Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 05:19, курсовая работа
Цель работы: статистический анализ развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока.
Задачи данной работы:
выделить основные теоретические аспекты статистического анализа развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока;
раскрыть методику расчета статистических показателей туризма;
провести статистический анализ основных показателей, характеризующих развитие развития туристического бизнеса на примере Дальнего Востока
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа развития туристического бизнеса…………..6
1.1 Туристический бизнес как объект статистического исследования………………………………………….………………………...........6
1.2 Основные показатели оценки туристического бизнеса туризма…………………………………………………………...……………........11
1.3 Методика статистического анализа развития туристического бизнеса........................................................................................................................15
2. Статистический анализ развития туристического бизнеса региона (на примере восточного федерального округа………………………………………..21
2.1 Статистическая оценка динамики основных показателей туристического бизнеса……………………………...……………………………………………….21
2.2 Статистический анализ спроса и предложения туристического бизнеса………………………………………………………………………………29
2.3 Проблемы и перспективы развития туристического бизнеса на Дальнем Востоке………………………………………………………………………….......38
Список использованных источников………………………………………….......40
В зависимости от того, как выражают уровни ряда состояние явления на определенные моменты времени (на начало месяца, квартала, года и т. п.) или его величину за определенные интервалы времени (например, за сутки, месяц, год и т. п.), различают соответственно моментные и интервальные ряды динамики.
Уровни этого ряда - обобщающие итоги статистики вкладов населения по состоянию на определенную дату (на начало каждого месяца).
Из различного характера интервальных и моментных рядов динамики вытекают некоторые особенности уровней соответствующих рядов.
Уровни интервального ряда динамики абсолютных величин характеризуют собой суммарный итог какого-либо явления за определенный отрезок времени. Они зависят от продолжительности этого периода времени, и поэтому их можно суммировать как не содержащие повторного счета.
Отдельные же уровни моментного ряда динамики абсолютных величин содержат элементы повторного счета, например, число вкладов населения, учитываемых за январь, существует и в настоящее время, являясь единицами совокупности и в июне. Все это делает бессмысленным суммирование уровней моментных рядов динамики.
В зависимости от расстояния между уровнями ряды динамики подразделяются на ряды динамики с равноотстоящими уровнями и не равноотстоящими уровнями во времени.
Ряды динамики следующих друг за другом периодов или следующих через определенные промежутки дат называются равноотстоящими . Если же в рядах даются прерывающиеся периоды или неравномерные промежутки между датами, то ряды называются не равноотстоящими.
В зависимости от наличия основной тенденции изучаемого процесса ряды динамики подразделяются на стационарные и не стационарные.
Если математическое ожидание значения признака и дисперсия (основные характеристики случайного процесса) постоянны, не зависят от времени, то процесс считается стационарным и ряды динамики также называются стационарными. Экономические процессы во времени обычно не являются стационарными, так как содержат основную тенденцию развития, но их можно преобразовать в стационарные путем исключения тенденций.
Все явления и процессы, характеризующие социально-экономическое развитие и составляющие единую систему национальных счетов, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. В статистике показатели; характеризующие эти явления, могут быть связаны либо корреляционной зависимостью, либо быть независимыми. Корреляционная зависимость является частным случаем стохастической зависимости, при которой изменение значений факторных признаков (x1, x2, …,xk) влечет за собой изменение среднего значения результативного признака. Корреляционная зависимость исследуется с помощью методов корреляционного и регрессионного анализов.
Корреляционный анализ изучает взаимосвязи показателей и позволяет решить следующие задачи:
Оценка тесноты связи между показателями с помощью парных, частных и множественных коэффициентов корреляции
Гостиничный сектор предоставляет данные о количестве гостиничных мест, числе принятых иностранных посетителей, среднегодовом коэффициенте загрузки номерного фонда иностранными посетителями. Этот метод используется для учета как международных, так и внутренних туристов. Однако он имеет существенный недостаток - не может обеспечить полной информации о пребывании туристов. Связано это с тем, что далеко не все средства размещения предоставляют соответствующую статистическую отчетность (не регистрируются туристы, которые останавливаются в меблированных комнатах, пансионатах, на частных квартирах; не ведется учет экскурсантов, которые предпринимают короткие поездки, пребывают в месте назначения в течение дня и не совершают ночевок). Названный метод имеет еще один серьезный недостаток - он ведет к двойному счету посетителей, меняющих гостиницы во время путешествия на территории одной и той же страны.
Банковский метод статистических наблюдений заключается в сборе информации о валютных операциях, совершаемых международными туристами. Банковские структуры учитывают валютные доходы и расходы, связанные с въездом и выездом туристов. Этот метод имеет ряд преимуществ. Во-первых, он не требует дополнительной информации от туристов, зачастую лишней (например, адрес места постоянного проживания туриста). Во-вторых, он не усложняет пограничные формальности, а также работу статистических органов. Обработку данных выполняет центральный 15 (национальный) банк при составлении платежного баланса. Как и любой другой статистический метод, банковский метод имеет свои недостатки - в процессе использования банковского метода возникают определенные ошибки, а именно, искажается подлинный размер валютных поступлений от международного туризма по ряду причин по ряду причин (из-за наличия параллельных рынков валюты и возможности финансовых злоупотреблений; вследствие отказа физических и юридических лиц использовать наличную валюту в качестве платежного средства.
2.
Статистический анализ
2.1 Статистическая оценка
динамики основных показателей
туристического бизнеса
Дальний Восток - самый удаленный регион России. Этот удивительный край привлекает любителей экстремальных видов спорта и экологического туризма, романтиков, охотников и рыболовов.
Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Рассмотрим таблицу 2.1,в которой приведены статистические показатели развития туристической отрасли в ДФО и его регионам за 2012 год (по сравнению с общероссийскими показателями).
Таблица 2.1 - Статистические показатели развития туристической отрасли в ДФО, 2012 год
Число гостиниц и аналогичных средств размещения |
Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тысяч |
Численность размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек1) |
Объем платных услуг гостиниц и
аналогичных средств | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Российская Федерация |
9316 |
73492,1 |
41065,1 |
141,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
752 |
3958,1 |
2351,8 |
7,7 |
Республика САХА (Якутия) |
126 |
275,2 |
152,2 |
0,8 |
Камчатский край |
38 |
171,3 |
119,5 |
0,3 |
Приморский край |
226 |
1345,1 |
924,4 |
2,3 |
Хабаровский край |
149 |
852,9 |
503,9 |
2,1 |
Амурская область |
107 |
699,0 |
327,6 |
0,5 |
Магаданская область |
20 |
121,6 |
66,8 |
0,2 |
Сахалинская область |
67 |
398,3 |
204,3 |
1,4 |
Еврейская автономная область |
7 |
34,5 |
25,9 |
0,1 |
Чукотский автономный округ |
12 |
30,4 |
27,2 |
0,1 |
Как видно из таблицы 2.1, Приморский край лидирует по числу гостиниц и средств размещения в ДФО, оставив позади себя Хабаровский край и Сахалинскую область.
Используя
таблицу 2.1,покажем развитие туристической
отрасли в Дальневосточном
Рисунок 2.1 Число гостиниц и аналогичных средств размещения
Рассмотрев таблицу и рисунок 2.1,на которых изображено число гостиниц и аналогичных средств размещения, выявим динамику числа ночевок за тот же период на рисунке 2.2.
Динамика числа ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения за тот же период представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тысяч
Поскольку Хабаровский край и Приморский край представляют средние по региону показатели развития туристической отрасли, то далее проанализируем таковые в сравнении.
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год (оценка) |
2012 к 2011, % |
1 |
Количество предприятий, осуществляющих туристскую деятельность (юридических и физических лиц), всего |
единиц |
256 |
255 |
99,6 |
- в т. ч. туроператоров |
единиц |
138 |
137 |
99,3 | |
- в т. ч. турагентов |
единиц |
118 |
118 |
100,0 | |
Количество туроператоров, уполномоченных осуществлять деятельность на канале безвизового туризма с Китаем |
единиц |
88 |
91 |
103,4 | |
2 |
Количество общественных объединений в сфере туризма |
единиц |
3 |
3 |
100,0 |
3 |
Численность занятых на предприятиях, оказывающих туруслуги |
человек |
2750 |
2800 |
101,8 |
4 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению края* |
млн. рублей |
931,2 |
956,0 |
102,7 |
5 |
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения |
единиц |
112 |
115 |
102,7 |
6 |
Численность занятых в гостиницах
и аналогичных средствах |
человек |
2935 |
2965 |
101,0 |
7 |
Объем платных услуг гостиниц и
аналогичных средств |
млн. рублей |
1926,9 |
2105,1 |
109,2 |
8 |
Налоговые поступления в бюджет Хабаровского края от организаций туристского сектора |
млн. рублей |
170,4 |
201,5 |
118,3 |
9 |
Уплачено налогов и сборов в краевой бюджет из расчета на 1-го занятого в отрасли «Туризм» |
тыс. рублей |
30,0 |
34,9 |
116,3 |
10 |
Доля туризма во внутреннем региональном продукте Хабаровского края (гостиницы, турфирмы) |
проценты |
0,6 |
0,6 |
100,0 |
11 |
Доля туризма во внутреннем региональном продукте Хабаровского края с учетом смежных отраслей экономики (экспертная оценка) |
проценты |
4,6 |
4,6 |
100,0 |
12 |
Расходы на поддержку и развитие
туризма: |
млн. рублей |
5,5 200 |
6,05 213 |
107,3 106,5 |
Из таблицы 2.2 видно что в 2012 году среднегодовой коэффициент использования гостиничного фонда в крае составил 0,6, а в его столице – 0,7.
Для того, чтобы сравнить показатели Хабаровского края с Приморским, рассмотрим таблицу 2.3,в которой отражены основные показатели развития туристской отрасли Приморского края за тот же период.
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год (оценка) |
2012 к 2011, % |
1 |
Количество предприятий, осуществляющих туристскую деятельность (юридических и физических лиц), всего |
единиц |
396 |
398 |
101,6 |
- в т. ч. туроператоров |
единиц |
143 |
145 |
104,8 | |
- в т. ч. турагентов |
единиц |
136 |
137 |
107,0 | |
Количество туроператоров, уполномоченных осуществлять деятельность на канале безвизового туризма с Китаем |
единиц |
102 |
110 |
112,4 | |
2 |
Количество общественных объединений в сфере туризма |
единиц |
5 |
7 |
105,0 |
3 |
Численность занятых на предприятиях, оказывающих туруслуги |
человек |
2750 |
2800 |
101,8 |
4 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению края* |
млн. рублей |
931,2 |
956,0 |
107,7 |
5 |
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения |
единиц |
144 |
165 |
107,7 |
6 |
Численность занятых в гостиницах
и аналогичных средствах |
человек |
2935 |
2965 |
101,0 |
7 |
Объем платных услуг гостиниц и
аналогичных средств |
млн. рублей |
2365,9 |
2105,1 |
109,2 |
8 |
Налоговые поступления в бюджет Приморского края от организаций туристского сектора |
млн. рублей |
172,3 |
220,5 |
120,6 |
9 |
Уплачено налогов и сборов в краевой бюджет из расчета на 1-го занятого в отрасли «Туризм» |
тыс. рублей |
33,0 |
34,9 |
115,3 |
10 |
Доля туризма во внутреннем региональном продукте Приморского края (гостиницы, турфирмы) |
проценты |
0,7 |
0,8 |
100,0 |
11 |
Доля туризма во внутреннем региональном продукте Приморского края с учетом смежных отраслей экономики (экспертная оценка) |
проценты |
5,3 |
5,4 |
100,0 |
12 |
Расходы на поддержку и развитие
туризма: |
млн. рублей |
6,3 200 |
7,05 213 |
108,3 109,5 |