Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы: проведение экономико-статистического анализа финансового состояния с/х предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассчитать и проанализировать показатели вариации уровня реализации с/х продукции;
провести аналитическую и типологическую группировку;
дать общеэкономическую характеристику сельскохозяйственных предприятий с разным уровнем реализации с/х продукции;
провести экономико-статистический анализ объемов и уровня реализации и производства продукции;
изучить эффективность производства и реализации с/х продукции;
проанализировать динамику изменения уровня основных показателей в с/х за 1990-2010 гг.
Введение 3
Глава 1. Анализ вариации. Проведение аналитической и типологической группировок 5
1.1. Анализ вариации основных показателей развития сельского хозяйства 5
1.2. Аналитическая и типологическая группировка 9
Глава 2. Экономико-статистический анализ различий по типическим группам 15
2.1. Анализ финансового состояния предприятия 15
2.2. Сравнительный анализ условий деятельности предприятий 17
2.3 Анализ факторов прироста валового дохода 25
2.4. Анализ себестоимости производства отдельных видов продукции сельского хозяйства 27
2.5 Статистико-экономический анализ прироста массы прибыли по факторам 28
Анализируя значения показателей таблицы, по всем рассмотренным показателям происходит увеличение значений от низшей типической группы к высшей. Самые высокие затраты в растениеводстве во второй группе. Затраты в животноводстве составляют большую долю затрат третьей группы, когда во второй группе они распределены равномерно.
Показатели эффективности производства.
Эффективность производства - это его результативность в достижении поставленных целей, главные из которых - увеличение выпуска продукции и доходов производителей.
Таблица 14. Основные показатели производства продукции с/х.
Показатели |
Типические группы |
III к I, % | ||
I |
II |
III | ||
Стоимость валовой продукции, тыс руб. |
||||
на 1 работника |
320,85 |
509,87 |
658,55 |
205,25 |
на 100 га. с/х угодий |
1123,77 |
3206,76 |
2874,96 |
255,83 |
Валовый доход, тыс. руб. |
||||
на 1 работника |
214,51 |
536,63 |
524,76 |
244,63 |
на 100 га. с/х угодий |
751,32 |
3375,05 |
2290,88 |
304,92 |
Удой от 1 коровы молочного стада |
43,46 |
58,58 |
65,97 |
151,82 |
Урожайность зерновых с 1 га. посевов, ц. |
1,39 |
0,80 |
0,44 |
31,42 |
Прибыль на 100 га с/х угодий, тыс.руб. |
-372,45 |
168,29 |
-584,07 |
156,82 |
Рентабельность,% |
66,86 |
105,25 |
79,68 |
119,19 |
Руководствуясь этими данными можно сказать, что все показатели увеличиваются от первой группы к 3. Исключение составляет урожайность зерновых с 1 га посевов. Так в 3 группе она составила 0,44 ц., что на 68,58 % меньше, чем в первой типической группе. Это объясняется меньшей площадью посева зерновых в 3 группе.
Валовой доход в 3 группе превышает валовой доход в 1 группе в расчете на 100 га. - на 304,92%, в расчете на 1 работника – на 244,63%.
Рентабельность - основной показатель эффективности производства. Как видно из таблицы, наиболее рентабельными являются предприятия 2 группы (105,25%). Предприятия, входящие в первую группу имеют отрицательную прибыль от реализации продукции с/х (-372,45 тыс.руб.), кроме того, в этой группе сложился также низкий уровень рентабельности (-66,86%). Так же отрицательную прибыль имеют предприятия 3 группы (-584 тыс.руб. на 100 га) из-за высоких затрат на производство продукции.
Таким образом, самые высокие показатели экономической эффективности производства с/х продукции характерны для предприятий третьей типической группы, они гораздо выше значений в двух остальных группах, что свидетельствует о высокой экономической эффективности производства внутри данных предприятий. Отрицательная прибыль, полученная в 3 группе относится к одному предприятию, у которого из-за больших масштабов производства выручка, хоть и высокая не смогла покрыть затраты.
Крайне убыточное производство продукции с/х наблюдается в предприятиях, отнесенных к низшей по эффективности типической группе. Показатели средней типической группы более близки к показателям 3 группы, нежели первой.
2.3 Анализ
факторов прироста валового
Валовой доход предприятия – это разность между стоимостью валовой продукции в текущих ценах организаций и суммой материальных затрат и амортизации.
При оценке влияния факторов на прирост валового дохода необходимо учитывать, что он создается живым трудом и зависит от массы затраченного труда и его производительности, а также экономного расходования материальных затрат.
Таблица 15. Валовая продукция с/х и затраты на ее производство.
Показатели |
Типические группы | ||
I |
II |
III | |
Исходные данные |
|||
Валовая продукция в текущих ценах оргнизаций, тыс.руб. |
188747 |
188747 |
464736 |
Сумма материальных затрат и амортизации,тыс.руб. |
147973 |
2793692 |
330322 |
Среднеспис. число работников, занятых в с/х производстве, чел. |
1060 |
1185 |
4567 |
Расчетные данные |
|||
Валовый доход, тыс.руб. |
40774 |
-2604945 |
134414 |
Производительность труда, тыс.руб. |
178,06 |
159,28 |
101,75 |
Доля ВД в ВП |
0,21 |
-13,80 |
0,28 |
Из таблицы 15, видно, что валовой доход в 3 группе значительно больше, чем в 1, а именно на 93640 тыс. руб. Удельный вес валового дохода в общей сумме валовой продукции в низшей группе составил 0,21, а в высшей 0,28. Во второй группе наблюдается отрицательный валовой доход. Общий прирост валового дохода:
ВД = ВД1-ВД0 = 134414-40774 = 93640тыс.руб.
Прирост зависит от трех факторов: численности работников (Т), производительности труда (V) и материальных затрат в расчете на единицу валовой продукции.
Определим прирост ВД по факторам:
= (Т1-Т0)V0d0 = (4567-1060)*178,06*0,21 = 134900 тыс.руб.
= (V1 – V0)d0T1 = (101,75-178,06)*0.21*1060 = -75280 тыс. руб.
= W1(1-d0)-МЗ1 = 464736*(1- 0,21) – 330322 = 34019,58 тыс.руб.
В целом прирост факторов составил 93640 тыс.руб. Причинами, вызвавшими увеличение ВД, были рост численности работников и экономия МЗ. Изменение же производительности труда наоборот, сокращает валовой доход. Эти показатели связаны с темпами роста ВП в текущих ценах (она возросла в 2,46 раза, или на 146,2 %), которые в свою очередь зависят от изменения цен и физического объема продукции и требуют специального анализа.
2.4. Анализ себестоимости производства отдельных видов продукции сельского хозяйства
Себестоимость продукции является одним из важнейших результативных показателей производства, характеризующих эффективность ведения с/х в целом, растениеводства и животноводства в частности.
Далее рассмотрим факторы, влияющие на производство молока.
Таблица 16. Себестоимость, удой, затраты на 1 корову молочн. стада.
Показатели |
Типические группы |
В среднем по совокупности |
III к I,% |
III-I | ||
I |
II |
III | ||||
Себестоимость 1 ц. молока, тыс.руб. |
1,58 |
1,34 |
1,34 |
1,42 |
85,29 |
-0,23 |
Выход молока на 1 корову, ц. |
43,46 |
58,58 |
65,97 |
56,00 |
151,82 |
22,52 |
Затраты на 1 корову, тыс.руб.: |
||||||
Всего |
108,70 |
119,82 |
147,54 |
125,36 |
135,73 |
38,84 |
на молочную продукцию |
77,26 |
87,51 |
99,49 |
88,09 |
128,77 |
22,23 |
Доля затрат на основную продукцию, % |
71,08 |
73,03 |
67,43 |
70,51 |
94,87 |
-3,65 |
Анализируя данные, приведенные в таблице 16, видно, что наибольшая себестоимость 1ц. молока в 1 группе – 1,58 тыс.руб. Данный показатель больше показателя 3 группы на 0,24 тыс.руб. Это можно объяснить низким выходом молока.
Анализ себестоимости
единицы продукции отдельных
культур в динамике, по территории
и в сопоставлении с плановыми
показателями ведется на основе разложения
составных относительных
При сравнении двух уровней рассчитывают индексы изменения этих показателей:
Iсебестоимости = z1/z0 = x1/y1:x0/y0 = x1/x0:y1/y0 = Iзатрат на 1 гол.:Iпродуктивности
Iсебестоимости = 147,54/65,97 : 108,7/ 43,46 = 2,23:2,5 = 0,89
Таким образом, себестоимость 1 ц. молока сократилась на 11% из-за довольно высокой продуктивности, полученной благодаря высоким затратам на 1 корову.
2.5 Статистико-экономический анализ прироста массы прибыли по факторам
Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий, ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.
При анализе прироста массы прибыли по факторам, рассмотрим все виды продукции по высшей и низшей группам.
Таблица 17. Результаты реализации основной продукции с/х.
Показатели |
Обозначение |
Виды продукции | |||||
Картофель |
зерновые |
овощи |
мясо и мясопродукты |
скот и птица |
молоко | ||
Объем реализации, ц. | |||||||
I |
1607 |
3072,67 |
2445,5 |
48,67 |
587 |
10552,5 | |
III |
0 |
1304 |
0 |
420,25 |
1283,5 |
45027,5 | |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | |||||||
I |
4821,00 |
7842,00 |
8607 |
2045,00 |
31912 |
93819 | |
III |
0,00 |
3583,00 |
0 |
24989,00 |
71291 |
262412 | |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. | |||||||
I |
3011,00 |
6587 |
7886 |
781 |
12282 |
69016 | |
III |
0,00 |
2610 |
0 |
4279 |
19847 |
266119 | |
Полная себестоимость 1 ц. продукции, тыс.руб. | |||||||
I |
z0 |
3,00 |
2,55 |
3,52 |
42,02 |
54,36 |
8,89 |
III |
z1 |
0,00 |
2,75 |
0,00 |
59,46 |
55,54 |
5,83 |
Цена реализации 1 ц. продукции, тыс.руб. | |||||||
I |
p0 |
1,87 |
2,14 |
3,22 |
16,05 |
20,92 |
6,54 |
III |
p1 |
0,00 |
2,00 |
0 |
10,18 |
15,46 |
5,91 |
Объем реализации на 100 га.,ц. | |||||||
I |
q0 |
12,08 |
23,09 |
18,38 |
0,37 |
4,41 |
79,31 |
III |
<span class="dash041e_0431_044b_ |