческой отрасли дает следующие результаты: предприятия первой типической группы специализируются на производстве зерновых и овощей, т.к. основная выручка идет за счет реализации данной продукции - 6,6% и 7,9% соответственно. В высшей типической группе организации ориентированы на производство зерновых и зернобобовых – 0,9% выручки от реализации продукции с/х.
Говоря о структуре выручки от реализации продукции животноводства, следует отметить, что по всем типическим группам она складывается преимущественно из выручки от реализации молока. Самый низкий процент в ее структуре занимает выручка от реализации мяса и мясопродуктов.
Таким образом, следует вывод о том, что предприятия по типическим группам специализируются на производстве продукции животноводства, а именно на производстве молока.
Показатели уровня интенсивности производства.
Интенсификация производства в хозяйствах представляет собой процесс их развития на основе дополнительных вложений, обеспечивающих использование достижений научно-технического прогресса, совершенствование структуры, технологии и организации труда и всего производства.
Уровень интенсивности предприятий отражает обеспеченность ресурсами. С целью характеристики уровня обеспеченности ресурсами предприятий необходимо применение относительных показателей. В данном случае были рассчитаны такие относительные величины, как производственные затраты в расчете на 1 работника с/х.
Таблица 13. Основные показатели интенсивности с/х производства (в расчете на 1 работника с/х производства)
Показатели |
Типические группы |
В среднем по совокупности | ||
I |
II |
III | ||
Производственные затраты,тыс.руб., всего: |
507,92 |
718,27 |
1012,92 |
746,37 |
в т.ч. растениеводство |
28,01 |
323,82 |
242,76 |
198,20 |
Животноводство |
339,87 |
394,44 |
770,16 |
501,49 |