Статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока.
Задачи данной работы:
выделить основные теоретические аспекты статистического анализа развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока;
раскрыть методику расчета статистических показателей туризма;
провести статистический анализ основных показателей, характеризующих развитие развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа развития туристического бизнеса…………..6
1.1 Туристический бизнес как объект статистического исследования………………………………………….………………………...........6
1.2 Основные показатели оценки туристического бизнеса туризма…………………………………………………………...……………........11
1.3 Методика статистического анализа развития туристического бизнеса........................................................................................................................15
2. Статистический анализ развития туристического бизнеса региона (на примере восточного федерального округа………………………………………..21
2.1 Статистическая оценка динамики основных показателей туристического бизнеса……………………………...……………………………………………….21
2.2 Статистический анализ спроса и предложения туристического бизнеса………………………………………………………………………………29
2.3 Проблемы и перспективы развития туристического бизнеса на Дальнем Востоке………………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………….......40

Вложенные файлы: 1 файл

Moy_Kursach_33_3355.docx

— 186.25 Кб (Скачать файл)

Начиная со второй половины ХХ века массовость международных путешествий отвела туризму первое место в экономике большинства стран. В результате возникла острая необходимость в учете, прогнозировании и планировании путешествий и туризма в целом.

Действовавшие ранее методы определения и учета  показателей международного туризма  все больше устаревали с его развитием. Отсутствовали одинаковые для всех стран методы получения и измерения  туристских данных, что создавало  серьезные препятствия для обобщения  туристской статистики на национальном, региональном и мировом уровнях. Создание общего языка и методов учета статистики международного туризма стало насущной потребностью государства, общества и бизнеса.

В 80-х  годах ЮНВТО совместно со Статистическим отделом Секретариата ООН провела  статистические исследования по модификации  терминологии, а также по интеграции туристской статистики в общую структуру  системы национальных счетов.

С ростом объема и экономического значения туризма  шло развитие статистики.

Сегодня статистика туризма в мире ведется  в целях:

  • оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности – его влияния на платежный баланс;
  • выявления основных тенденций и направлений развития туризма при планировании его материально-технической базы;
  • проведения маркетинговых исследований и продвижения турпродукта к потенциальным потребителям.

Статистика  международного туризма включает 2 основных раздела: статистику туристских потоков и статистику туристских расходов (доходов).

Для каждого  раздела ЮНВТО разработала перечень основных показателей, информативных  и относительно легко измеряемых.

Так, важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность  пребывания.

Под количеством  прибытий (отбытий) понимается число  зарегистрированных туристов, прибывших  в ту или иную страну (выбывших из неё) за определенный период времени (как  правило, за календарный год).

Продолжительность пребывания измеряется в часах для  однодневных поездок и ночевках – для посещений-пребываний. При  этом под ночевкой понимают одни сутки, проведенные одним туристом в  данной стране. Статданные по ночевкам группируются по календарным месяцам, типу и категории средств размещения, а также территориальному признаку.

Статистика  туристских расходов содержит стоимостные  оценки туризма, необходимые при  изучении его влияния на национальную экономику.

Туристские  расходы – это общая сумма  потребительских трат, которые несёт  посетитель при подготовке и в  ходе поездки, а также во время  пребывания в пункте назначения. Расходы  определяются стоимостью товаров и  услуг, приобретаемых для удовлетворения потребностей.

Статистика  международного туризма использует различные формы сбора информации (наблюдение, отчетность предприятий, специально проводимые обследования).

Существующие принципы статучета в туризме не отражают в полной мере реального положения дел в отрасли. Вместе с тем, существует проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистики, принятой в России. Согласно рекомендациям ВТО в России должна быть введена система отчетности по счетам туристской отрасли. В настоящее время ведется разработка методики оценки влияния туризма на национальную и региональную экономику с использованием вспомогательных счетов.

 

 

1.2 Основные показатели оценки туристического бизнеса туризма

 

Эффективность туризма означает получение экономического результата от:

  • организации туризма;
  • туристского обслуживания;
  • производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности  общественного труда.

Экономическая эффективность развития туризма  на микроуровне характеризуется системой экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону:

  • объем туристского потока;
  • величина туристских расходов;
  • состояние и развитие материально-технической базы;
  • показатели финансово-экономической деятельности;
  • показатели развития международного туризма.

К показателям, характеризующим объем туристского  потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.

Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

                                                        (1) 

где – количество туродней, чел.-дней [6];

       – количество туристов, чел

       ; – средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Величина  суммарных туристских расходов Рх в данном регионе определяется следующим образом:

                                              =Д                                                       (2) 

где – средние расходы туриста за сутки [6, стр. 90].

Однако  туристский поток – явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются тремя способами.

 

                                           =                                                (3)

                   =                                                (4)

        =                                                (5)

где , – число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней;

       ; – годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев.

                                                 =                                                  (6) 

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе) [6]. К ним относятся:

  • коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;
  • число коек, предоставляемых местными жителями;
  • число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;
  • число мест в театрах, отведенных для туристов;
  • число ванн в водолечебницах для туристов и т. д.

Мощность  коечного фонда определяется по формуле:

  ,                                       (7)

где – общее количество койко-мест, ед.;

       – число койко-мест круглогодичного использования;

       – число койко-мест сезонного использования, ед.;

        – число дней сезонного использования, дней.

Показатели  финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:

  • выручку от реализации туристского продукта;
  • показатели использования ресурсов рабочей силы;
  • показатели использования основных фондов и оборотных средств;
  • показатели производительности труда и фонда заработной платы;
  • показатели финансового состояния туристского предприятия.

Выручка от реализации туристского продукта является важным показателем. Она должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Выручка от реализации туристского продукта определяется:

  • при расчетах наличными деньгами – при их поступлении в кассу как произведение цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество;
  • при безналичных расчетах – по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия в учреждение банка за купленный туристский продукт.

Отдельно  выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

  • количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
  • количество туродней по иностранным туристам;
  • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Показатели  развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

 

1.3 Методика статистического анализа  развития туристического бизнеса

Статистический анализ посетителей, эффективности функционирования средств размещения, туристского потребления, построение вспомогательного счета в туризме - вот далеко не полный перечень статистических задач, которые должны решать менеджеры и статистики в области туризма. И в этом им должен помочь опыт статистических разработок стран, имеющих развитую статистику туризма.

В настоящее время методология  проведения статистического наблюдения в туризме находится на стадии формирования. Создаются новые подходы  к развитию региональной и муниципальной  статистики, которые предполагают введение новых статистических показателей и форм отчетности. Однако до сих пор выявляются существенные проблемы в статистическом обеспечении туризма, которые связаны с нерешенностью ряда методологических проблем статистики, возникающих при вхождении России в мировое сообщество и выполнении ее обязательств перед международными организациями, в том числе статистическими. Отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические явления и процессы, необходимых для анализа развития российской экономики и российского общества; «распыленностью» информации и трудностями, возникающими у пользователей при получении необходимой информации; несовершенством законодательной базы для получения статистической информации и обеспечения ею всех заинтересованных пользователей; отсутствием регламентации прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти при формировании статистических информационных ресурсов и получении информации из них.

               Статистическая методология исследования массовых явлений различает, как известно, два способа наблюдения в зависимости от полноты охвата объекта: сплошное и не сплошное. Разновидностью не сплошного наблюдения является выборочное, которое в условиях развития рыночных отношений в России находит все более широкое применение. Переход статистики РФ на международные стандарты системы национального счетоводства требует более широкого применения выборки для получения и анализа показ спелей СНС (системы национальных счетов) не только в промышленности, но и в других секторах экономики. Под выборочным наблюдением понимается такое не сплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию (наблюдению) подвергаются единицы изучаемой совокупности, отобранные случайным способом. Выборочное наблюдение ставит перед собой задачу - по обследуемой части дать характеристику всей совокупности единиц при условии соблюдения всех, правил и принципов проведения статистического наблюдения и научно организованной работы по отбору единиц.

           Наряду с экономией ресурсов одной из причин превращения выборочного наблюдения в важнейший источник статистической информации является возможность значительно ускорить получение необходимых данных. Ведь при обследовании, скажем, 10 % единиц совокупности будет затрачено гораздо меньше времени, а результаты могут быть представлены быстрее и будут более актуальными. Фактор времени важен для статистического исследования особенно в условиях изменяющейся социально-экономической ситуации.

            Процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени в статистике принято называть динамикой. Для отображения динамики строят ряды динамики (хронологические, временные), которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке. В нем процесс экономического развития изображается в виде совокупности перерывов непрерывного, позволяющих детально проанализировать особенности развития при помощи характеристик, отражающих изменение параметров экономической системы во времени. Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда, и периоды времени (годы, кварталы, месяцы, сутки) или моменты (даты) времени. Уровни ряда обычно обозначаются через «у», моменты или периоды времени, к которым относятся уровни, - через «t».

           Существуют различные виды рядов динамики. Их можно классифицировать по следующим признакам:

           В зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин.

Информация о работе Статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока