Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение статистики сферы высшего образования в России. Задачами, поставленными для реализации этой цели, являются статистическое исследование системы показателей в сфере высшего образования и проведение анализа по его результатам. Структура данной курсовой работы содержит два раздела: теоретические аспекты статистики изучения сферы высшего образования и статистический анализ сферы высшего образования на современном этапе. Первый раздел содержит основные термины, которые используются в сфере высшего образования. Во втором разделе производятся расчеты основных показателей динамики, характеризующих образование в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы высшего профессионального образования……………………………………………………………………….4
1.1.Понятие, структура и роль высшего профессионального образования…………………………………………………………………….4
1.2.Источники статистической информации о сфере высшего образования………………………………………………………………………..8
Глава 2.Статистическая характеристика показателей ВПО……………..11
2.1.Анализ структуры ВПО……………………………………………………..11
2.2.Статистический анализ системы показателей сферы высшего образования………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиографический список…………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………..…27
В табл.7 приведены данные о сфере высшего образования в России, на основе которых произведем анализ следующих показателей динамики:
Абсолютный прирост:
∆ у баз = yi – y0
∆ у цепн = yi – yi-1
Абсолютный прирост характеризует скорость изменения ряда динамики.
Большое значение при анализе динамики имеют темпы роста (Тр) и прироста (Тпр) для базисных и цепных показателей динамики. Тр - отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню, выраженное в %, оценивающее изменение уровней ряда динамики Тпр – отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню, выраженное в %, служит для выражения изменения величины абсолютного прироста уровней ряда динамики в относительных величинах.
Трц =
Тпрц = Трц – 100%
Таблица 8
Показатели динамики числа учебных заведений
Годы |
число учебных заведений |
Абсолютный прирост |
темп роста |
темп прироста | |||
базис |
цепной |
базис |
цепной |
базисн |
цепной | ||
2004/05 |
1071 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2005/06 |
1068 |
-3 |
-3 |
99,7 |
99,7 |
-0,3 |
-0,3 |
2006/07 |
1090 |
19 |
22 |
101,8 |
102 |
1,8 |
2 |
2007/08 |
1108 |
37 |
18 |
103,5 |
101,7 |
3,5 |
1,7 |
2008/09 |
1134 |
63 |
26 |
105,9 |
102,3 |
5,9 |
2,3 |
2009/10 |
1114 |
43 |
-20 |
104 |
98,2 |
4 |
-1,8 |
Число учебных заведений в 2010 году увеличилось на 43 единицы по сравнению с 2004 годом. Наиболее стремительный рост числа учебных заведений наблюдался в 2008/09 году, где прирост составил 63 учебных заведения по сравнению с 2004/05 годом или 5,9 %. Однако число заведений в 2009/10 снизилось на 20 по сравнению с 2008/09 годом.
Тем не менее, в среднем наблюдается тенденция увеличения числа высших учебных заведений в период с 2004 по 2010 года.
Таблица 9
Общее количество студентов
Годы |
Число студентов |
Абсолютный прирост |
Темп роста, % |
Темп прироста, % | |||
Цепн |
Базис |
Цепн |
Базис |
Цепн |
Базис | ||
2004/05 |
6884,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2005/06 |
7064,6 |
180,4 |
180,4 |
102,6 |
102,6 |
2,6 |
2,6 |
2006/07 |
7309,8 |
245,2 |
425,6 |
103,5 |
106,1 |
3,5 |
6,1 |
2007/08 |
7461,3 |
151,5 |
577,1 |
102 |
108,4 |
2 |
8,4 |
2008/09 |
7513,1 |
51,8 |
628,9 |
100,7 |
109.1 |
0,7 |
9,1 |
2009/10 |
7418,8 |
-94,3 |
534,6 |
98,7 |
107,8 |
-1,3 |
7,8 |
Число студентов по сравнению с 2004/05 годом увеличилось на 7,8 %,что составляет 534 человека. Наибольший приток студентов наблюдался в 2008/09 году, который составил 628,9 человек или 9,1 %.Небольшой спад произошел с 2008 по 2010 года, где число студентов уменьшилось на 94 человека, что составило 1,3 % от числа поступивших в предыдущем году.
Далее проведем выравнивание ряда динамики, построим уравнение и спрогнозируем развитие учебных заведений на последующие годы. Аналитическое выравнивание является наиболее эффективным способом выявление основной тенденции развития.
Таблица 10
Исходные и расчетные данные для определения параметров системы уравнения
Годы |
число учебных заведений |
t |
yt |
t2 |
|
2005/06 |
1068 |
-2 |
-2136 |
4 |
1075 |
2006/07 |
1090 |
-1 |
-1090 |
1 |
1089 |
2007/08 |
1108 |
0 |
0 |
0 |
1103 |
2008/09 |
1134 |
1 |
1134 |
1 |
1116 |
2009/10 |
1114 |
2 |
2228 |
4 |
1130 |
Итого |
5514 |
0 |
136 |
10 |
5514 |
Общий вид уравнения имеет вид:
y(t) = a0 + ai ∙t , где
a0 - среднее значение признака : a0 = ,
ai – средняя скорость изменения уровня ряда ai =
По данным найдем параметры уравнения:
a0 = 1102,8
ai = 13,6
Следовательно уравнение прямой имеет вид:
y(t) =1102,8+13,6 * t
Чтобы рассчитать перспективные значения, нужно подставить в уравнение перспективные значения показателя времени.
Прогноз на 2010/11 год:
у(3)= 1102,8+13,6 *(3) =1143
Прогноз на 2011/12 год:
y(4)= 1102,8+13,6 *(4) = 1157
По окончании расчетов необходимо построить график, на котором необходимо изобразить исходные данные и теоретические значения уровня ряда (рис.5).
Рис. 5. Выравнивание ряда динамики
В результате выравнивания фактических уровней ряда по прямой, видна тенденция роста динамики высших учебных заведений. Это связано в первую очередь с тем, что высшее образование России на протяжении последних лет находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящих в высшей школе, являются ее сложное материально-экономическое состояние и стремление при этом войти в мировую образовательную систему в качестве полноправного члена. На развитие высшего образования в России влияют и глобальные мировые процессы, которые изменяют сложившееся представление о высшем образовании, его целях и задачах. Реформа высшего образования России направлена на повышение качества образования, являющегося основным результатом деятельности высшего учебного заведения. Ее основными элементами, согласно основному закону, является совокупность: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов; образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Заключение
Итак, в ходе проделанной нами работы были выявлены особенности развития образования на примере государственных и муниципальных высших учебных заведений, были рассмотрены основные задачи, стоящие перед современным образованием, сформулированы основные проблемы, связанные с рынком образовательных услуг в нашей стране, а также предложены способы их решения, образование было охарактеризовано как вид деятельности. Мы провели некоторые расчеты, на основе которых можно сделать следующие выводы:
- высшее образование России на протяжении последних лет находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Для современной России оно играет важную роль в кадровом и научном обеспечении народного хозяйства, выполняет важную социальную функцию – позволяет гражданам реализовать право на саморазвитие, нередко и вне связи с будущей или настоящей профессиональной деятельностью;
- самое большое количество государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составляют университеты, число которых равно 345, что составляет больше половины всех учреждений;
- в 2009 году самое большое количество подаваемых заявлений наблюдалось по направлению специальности информационной безопасности и составило 850 заявлений, на втором месте – социальные науки, где количество поданных заявлений о приеме на 100 мест составило 578;
- более половины специалистов обучаются на так называемой договорной основе, т.е. преимущественно, в России преобладает платное высшее образование;
- структура подготовки молодых работников по значительному числу специальностей и профессий не полностью соответствует структуре современных потребностей общества и тем структурным изменениям, которые происходят в экономике. Учебные заведения по своей инерции продолжают готовить кадры на основе сложившейся структуры возможностей. Недостаточно учитываются новые приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в отраслях и регионах.
Данные выводы заставляют серьезно задуматься об эффективности функционирования системы высшего образования на данном этапе развития и целесообразности вмешательства общества в процесс подготовки специалистов определенного профиля.
Характеристика изменений,
происходивших в системе
Библиографический список
15. http://www.gsk.ru
Приложения
Приложение 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на начало учебного года)
Годы |
Число |
В них |
в том числе обучавшихся на отделениях |
На 10 000 человек | |||
очных |
очно-заочных |
заочных |
экстернат | ||||
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования | |||||||
1914 |
72 |
86,5 |
86,5 |
- |
- |
- |
10 |
1917 |
150 |
149 |
149 |
- |
- |
- |
16 |
1927 |
90 |
114,2 |
114,2 |
- |
- |
- |
… |
1940/41 |
481 |
478,1 |
335,1 |
15 |
128 |
- |
43 |
1950/51 |
516 |
796,7 |
502,6 |
17 |
277,1 |
- |
77 |
1960/61 |
430 |
1496,7 |
699,2 |
167,6 |
629,9 |
- |
124 |
1970/71 |
457 |
2671,7 |
1296,5 |
389,8 |
985,4 |
- |
204 |
1980/81 |
494 |
3045,7 |
1685,6 |
401 |
959,1 |
- |
219 |
1990/91 |
514 |
2824,5 |
1647,7 |
284,5 |
892,3 |
- |
190 |
1995/96 |
762 |
2790,7 |
1752,6 |
174,8 |
855,8 |
7,5 |
188 |
2000/01 |
965 |
4741,4 |
2625,2 |
302,2 |
1761,8 |
52,2 |
324 |
2002/03 |
1039 |
5947,5 |
3104,0 |
346,0 |
2399,9 |
97,6 |
410 |
2003/04 |
1044 |
6455,7 |
3276,6 |
351,3 |
2703,7 |
124,1 |
448 |
2004/05 |
1071 |
6884,2 |
3433,5 |
361,8 |
2942,5 |
146,4 |
480 |
2005/06 |
1068 |
7064,6 |
3508,0 |
371,2 |
3032,0 |
153,4 |
495 |
2006/07 |
1090 |
7309,8 |
3582,1 |
372,3 |
3195,9 |
159,6 |
514 |
2007/08 |
1108 |
7461,3 |
3571,3 |
352,9 |
3367,9 |
169,2 |
525 |
2008/09 |
1134 |
7513,1 |
3457,2 |
343,7 |
3540,7 |
171,5 |
529 |
2009/10 |
1114 |
7418,8 |
3280,0 |
323,6 |
3639,2 |
175,9 |
523 |
Информация о работе Статистическая характеристика высшего профессионального образования