Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение показателей экономической конъюнктуры и анализ ее эффективности с помощью статистических методов.
В работе решаются следующие задачи:
рассмотрено понятие и сущность экономической конъюнктуры;
изучены задачи, объекты и система показателей экономической конъюнктуры;
исследована методология статистического анализа эффективности экономической конъюнктуры;
проведено исследование показателей экономической конъюнктуры с применением пакета прикладных программ.

Содержание

Введение 3
Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры 5
1. Понятие и сущность экономической конъюнктуры 5
2. Задачи и основные объекты конъюнктурных исследований 6
3. Система показателей экономической конъюнктуры 8
4. Применение индексного метода в анализе эффективности экономической конъюнктуры 8
5. Использование метода аналитических группировок в анализе экономической конъюнктуры 14
Расчетная часть 16
Задание 1 16
Задание 2 21
Задание 3 26
Задание 4 27
Аналитическая часть 31
1. Постановка задачи 31
2. Методика решения задачи 32
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 32
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 34
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика .doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

Введение

 

Впервые понятие конъюнктуры  было использовано в Германии в 17 в. экономистом А. Вагнером. Наиболее важными  факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Основоположником конъюнктурных  исследований стал У. Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических  показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру.

Если говорить об экономической  конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и  динамики цен.

Факторами, отражающими  экономическую конъюнктуру можно назвать, например, производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а, следовательно, и на конъюнктуру рынка.

Целью работы является изучение показателей экономической конъюнктуры  и анализ ее эффективности с помощью  статистических методов.

В работе решаются следующие  задачи:

    • рассмотрено понятие и сущность экономической конъюнктуры;
    • изучены задачи, объекты и система показателей экономической конъюнктуры;
    • исследована методология статистического анализа эффективности экономической конъюнктуры;
    • проведено исследование показателей экономической конъюнктуры с применением пакета прикладных программ.

Предметом исследования является статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры.

Объектом исследования - экономическая конъюнктура.

 

Статистический анализ эффективности  экономической конъюнктуры

1. Понятие и сущность экономической  конъюнктуры

 

Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А. Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества. Если говорить об экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен.

Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки. [3, с. 34]

Изучение конъюнктуры  товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени.

Выбор системы показателей  определяется целями конкретного исследования, например анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства. Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на постоянные, временные, циклические и нециклические.

К постоянно действующим  факторам относится государственное  регулирование экономики, научно-технический процесс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные  бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка. В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера определяют специфику  производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и  обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

2. Задачи и основные объекты  конъюнктурных исследований

 

Задача конъюнктурных  исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе. [2, с. 128]

Выделяются три уровня исследования конъюнктуры:

  • Общехозяйственный (показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты: экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы, научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства.

Включает фирменную структуру, масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров;

  • Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства);
  • Отдельного товара (показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального или регионального рынка).

Одним из главных понятий  исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и  соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены.

Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен.

На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов. Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке.

В результате исследований изменений в объёме и структуре  потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен. [8, с. 223]

3. Система показателей экономической конъюнктуры

 

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли.

Количественно состояние  конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей:

  • Измеряется объём и динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах.

Это так называемые показатели сферы производства.

  • Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит, данные о розничной и оптовой торговле.

Перечисленное относится  к показателям внутрирегиональной торговли.

  • Объемы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок

Данная группа показателей относится  к группе межрегиональных и внешнеэкономических  связей.

  • Кредитно-денежное обращение.

К этой группе оценки относятся курсы  акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.

Основной характеристикой конъюнктуры  рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется  в поведении цен, скорости оборачиваемости  товаров. [3, с. 41]

4. Применение индексного метода  в анализе эффективности экономической конъюнктуры

 

Одним из главных понятий  исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и  соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены.

Для определения динамики цен однородной продукции исчисляется индекс цен переменного состава [1, с. 372]:

     (1)

где q, р — объемы продукции и цены на нее в отчетном и базисном периодах соответственно; pq — выручка от продажи, или товарооборот. Этот индекс испытывает на себе не только влияние конкретных цен, но и структуры продукции.

Чтобы изучить структурные  особенности цен, исчисляется индекс структурных сдвигов:

     (2)

Деление индекса переменного  состава на индекс структурных сдвигов  дает индекс цен постоянного состава, или обычный агрегатный индекс цен:

      (3)

При построении индекса  цен в качестве весов индекса  обычно берут количество товаров, проданных  в текущем (отчетном) периоде. Это  объясняется тем, что такое исчисление индекса цен позволяет определить не только относительное изменение цен (путем деления числителя индекса на его знаменатель ), но и абсолютную экономию (—) или абсолютный перерасход (+) денежных средств покупателей в результате изменения цен на эти товары (как разность между числителем и знаменателем индекса):

     (4)

Агрегатный индекс цен  с отчетными весами впервые предложен  в 1874 г. немецким экономистом Г. Пааше  и носит его имя. Формула агрегатного  индекса цен Пааше:

      (5)

где — фактическая стоимость продукции (товарооборот) отчетного периода; — условная стоимость товаров, реализованных в отчет ном периоде по базисным ценам.

Индекс цен Пааше  показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост (снижение) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Если из значения индекса  цен Iр вычесть 100%, т.е. (Ip -100), то разность покажет на сколько процентов в среднем возрос (уменьшился) за это время уровень цен на массу товаров, реализованную в отчетном периоде.

При таком методе, рассчитав  индекс цен по формуле, можно подсчитать экономический эффект от изменения цен.

Однако надо отметить, что указанный выбор весов  при построении агрегатного индекса  цен нельзя считать обязательным во всех случаях. В статистике многие задачи могут и должны решаться по-разному  в зависимости от конкретной цели и особенностей исследования.

Формула агрегатного  индекса цен Ласпейреса (предложен  в 1864 г. немецким экономистом Э. Ласпейресом  и носит его имя):

      (6)

Индекс Пааше характеризует  изменение цен отчетного периода  по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от изменения цен, т. е. индекс цен Пааше показывает, на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.

Экономическое содержание индекса Ласпейреса другое: он показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), которую можно было бы получить от изменения цен, т. е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде. Поэтому применение формулы Ласпейреса ограничено особыми условиями исследования (например, при прогнозировании объема товарооборота, в связи с намечаемыми изменениями цен на товары в предстоящем периоде).

«Идеальный» индекс цен  Фишера (по имени американского экономиста И.Фишера) представляет собой среднюю  геометрическую из произведения двух агрегатных индексов цен Лайсперйреса и Пааше:

     (7)

Идеальность формулы  заключается в том, что индекс является обратимым во времени, т.е. при перестановке базисного и  отчетного периодов полученный «обратный» индекс — это величина обратная величине первоночального индекса (этому условию отвечает любой индивидуальный индекс).

Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры