Статистические методы в исследовании показателей здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении теоретических основ статистики и расчет статистических показателей. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
 изучение общих основ статистики
 рассмотреть показатели здравоохранения в Омской области
 рассмотреть прикладные пакеты программ, используемых при расчете показателей
 произвести сводку и группировку
 рассчитать основные статистические показатели: относительные, средние величины, показатели вариации, причинно-регрессионный анализ, показатели ряда динамики, индексы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Общие основы статистики 6
1.2 Показатели здравоохранения 12
1.3 Информационные технологии в изучении статистики 16
2 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 20
2.1 Сводка и группировка 20
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3 Расчет средних величин 27
2.4 Расчет показателей вариации 32
2.5 Коррекционно-регрессионный анализ 34
2.6 Анализ рядов динамики 37
2.7 Расчет показателей здравоохранения 40
2.8 Тренд ……………………………………………………………………… 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

Вложенные файлы: 1 файл

Statist_kursovaya_Prokhovich_329_1 (1).doc

— 977.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

 

Специальность 080504 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: Статистические методы в исследовании показателей здравоохранения

 

по дисциплине СТАТИСТИКА

Студент     Ганихина Ксения Андреевна       группы ЗМУ – 329_

 

Пояснительная записка

 

Шифр работы _________________________________________

 

 

 

 

Руководитель работы

Кузина Н.А._____________                    

________________________

(подпись, дата)

Разработал студент

Ганихина К.А..________

________________________

(подпись, дата)

Оценка_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

 

ФГБОУ «ВПО «Омский государственный технический университет»

 

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»


 

 

Задание

на выполнение курсовой работы по дисциплине «СТАТИСТИКА»

 

Студент_____Ганихина Ксения Андреевна_________________________

Тема работы______: Статистические методы в исследовании показателей  здравоохранения ___________

Срок сдачи студентом законченной работы  « _______» ________________ 20 __ г.

Исходные данные к работе______________________________________________________________________

Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)_______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечень графического материала

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная рекомендуемая литература_____________________________________________________________

Дата выдачи задания « _______» ________________ 20 __ г..

Зав. кафедрой_________________________________________________________________________________

                               (уч. степень,    звание,                                 Ф И О  ,                                             подпись, дата)            

 

Руководитель _________________________________________________________________________________

(уч. степень,    звание,                                 Ф И О                                              подпись, дата)            

 

Задание принял к исполнению студент____________________________________________________________

(подпись, дата)

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерным для современного этапа развития естественных и технических наук является весьма широкое и плодотворное применение статистических методов во всех областях знания. Задача любой науки состоит в выявлении и исследовании закономерностей, которым подчиняются реальные процессы. Найденные закономерности имеют не только теоретическую ценность, они широко применяются на практике – в планировании, управлении и прогнозировании.

В современном обществе важную роль в механизме управления экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие страны. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном счете – принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.

Статистика нужна и для страны, и для предприятия, и для региона. Статистические методы позволяют разрабатывать стратегию развития фирмы на основе прогнозирования динамики основных показателей и соотношений между ними. Важное значение для успешной работы фирмы имеют статистические методы контроля и анализа качества продукции. Динамика макроэкономических показателей дает основание для разработки перспективных планов развития экономики в целом, измерения эффективности общественного производства и т.д. [9, с. 3]

Статистика работает с числовой и нечисловой информацией, с большими и малыми выборками, с вычислениями, таблицами и графиками. Имеется множество отечественных и зарубежных пакетов прикладных программ статистической обработки данных на персональных компьютерах.

Изучение статистических методов актуально для отраслей сфер жизни общества, к которым относится и здравоохранение.

Цель данной работы состоит в изучении теоретических основ статистики и расчет статистических показателей.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • изучение общих основ статистики
  • рассмотреть показатели здравоохранения в Омской области
  • рассмотреть прикладные пакеты программ, используемых при расчете показателей
  • произвести сводку и группировку
  • рассчитать основные статистические показатели: относительные, средние величины, показатели вариации, причинно-регрессионный анализ, показатели ряда динамики, индексы.

Объектом исследования является статистическая совокупность больных по муниципальным районам Омской области. Предмет исследования – статистические показатели здравоохранения по Омской области.

В курсовой работы были использованы материалы учебной, периодической литературы, а также электронные источники. Основными авторами являются Сизова Т. М., Иода Е. В., Кошевой О. С.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении изложена актуальность курсовой работы, цель и задачи, объект и предмет исследования работы.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты статистики, информационные технологии, используемые при расчете показателей, а также статистические показатели здравоохранения по Омской области.

Во второй главе рассчитаны основные показатели здравоохранения, проведен причинно-регрессионный анализ и анализ рядов динамики.

В заключении отражены результаты исследования.

В ходе выполнения статистического анализа использовался табличный процессор Microsoft Excel.

Особую актуальность представляет:

 повышение возможностей  государственной статистики по  обеспечению полноты и достоверности  информации, а также сопоставимости  статистической информации внутри  страны (между различными регионами) и в международном аспекте.

совершенствование системы статистических показателей, приемов и методов сбора, обработки, накопления и анализа статистической информации в условиях современных технических возможностей. Это имеет большое значение для развития и повышения эффективности всей системы жизнеобеспечения в стране, развития систем управления в здравоохранении и социальной сфере.

В современных условиях для определения путей снижения смертности населения России принципиально важно понять, болеет ли наше население чаще, чем население других стран, или заболевания возникают с той же частотой, а причины высокой смертности надо искать в другом, например в качестве деятельности системы здравоохранения. Ответ на этот принципиальный вопрос требует достоверных сведений об уровне заболеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Общие основы статистики

 

В настоящее время под термином статистика понимают следующее.

Статистика - одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Статистика - это учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, дающих всесторонне представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях.

Статистика - это инструмент эффективного познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика - это одна из форм практической деятельности людей, цель которой - сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. [15, с. 18]

Статистика изучает свой предмет при помощи определенных категорий, то есть понятий, отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира, к важнейшим из которых относятся:

  • статистическая совокупность;
  • статистическая единица;
  • статистический признак;
  • статистическая закономерность;
  • статистические показатели. [7, с. 24]

Статистическая совокупность – множество существующих во времени и пространстве варьирующих явлений, однокачественных (однородных) по определенному признаку. Статистическая совокупность является объектом статистического изучения.

Определение статистической совокупности позволяет выделить основные её свойства:

  • Неразложимость – частичное возникновение или частичное исчезновение элементов статистической совокупности не разрушаёт её качественной основы, все её качественные характеристики сохраняются.
  • Статистическая совокупность всегда однородна хотя бы по одному признаку. Все элементы статистической совокупности обладают хотя бы одним общим свойством. Однако, общее не означают одинакового. Значения общего признака у разных единиц совокупности, как правило, отличаются друг от друга. Однородность статистической совокупности устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и задачами.
  • Важнейшим свойством статистической совокупности является вариация - количественное изменение значения статистического признака при переходе от одного ее элемента к другому. Если значения признака у всех элементов одинаково, нет смысла в изучении всей статистической совокупности, достаточно рассмотреть лишь один её элемент, чтобы получить знание обо всем явлении. Вариация возникает под воздействием определённого комплекса условий и причин. Статистика не занимается выявлением и выяснением этих причин. Этим занимаются специальные экономические дисциплины, а статистика количественно оценивает воздействие каждой причины на вариацию конкретного признака, что позволяет учитывать указанное воздействие при принятии управленческих решений различного уровня. [11, с. 47]

Статистическая единица – неразложимый первичный независимый элемент статистической совокупности, являющийся носителем определённого статистического признака. Она является пределом дробления статистической совокупности, при котором сохраняются все свойства изучаемого явления или процесса, ее частным случаем. Выбор статистической единицы определяется целью и уровнем проводимого статистического исследования. Например, можно изучать производительность труда на уровне отрасли, предприятия, цеха, участка, бригады. В каждом случае статистические единицы будут разными: предприятие отрасли, работник данного предприятия, рабочий данного цеха, бригады.

Статистический признак – характерное свойство, определённое качество статистической совокупности. Значение признака отдельной единицы статистической совокупности называется вариантой. [19, с. 53]

Статистические признаки можно классифицировать по множеству оснований.

                                                                                              Таблица 1

Классификация признаков

Основания классификации

Характер

выражения

Характер

вариации

Отношение

ко времени

Характер

взаимосвязи

Атрибутивные

количественные

Альтернативные

дискретные

непрерывные

Моментные

интервальные

Факторные

результативные


 

По характеру выражения различают атрибутивные и количественные признаки:

  • атрибутивные (описательные) – выражаются словесно, например, пол, национальность, образование и др. По ним можно получить итоговые сведения о количестве статистических единиц, обладающих данным значением признака;
  • количественные – выражаются числовой мерой. По ним можно получить итоговые данные о количестве единиц, обладающих конкретным значением признака, и суммарное или среднее значение признака по совокупности.

По характеру вариации признаки делятся на:

  • Альтернативные, которые могут принимать только одно из двух возможных значений признака. Это признаки обладания или не обладания чем-либо;
  • дискретные – количественные признаки принимающие только отдельные значения, без промежуточных между ними - как правило целочисленные;
  • непрерывные – количественные признаки, принимающие любые значения. На практике они, как правило, округляются в соответствии с принятой точностью.

Информация о работе Статистические методы в исследовании показателей здравоохранения