Статистическая характеристика высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение статистики сферы высшего образования в России. Задачами, поставленными для реализации этой цели, являются статистическое исследование системы показателей в сфере высшего образования и проведение анализа по его результатам. Структура данной курсовой работы содержит два раздела: теоретические аспекты статистики изучения сферы высшего образования и статистический анализ сферы высшего образования на современном этапе. Первый раздел содержит основные термины, которые используются в сфере высшего образования. Во втором разделе производятся расчеты основных показателей динамики, характеризующих образование в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы высшего профессионального образования……………………………………………………………………….4
1.1.Понятие, структура и роль высшего профессионального образования…………………………………………………………………….4
1.2.Источники статистической информации о сфере высшего образования………………………………………………………………………..8
Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО……………..11
2.1.Анализ структуры ВПО……………………………………………………..11
2.2.Статистический анализ системы показателей сферы высшего образования………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиографический список…………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………..…27

Вложенные файлы: 1 файл

целая.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В табл.7 приведены данные о сфере высшего образования в России, на основе которых произведем анализ следующих показателей динамики:

Абсолютный прирост:

∆ у баз =  yi – y0

∆ у цепн = yi – yi-1

Абсолютный прирост  характеризует скорость изменения  ряда динамики.

Большое значение при  анализе динамики имеют темпы  роста (Тр) и прироста (Тпр)  для  базисных и цепных показателей динамики. Тр - отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню, выраженное в %, оценивающее изменение уровней ряда динамики Тпр – отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню, выраженное в %, служит для выражения изменения величины абсолютного прироста уровней ряда динамики в относительных величинах.

Трц                                                              Трб =

Тпрц =   Трц – 100%                                         Тпрб = Трб  - 100%

Таблица 8

Показатели динамики числа учебных заведений

Годы

число учебных заведений

Абсолютный прирост

темп роста

темп прироста

базис

цепной

базис

цепной

базисн

цепной

2004/05

1071

-

-

-

-

-

-

2005/06

1068

-3

-3

99,7

99,7

-0,3

-0,3

2006/07

1090

19

22

101,8

102

1,8

2

2007/08

1108

37

18

103,5

101,7

3,5

1,7

2008/09

1134

63

26

105,9

102,3

5,9

2,3

2009/10

1114

43

-20

104

98,2

4

-1,8


 

Число учебных заведений  в 2010 году увеличилось на 43 единицы  по сравнению с 2004 годом. Наиболее стремительный рост числа учебных заведений наблюдался в 2008/09 году, где прирост составил 63 учебных заведения по сравнению с 2004/05 годом или 5,9 %. Однако число заведений в 2009/10 снизилось на 20 по сравнению с 2008/09 годом.

  Тем не менее, в среднем наблюдается тенденция увеличения числа высших учебных заведений в период с 2004 по 2010 года.

 

Таблица 9

Общее количество студентов

Годы

Число студентов

Абсолютный прирост

Темп роста, %

Темп прироста, %

Цепн

Базис

Цепн

Базис

Цепн

Базис

2004/05

6884,2

-

-

-

-

-

-

2005/06

7064,6

180,4

180,4

102,6

102,6

2,6

2,6

2006/07

7309,8

245,2

425,6

103,5

106,1

3,5

6,1

2007/08

7461,3

151,5

577,1

102

108,4

2

8,4

2008/09

7513,1

51,8

628,9

100,7

109.1

0,7

9,1

2009/10

7418,8

-94,3

534,6

98,7

107,8

-1,3

7,8


 

 Число студентов по сравнению с 2004/05 годом увеличилось на 7,8 %,что составляет 534 человека. Наибольший приток студентов наблюдался в 2008/09 году, который составил 628,9 человек или 9,1 %.Небольшой спад произошел с 2008 по 2010 года, где число студентов уменьшилось на 94 человека, что составило 1,3 % от числа поступивших в предыдущем году.

Далее проведем выравнивание ряда динамики, построим уравнение  и спрогнозируем развитие учебных  заведений на последующие годы. Аналитическое выравнивание является наиболее эффективным способом выявление основной тенденции развития.

Таблица 10

Исходные и расчетные  данные для определения параметров системы уравнения

 

Годы

число учебных заведений

t

yt

t2

2005/06

1068

-2

-2136

4

1075

2006/07

1090

-1

-1090

1

1089

2007/08

1108

0

0

0

1103

2008/09

1134

1

1134

1

1116

2009/10

1114

2

2228

4

1130

Итого

5514

0

136

10

5514


 

 

Общий вид уравнения  имеет вид:

y(t) = a0 + ai ∙t , где

a0 - среднее значение признака :    a0 =    ,       

    aiсредняя скорость изменения уровня ряда    ai =   

 

По данным найдем параметры  уравнения:

a0 = 1102,8

ai = 13,6

Следовательно уравнение  прямой имеет вид:

y(t) =1102,8+13,6 * t

Чтобы рассчитать перспективные  значения, нужно подставить в уравнение перспективные значения показателя времени.

Прогноз на 2010/11 год:

  у(3)= 1102,8+13,6 *(3) =1143

  Прогноз на 2011/12 год:

  y(4)= 1102,8+13,6 *(4) = 1157

По окончании расчетов необходимо построить график, на котором  необходимо изобразить исходные данные и теоретические значения уровня ряда (рис.5).

 Рис. 5. Выравнивание ряда динамики

В результате выравнивания фактических уровней ряда по прямой, видна тенденция роста динамики высших учебных заведений. Это связано в первую очередь с тем, что высшее образование России на протяжении последних лет находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящих в высшей школе, являются ее сложное материально-экономическое состояние и стремление при этом войти в мировую образовательную систему в качестве полноправного члена. На развитие высшего образования в России влияют и глобальные мировые процессы, которые изменяют сложившееся представление о высшем образовании, его целях и задачах. Реформа высшего образования России направлена на повышение качества образования, являющегося основным результатом деятельности высшего учебного заведения. Ее основными элементами, согласно основному закону, является совокупность: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов; образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в ходе проделанной  нами работы были выявлены особенности  развития образования на примере государственных и муниципальных высших учебных заведений, были рассмотрены основные задачи, стоящие перед современным образованием, сформулированы основные проблемы, связанные с рынком образовательных услуг в нашей стране, а также предложены способы их решения, образование было охарактеризовано как вид деятельности. Мы провели некоторые расчеты, на основе которых можно сделать следующие выводы:

- высшее образование России на протяжении последних лет находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Для современной России оно играет важную роль в кадровом и научном обеспечении народного хозяйства, выполняет важную социальную функцию – позволяет гражданам реализовать право на саморазвитие, нередко и вне связи с будущей или настоящей профессиональной деятельностью;

- самое большое количество государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составляют университеты, число которых равно 345, что составляет больше половины всех учреждений;

- в 2009 году самое большое количество подаваемых заявлений наблюдалось по направлению специальности информационной безопасности и составило 850 заявлений, на втором месте – социальные науки, где количество поданных заявлений о приеме на 100 мест составило 578;

- более половины специалистов обучаются на так называемой договорной основе, т.е. преимущественно, в России преобладает платное высшее образование;

- структура подготовки молодых работников по значительному числу специальностей и профессий не полностью соответствует структуре современных потребностей общества и тем структурным изменениям, которые происходят в экономике. Учебные заведения по своей инерции продолжают готовить кадры на основе сложившейся структуры возможностей. Недостаточно учитываются новые приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в отраслях и регионах.

Данные выводы заставляют серьезно задуматься об эффективности  функционирования системы высшего образования на данном этапе развития и целесообразности вмешательства общества в процесс подготовки специалистов определенного профиля. 

Характеристика изменений, происходивших в системе высшего  образования России, позволила нам сформулировать вывод о том, что в силу неопределенности и неравномерности развития ВУЗов, процесс достижения ими показателей устойчивого развития будет тем успешнее, чем успешнее система высшего образования будет интегрировать молодое поколение в социальную структуру общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Александрова О. Высшее образование и структура российской экономики //Высшее образование в России.- 2006. №5. С. 27-30
  2. Воронин А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.:НИИВО, 2003.
  3. Выборнова В. Высшее профессиональное образование: трансформация системы // Безопасность Евразии. 2005. №3. С. 455-466
  4. Высшее и послевузовское профессиональное образование в России: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2005.
  5. Гохберг Л. Статистика образования: принципы модернизации // Высшее образование в России. 2005. №2. С.21-27
  6. Давыдова Е.А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России //Экономика и образования. 2004. №5. С. 33-40
  7. Дмитриев А.А. Обсуждение образовательных стандартов по статистическому и бухгалтерскому учету третьего поколения. 2007. №4. С. 78-80
  8. Карасева Л.А. Общее и особенное в развитии рынка услуг высшего образования в России // Экономика образования. 2006. №5 С. 4-15
  9. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2006.
  10. Самойлов В.А. Развитие рынка образовательных услуг в контексте изменений экономической структуры общества // Социально – гуманитарные знания. 2006. №1 С. 86-89
  11. Теория статистики/ под редакцией  Р.А.Шмойловой. М.:Финансы и статистика, 20030-656с.
  12. Шуткина Ж.А. Особенности формирования конкурентоспособности специалистов в контексте повышения качества профессионального образования //Вопросы статистики. 2007. №3. С. 80-81

  15. http://www.gsk.ru

 

 

Приложения

Приложение 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
(на начало учебного года)

Годы

Число 
образовательных  
учреждений

В них 
студентов  - всего, тыс.человек

в том числе обучавшихся на отделениях

На 10 000 человек  
населения приходилось студентов

очных

очно-заочных  
(вечерних)

заочных

экстернат

 

Все образовательные  учреждения высшего профессионального  образования

1914

72

86,5

86,5

-

-

-

10

1917

150

149

149

-

-

-

16

1927 
(на 15 декабря)

90

114,2

114,2

-

-

-

1940/41

481

478,1

335,1

15

128

-

43

1950/51

516

796,7

502,6

17

277,1

-

77

1960/61

430

1496,7

699,2

167,6

629,9

-

124

1970/71

457

2671,7

1296,5

389,8

985,4

-

204

1980/81

494

3045,7

1685,6

401

959,1

-

219

1990/91

514

2824,5

1647,7

284,5

892,3

-

190

1995/96

762

2790,7

1752,6

174,8

855,8

7,5

188

2000/01

965

4741,4

2625,2

302,2

1761,8

52,2

324

2002/03

1039

5947,5

3104,0

346,0

2399,9

97,6

410

2003/04

1044

6455,7

3276,6

351,3

2703,7

124,1

448

2004/05

1071

6884,2

3433,5

361,8

2942,5

146,4

480

2005/06

1068

7064,6

3508,0

371,2

3032,0

153,4

495

2006/07

1090

7309,8

3582,1

372,3

3195,9

159,6

514

2007/08

1108

7461,3

3571,3

352,9

3367,9

169,2

525

2008/09

1134

7513,1

3457,2

343,7

3540,7

171,5

529

2009/10

1114

7418,8

3280,0

323,6

3639,2

175,9

523

Информация о работе Статистическая характеристика высшего профессионального образования