Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение статистики сферы высшего образования в России. Задачами, поставленными для реализации этой цели, являются статистическое исследование системы показателей в сфере высшего образования и проведение анализа по его результатам. Структура данной курсовой работы содержит два раздела: теоретические аспекты статистики изучения сферы высшего образования и статистический анализ сферы высшего образования на современном этапе. Первый раздел содержит основные термины, которые используются в сфере высшего образования. Во втором разделе производятся расчеты основных показателей динамики, характеризующих образование в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы высшего профессионального образования……………………………………………………………………….4
1.1.Понятие, структура и роль высшего профессионального образования…………………………………………………………………….4
1.2.Источники статистической информации о сфере высшего образования………………………………………………………………………..8
Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО……………..11
2.1.Анализ структуры ВПО……………………………………………………..11
2.2.Статистический анализ системы показателей сферы высшего образования………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиографический список…………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………..…27
Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами.
С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, получает развитие обучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организаций в России в 1880, 1911 и 1927 гг. переписей учебных заведений («школьных переписей»).
Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО
2.1.Анализ структуры ВПО
В статистике под
структурой понимают совокупность элементов
в социально-экономических
Для анализа структуры воспользуемся относительным показателем структуры и рассчитаем его для каждой из предоставленных таблиц.
Таблица 1
Численность студентов образовательных учреждений ВПО по субъектам РФ на начало 2009/10 учебного года.1
(тысяч человек)
Название федерального округа |
Число студентов |
В % к итогу |
Российская Федерация |
7418,8 |
100 |
Центральный |
2366,1 |
31,89 |
Северо-западный |
749,7 |
10,1 |
Южный |
982,6 |
13,24 |
Приволжский |
1471,4 |
19,83 |
Уральский |
605,2 |
8,16 |
Сибирский |
927,2 |
12,5 |
Дальневосточный |
316,7 |
4,23 |
На основе табл. 1построим объемный вариант круговой диаграммы (см. рис.1)
Рис.1 Численность студентов образовательных учреждений ВПО по субъектам РФ
На основе
данной таблицы можно сделать
вывод о том, что наибольшее
количество студентов
Таблица 2
Государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО по видам на конец 2009 года2
Число учреждений |
В % к итогу | |
Все образовательные учреждения |
662 |
100 |
Университеты |
345 |
52,1 |
Академии |
177 |
26,7 |
Институты |
140 |
21,1 |
Рис.2 Государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО по видам
Самое большое количество государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составляют университеты, число которых равно 345, что составляет больше половины всех учреждений. Далее по убыванию идут академии и институты, доля которых соответственно составляет 26,7 % 21,1 %.
Таблица 3
Прием в образовательные учреждения ВПО по формам обучения в 2009 году
(тысяч человек)3
Форма обучения |
Число студентов |
В % к итогу |
Все формы |
1544,2 |
100 |
Очная |
678,2 |
44 |
Очно-заочная |
59,1 |
3,8 |
Заочная |
773,4 |
50 |
Экстернат |
33,4 |
2,2 |
Рис.3 Прием в образовательные учреждения ВПО по формам обучения
В 2009 году наибольшее число студентов поступило на заочную форму обучения, где оно составило 773 тысяч человек или 50 % от всего числа. На очную форму поступило на 6 % процентов меньше - 678 тысяч человек.
Таблица 4
Конкурс на вступительных
экзаменах в государственных
и муниципальных
(на 100 мест подано заявлений о приеме)
Специальности |
Количество заявлений |
физико-математические науки |
535 |
естественные науки |
481 |
гуманитарные науки |
295 |
социальные науки |
578 |
образование и педагогика |
234 |
здравоохранение |
368 |
культура и искусство |
240 |
экономика и управление |
344 |
информационная безопасность |
850 |
сфера обслуживания |
340 |
сельское и рыбное хозяйство |
185 |
геодезия и землеустройство |
317 |
геология, разведка и разработка полезных |
257 |
энергетика, энергетическое машиностроение |
279 |
металлургия, машиностроение и |
243 |
авиационная и ракетно-космическая техника |
325 |
оружие и системы вооружения |
327 |
морская техника |
172 |
транспортные средства |
233 |
приборостроение и оптотехника |
475 |
электронная техника, радиотехника и связь |
329 |
автоматика и управление |
454 |
информатика и вычислительная техника |
440 |
химическая и биотехнологии |
396 |
воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
271 |
технология продовольственных
продуктов и |
286 |
архитектура и строительство |
301 |
безопасность |
281 |
В 2009 году самое большое количество подаваемых заявлений наблюдалось по направлению специальности информационной безопасности и составило 850 заявлений, на втором месте – социальные науки, где количество поданных заявлений о приеме на 100 мест составило 578, и примерно такое же число составляют физико-математические науки(535 заявлений на 100 мест).
Наименьший поток студентов наблюдается у специальности, связанной с морской техникой – всего 172 заявления на 100 мест, а также у специальности, связанной с сельским и рыбным хозяйством – всего 185 заявлений на 100 мест, что говорит о том, что для будущих студентов не составляют большого интереса специальности, связанные с агропромышленным сектором экономики России. И поэтому, для того чтобы сельское хозяйство успешно развивалось, государству необходимо разрабатывать различные методы привлечения молодых специалистов в данную отрасль.
Таблица 5
Численность специалистов
государственных и
(тысяч человек)
Численность студентов
(на начало |
В % к итогу | |
всего |
6135,6 |
100 |
в том числе обучающихся за счет средств: |
||
федерального бюджета |
2691,1 |
43 |
бюджетов субъектов Российской Федерации |
69,7 |
1,14 |
местных бюджетов |
3,1 |
0,8 |
с полным возмещением затрат на обучение |
3371,7 |
55 |
На основе данной таблицы построим диаграмму, для того, чтобы наглядно увидеть, какова доля каждого источника финансирования специалистов государственных и муниципальных учреждений.
Рис.4 Доля специалистов
государственных и
Как видно из табл. 5 и рис.4, более половины специалистов обучаются на так называемой договорной основе, т.е. полностью возмещают все затраты на обучение. Чуть меньше студентов обучается за счет средств из федерального бюджета(43 % или 2691,1 тысяч человек) Однако преимущественно, в России преобладает платное высшее образование.
Таблица 6
Численность студентов
из стран СНГ, обучавшихся в государственных
и муниципальных
(на начало учебного года, тысяч человек)
Численность студентов из стран СНГ |
В % к итогу | |
всего |
61,8 |
100 |
в том числе |
||
Азербайджан |
4,1 |
6,63 |
Армения |
2,4 |
3,9 |
Беларусь |
19,1 |
31 |
Казахстан |
17,5 |
28,3 |
Киргизия |
0,8 |
1,3 |
Республика |
1,3 |
2,1 |
Таджикистан |
1,8 |
2.9 |
Туркмения |
1,9 |
3,07 |
Узбекистан |
7,3 |
11,8 |
Украина |
5,5 |
9 |
Больше трети
студентов из стран СНГ,
2.2 Статистический анализ системы показателей сферы высшего образования
Таблица 7
Образовательные учреждения
высшего профессионального
(на начало учебного года)
Годы |
Число |
В них |
в том числе обучавшихся на отделениях | |||
очных |
очно-заочных (вечерних) |
заочных |
экстернат | |||
2004/05 |
1071 |
6884,2 |
3433,5 |
361,8 |
2942,5 |
146,4 |
2005/06 |
1068 |
7064,6 |
3508,0 |
371,2 |
3032,0 |
153,4 |
2006/07 |
1090 |
7309,8 |
3582,1 |
372,3 |
3195,9 |
159,6 |
2007/08 |
1108 |
7461,3 |
3571,3 |
352,9 |
3367,9 |
169,2 |
2008/09 |
1134 |
7513,1 |
3457,2 |
343,7 |
3540,7 |
171,5 |
2009/10 |
1114 |
7418,8 |
3280,0 |
323,6 |
3639,2 |
175,9 |
Информация о работе Статистическая характеристика высшего профессионального образования