Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:35, курсовая работа
Демография – наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, т. е. процесса смены одних групп людей другими. Воспроизводство населения происходит, прежде всего, вследствие естественного движения населения, т. е. через рождаемость и смертность. Население отдельных территорий меняется также вследствие прибытия людей с других терри-торий (иммиграция) и выбытия их на другие территории (эмиграция), вместе образующих механическое движение населения. Изменение населения совершается и путем перехода людей из одного состояния в другое по мере изменения их возраста, семейного положения, числа детей, уровня образования, профессии, социального положения и т. д.
Введе-ние……………………………………………………………………. 3
1. Социально-экономическое значение статистического изучения де-мографических процессов……………………………………………..
5
2. Природно-экономическая характеристика г. Оренбурга …………… 12
3. Статистическое изучение демографических процессов в г. Оренбур-ге…………………………………………………………………….
19
3.1 Анализ численности населения……………………………………… 19
3.2 Анализ воспроизводства населения……………………………….... 22
3.3 Изучение последствий миграции населе-ния………………………… 23
3.4 Демографический прогноз…………………………………………… 25
3.5 Корреляционно-регрессионный анализ численности населения… 28
Заключе-ние………………………………………………………………… 33
Список использованных источников…………………………………… 35
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»
Кафедра статистики
и экономического анализа
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистика»
на тему: «Статистический анализ демографических процессов
в г. Оренбурге»
Выполнила: студентка 34 гр.
специальности «Финансы и кредит»
Панова Т.В
Проверила: к. э. н., доцент Мельникова Е.В.
Оренбург 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
12 |
|
19 |
3.1 Анализ численности населения……………………………………… |
19 |
3.2 Анализ воспроизводства населения……………………………….... |
22 |
3.3 Изучение последствий миграции населения………………………… |
23 |
3.4 Демографический прогноз………………… |
25 |
3.5 Корреляционно-регрессионный анализ численности населения… |
28 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список использованных источников…………………………………… |
35 |
Приложения…………………………………………………… |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Демография – наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, т. е. процесса смены одних групп людей другими. Воспроизводство населения происходит, прежде всего, вследствие естественного движения населения, т. е. через рождаемость и смертность. Население отдельных территорий меняется также вследствие прибытия людей с других территорий (иммиграция) и выбытия их на другие территории (эмиграция), вместе образующих механическое движение населения. Изменение населения совершается и путем перехода людей из одного состояния в другое по мере изменения их возраста, семейного положения, числа детей, уровня образования, профессии, социального положения и т. д.
Актуальность темы исследования. Статистика населения, являясь самой древней отраслью статистики, всегда играла важную роль в управлении государством. И в наши дни статистическое изучение населения не только не утратило своей актуальности, но и приобрело первостепенное значение в связи с сокращением численности российского населения. Прогнозируемые высокие темпы снижения численности населения в РФ вызывают потребность статистических исследований в этой области.
С начала 90-х гг. наша страна вступила в стадию демографического кризиса. Ситуация в области демографии характеризуется прежде всего низкой рождаемостью и высоким уровнем смертности, относительно низкой продолжительностью жизни населения, особенно мужского, а также высоким уровнем разводов.
Существующая демографическая ситуация, сложившиеся типы воспроизводства населения и их эволюция ставят задачу более развернутого изучения их социально-экономической обусловленности с целью научно-обоснованного управления демографическими процессами. Изучение социально-экономического и демографического развития регионов показывает, что демографические процессы в регионах, в частности рождаемость и смертность, изменяются под решающим воздействием экономического развития, и одновременно сами оказывают влияние на экономический рост.
Объектом исследования является население г. Оренбурга.
Предметом исследования является система количественных и качественных показателей, характеризующих демографические процессы в г. Оренбурге.
Целью исследования является выявление особенностей демографической ситуации и факторов, ее обуславливающих, в г. Оренбурге, а также прогнозирование численности населения, выявление корреляционной связи.
Задачи исследования. Для достижения данной цели в ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:
Практическая значимость исследования. В работе сформулированы выводы и рекомендации для демографической политики в регионе. Полученные результаты могут быть использованы при принятии управленческих решений в целях регулирования численности и улучшения социально-экономического положения населения.
Демографический процесс – последовательность одноименных демографических событий в жизни людей, имеющих значение для смены их поколений. Среди демографических процессов выделяют процессы пополнения (рождаемость, брачность) и процессы выбытия (смертность, разводимость).
Изучая взаимосвязи демографических процессов между собой, их зависимость от социально-экономических явлений, а также социально-экономические последствия развития населения демография раскрывает законы и закономерности движения населения. Воспроизводство населения, протекающее в конкретной общественной среде, определяется социально-экономическими условиями жизни общества.
Поскольку демографические процессы оказывают влияние на социально-экономическое развитие, правомерна задача определения наиболее выгодного (оптимального) течения этих процессов. Более узкое понятие демографического оптимума означает некоторую наилучшую численность или возрастно-половой состав населения, иногда наиболее выгодные темпы его роста. [1]
Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы анализа. Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Процесс сбора информации о населении слагается из трех источников: переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграции населения.
Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Основным инструментом демографического анализа является описательная статистика населения по полу, возрасту, занятиям, с помощью которой имеется возможность отслеживать показатели движения населения.
Специфика демографических процессов, в частности естественного движения населения, привела к разработке ряда специфических демографических методов исследования – метода гипотетического поколения, отражающего закономерности воспроизводства в данный момент с помощью набора возрастных показателей для лиц разных поколений, метода когорт, или исследования воспроизводства реального поколения людей, методов потенциальной демографии, оперирующей численностями не людей, а человеколет предстоящей жизни. Наряду с перечисленными методами демография не только допускает, но и требует применения абстрактно-аналитического метода вообще, сочетания индукции и дедукции. В демографии необходимо формулировать гипотезы, проверять их фактами, достигать на этой основе научных обобщений. Таким образом, методология демографического исследования предполагает единство теоретического анализа, статистического измерения, научного прогноза и определения практической политики. [7]
Демографические процессы оказывают многообразное как непосредственное, так и опосредованное влияние на социально-экономическую жизнь общества, последствия которого необходимо предвидеть и учитывать в планировании развития социальной инфраструктуры. Важнейшими проявлениями этого влияния выступают обоснование объема и структуры бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения и развитие социальной сферы, влияние процессов старения на пенсионное обеспечение и видоизменение адресной помощи пожилым людям, перспективы развития систем здравоохранения и образования. Демографические процессы влияют и на обоснование и принятие социальных программ по содействию в трудоустройстве; структуру спроса на товары и услуги; развитие розничной торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи; туризма. Все эти направления изучены довольно слабо. Более того, неясно, какие структурные сдвиги в численности населения должны приниматься во внимание, насколько значительными они должны быть. Как процессы замещения поколений, изменения в режиме воспроизводства населения, в миграции скажутся на структуре потребностей населения, а также на возможностях государства выполнять свои функции (обеспечивать безопасность страны, создавать те или иные институты, благоприятные условия для жизнедеятельности).
Демографические процессы отличаются некоторой цикличностью. В результате этого формируется пульсирующий механизм изменения не только демографических, но и тесно связанных с ними социально-экономических процессов. Это сопровождается существенными внутренними структурными изменениями, что придает новые импульсы для развития населения и социально-экономической инфраструктуры.
Под влиянием циклических изменений численности родившихся при условии стабильной смертности и миграции формируется различная структура населения.
Циклические колебания демографических процессов, прежде всего численности родившихся, вызывают колебания возрастного состава молодежи, что в свою очередь влияет на структуру спроса на услуги в сфере образования. Специфика возрастного состава молодежи определяет приоритеты в развитии спроса на образовательные услуги. Для развитых стран стабилен приоритет в развитии профессионального образования (более высоких степеней образования). Для развивающихся стран – в развитии начального образования. Для России на рубеже веков приоритет переместился от основного (базового) к профессиональному образованию.
Однако если в развитых странах происходит выравнивание в соотношении выделенных групп, то в развивающихся странах и в России различия между группами усиливаются. В результате система образования в России находится в состоянии больших динамических изменений, что выражается не только в изменении тенденций в спросе на образовательные услуги (рост спроса сменяется его уменьшением), но и в смене приоритетов (от начального образования к основному; от основного к профессиональному; от профессионального к начальному) – вслед за изменением модальной возрастной группы. [9]
Одним из направлений анализа, в котором очевидно влияние демографических факторов, выступают исследования гендерных различий.
Гендерная статистика содержит статистические данные о женщинах и мужчинах, отражающие их положение во всех сферах общества с целью выявления степени реализации принципа равных прав и равных возможностей. С целью проведения гендерно-ориентированной и гендерно-сбалансированной политики, направленной на ликвидацию диспропорции в представительстве женщин и мужчин в различных сферах жизни общества, статистика решает следующий комплекс задач:
Информация о работе Статистический анализ демографических процессов в г. Оренбурге